Описание
техники
- Основа –
взаимодействие нескольких человек;
- Агрегирование
индивидуальных точек зрения по определенному
вопросу;
- Использовании
различных источников информации: документации,
исторических записях, более ранних оценках
и исследованиях, интервью и т.п.
Участники
процесса составления
карт
Группа (10-20 человек) состоит
обычно из:
- Администраторов
различных звеньев
- персонал программы,
- клиенты,
- Представители
академического сообщества,
- члены сообществ
- Представителей
организаций,
- Лидеров компаний,
- ЛПР,
- Оценщиков,
- Спонсоров и т.п.
Роль
модератора (внешний
эксперт или участник
программы) – управление
процедурой –
Роль
участников –
определение содержания,
интерпретация и
применение карты.
Основные
этапы составления
концептуальных карт
- Подготовка
– отбор участников и выбор
фокусов анализа
- Выработка утверждений
- Структурирование
утверждений
- Презентация утверждений
в виде концептуальных карт
- Интерпретация
карт
- Применение карт
Шаг 1:
Подготовка
- Отбор участников
- Разработка фокуса
исследования: мозговой штурм, общее собрание
Шаг 2:
Выработка утверждений
- Мозговой штурм
- Количество утверждений
- >100
- Утверждения слова,
краткие формулировки
Шаг 3:
Структурирование
утверждений
- Процедура неструктурированной
сортировки карточек
- Комбинирование
результатов: таблица или квадратичная
матрица
- Индивидуальные
матрицы
комбинированные матрицы
- Ранжирование утверждений
(Шкала Лайкерта)
Структурирование
утверждений: сортировка
карточек
Шаг 4:
Представление утверждений
- Проведение
анализа для помещения концепта
на ту или иную точку карты;
- Группировка или
разделение утверждений на карте по кластерам,
которые отражают более высокие порядки
концептуальных группировок изначального
блока утверждений;
- Составление карт,
которые покрывают утверждения либо по
точкам, либо по кластерам.
Шаг 4.1:
Проведение анализа
для расположения точек
на карте
Многомерное
шкалирование – представление
совокупности интересующих исследователя
объекта в виде некоторого
набора точек многомерного пространства
некоторой небольшой размерности,
при этом каждому объекту соответствует
одна точка. Координаты точек
истолковываются как значения
неких характеристик исходных
объектов, которые объясняют их
свойства и взаимоотношения.
Неметрическое шкалирование
– использование не оценок
сходства объектов, а результатов
их ранжирования.
Шаг 4.2:
Кластерный анализ
Кластерный
анализ – метод, позволяющий разбить
изучаемую совокупность объектов на группы
«схожих» объектов, кластеров.
Аггломеративная
группировка – начинаем с создания
элементарных кластеров, каждый состоит
из одного наблюдения, на каждом последующем
шаге объединяем два наиболее близких
кластеров в один.
Шаг 4.3:
Составление карты
Берем усредненные
рейтинги по участникам для
каждого утверждения и кластера.
Переносим это графически на
карту – точечную ранжированную
и/или кластерную ранжированную
карту.
Шаг 5:
Интерпретация карты
- Лист утверждений
- Кластерный лист
- Точечная карта
- Кластерная карт
- Точечная ранжированная
карта
- Кластерная ранжированная
карта
Лист
утверждений
Утверждения, полученный
в процессе мозгового штурма:
1)…
2)…
. …
. …
. …
n)…
Лист
кластеров
1)
13)
2)
75)
78)
3)
4)
51)
52)
91)
24)
32)
36)
70)
76)
10)
88)
15)
31)
22)
Точечная
карта
Кластерная
карта
Точечная
ранжированная карта
Кластерная
ранжированная карта
Шаг 6:
Применение концептуальной
карты
- При планировании
проведения оценивания: метод позволяет
акцентировать внимание на ключевых
оценочных ресурсах для достижения
максимальной эффективности программы.
- При выработке
консенсуса среди партнеров, заинтересованных
в оценке.
- В случае отсутствия
ясности по поводу программных целей и
ожидаемых результатов, а также критериев
изменения ситуации.
- Техника оптимальна
на различных этапах:
- В контексте ex
ante – для определения основных целей и
приоритетов
- В контексте ex post
– для оформления критериев эффективности
и индикаторов
- В контексте on going
evaluation
Что
можно концептуализировать?
- Целевая аудитория
- География
- Тема/содержание
программы
- Политический цикл
- Тренды
- Издержки
Метод
концептуальных карт:
Преимущества:
- занимает мало
времени
- легкость процесса
- учет большого
количества мнений, в т.ч. стэйкхолдеров
Недостатки:
- подходит лишь
для начального этапа
- громоздкость метода
Цветовое
голосование
- Определение
- Техника проведения
- Pекомендации по
применению
- Приемы цветового
голосования
- Соединение метода
«мозгового штурма» и «цветового голосования»
Определение
цветового голосования
Цветовое
голосование – техника, применяемая
для проведения встреч, основанная
на визуальном представлении
мнений в группе. В ситуации
оценивания, когда вовлечены несколько
участников, оно может быть использовано
для структурирования дискуссии
и коллективной рефлексии, способствуя
выражению всех точек зрения.
Цветовое
голосование – это инструмент,
повышения объективности оценивания
в контексте плюралистического
подхода. Этот метод может быть
применен для прояснения и
классификации вопросов оценивания,
выборы критериев оценивания, обоснования
заключения и формулировки рекомендаций.
Техника
проведение цветового
голосования
Цветовое
голосование - запись всех высказывания
на больших листах бумаги большими
буквами и размещение этих
листов на стене. Рядом с каждым
высказыванием оставляется место
для «голосования». У каждого
из участников обсуждения в
распоряжении имеется некоторое
количество разноцветных стикеров
(в зависимости от количества
обсуждаемых высказываний). Каждый
может поместить один или все
стикеры напротив заявления (или
заявлений), с которым больше всего
согласен.
Рекомендации
по применению
- Количество
высказываний: не более 200;
- Количество участников:
не более 50;
- Количество стикеров:
общее число стикеров должно примерно
совпадать с числом обсуждаемых высказываний
(не более 10, не менее 3).
Приемы
цветового голосования
- Оставлять достаточно
места для голосования рядом
с обсуждаемыми высказываниями,
разграничивать их горизонтальными
линиями.
- Попросить участников
наклеивать стикеры так, чтобы один заходил
на другой, в случае голосования несколькими
стикерами за одно высказывание одним
участником. Тогда по завершении можно
будет отследить, сколько человек проголосовало
за то или иное высказывание.
- Если представлено
несколько типов участников, различным
группам выдаются стикеры различных цветов.
Это позволяет увидеть различие точек
зрения различных категорий участников
- Можно использовать
позитивное и негативное голосование.
Например, стикеры красного цвета для
голосования против, а зеленого – за.
- Можно предложить
участникам писать комментарии на стикерах,
аргументирующие их позицию.
- Этап 1 - Мозговой
штурм критериев оценки идеи
или решения;
- Этап 2 - Цветовое
голосование для определения приоритетных
критериев;
- Этап 3 – Определение
наиболее удачных решений, присвоение
им цветов;
- Этап 4 - Разделение
помеченных и не помеченных стикерами
идей, ранжирование;
- Этап 5 – Обсуждение
наиболее популярных идей
- Этап 6 – Вынесение
окончательного решения