Методы структурированной оценки: SWOT анализ, концептуальная карта, цветовое голосование

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 22:48, творческая работа

Описание работы

SWOT – анализ
Метод концептуальных карт
Цветовое голосование

Работа содержит 1 файл

Presentation.ppt

— 386.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Описание  техники 

  • Основа –  взаимодействие нескольких человек;
  • Агрегирование индивидуальных точек зрения по определенному вопросу;
  • Использовании различных источников информации: документации, исторических записях, более ранних оценках и исследованиях, интервью и т.п.
 
 
 
 

Участники  процесса составления  карт  

Группа (10-20 человек) состоит  обычно из:

  • Администраторов различных звеньев
  • персонал программы,
  • клиенты,
  • Представители академического сообщества,
  • члены сообществ
  • Представителей организаций,
  • Лидеров компаний,
  • ЛПР,
  • Оценщиков,
  • Спонсоров и т.п.
 

Роль  модератора (внешний  эксперт или участник  программы) – управление  процедурой – 

Роль  участников –  определение содержания, интерпретация и  применение карты.

 
 
 
 

Основные  этапы составления  концептуальных карт 

  • Подготовка  – отбор участников и выбор  фокусов анализа
  • Выработка утверждений
  • Структурирование утверждений
  • Презентация утверждений в виде концептуальных карт
  • Интерпретация карт
  • Применение карт
 
 
 
 

Шаг 1: Подготовка  

  • Отбор участников
  • Разработка фокуса исследования: мозговой штурм, общее собрание
 
 
 
 

Шаг 2: Выработка утверждений 

  • Мозговой штурм
  • Количество утверждений - >100
  • Утверждения слова, краткие формулировки
 
 
 
 

Шаг 3: Структурирование  утверждений 

  • Процедура неструктурированной  сортировки карточек
  • Комбинирование результатов: таблица или квадратичная матрица
  • Индивидуальные матрицы комбинированные матрицы
  • Ранжирование утверждений (Шкала Лайкерта)
 
 
 
 

Структурирование  утверждений: сортировка  карточек

 
 
 
 

Шаг 4: Представление утверждений 

  • Проведение  анализа для помещения концепта  на ту или иную точку карты;
  • Группировка или разделение утверждений на карте по кластерам, которые отражают более высокие порядки концептуальных группировок изначального блока утверждений;
  • Составление карт, которые покрывают утверждения либо по точкам, либо по кластерам.
 
 
 
 

Шаг 4.1: Проведение анализа для расположения точек на карте 

Многомерное  шкалирование – представление  совокупности интересующих исследователя  объекта в виде некоторого  набора точек многомерного пространства  некоторой небольшой размерности, при этом каждому объекту соответствует  одна точка. Координаты точек  истолковываются как значения  неких характеристик исходных  объектов, которые объясняют их  свойства и взаимоотношения.

Неметрическое шкалирование  – использование не оценок  сходства объектов, а результатов  их ранжирования.

 
 
 
 

Шаг 4.2: Кластерный анализ 

Кластерный  анализ – метод, позволяющий разбить изучаемую совокупность объектов на группы «схожих» объектов, кластеров.

Аггломеративная  группировка – начинаем с создания элементарных кластеров, каждый состоит из одного наблюдения, на каждом последующем шаге объединяем два наиболее близких кластеров в один.

 
 
 
 

Шаг 4.3: Составление карты 

Берем усредненные  рейтинги по участникам для  каждого утверждения и кластера. Переносим это графически на  карту – точечную ранжированную  и/или кластерную ранжированную  карту. 

 
 
 
 

Шаг 5: Интерпретация карты 

    Используемые материалы:

  • Лист утверждений
  • Кластерный лист
  • Точечная карта
  • Кластерная карт
  • Точечная ранжированная карта
  • Кластерная ранжированная карта
 
 
 
 

Лист  утверждений 

Утверждения, полученный  в процессе мозгового штурма:

1)…

2)…

. …

. …

. …

n)…

 
 
 
 

Лист  кластеров 

  • Кластер 1:

1)

13)

2)

75)

78)

  • Кластер 2:

3)

4)

51)

52)

91) 
 
 

  • Кластер 3:

24)

32)

36)

70)

76)

  • Кластер n:

10)

88)

15)

31)

22)

 
 
 
 

Точечная  карта

 
 
 
 

Кластерная  карта

 
 
 
 

Точечная  ранжированная карта

 
 
 
 

Кластерная  ранжированная карта

 
 
 
 

Шаг 6: Применение концептуальной  карты 

  • При планировании  проведения оценивания: метод позволяет  акцентировать внимание на ключевых  оценочных ресурсах для достижения  максимальной эффективности программы.
  • При выработке консенсуса среди партнеров, заинтересованных в оценке.
  • В случае отсутствия ясности по поводу программных целей и ожидаемых результатов, а также критериев изменения ситуации.
 
  • Техника оптимальна  на различных этапах:
    • В контексте ex ante – для определения основных целей и приоритетов
    • В контексте ex post – для оформления критериев эффективности и индикаторов
    • В контексте on going evaluation
 
 
 
 

Что  можно концептуализировать? 

  • Целевая аудитория
  • География
  • Тема/содержание программы
  • Политический цикл
  • Тренды
  • Издержки
 
 
 
 

Метод  концептуальных карт: 

Преимущества:

  • занимает мало времени
  • легкость процесса
  • учет большого количества мнений, в т.ч. стэйкхолдеров
 

Недостатки:

  • подходит лишь для начального этапа
  • громоздкость метода
 
 
 
 

Цветовое  голосование 

  • Определение
  • Техника проведения
  • Pекомендации по применению
  • Приемы цветового голосования
  • Соединение метода «мозгового штурма» и «цветового голосования»
 
 
 
 

Определение  цветового голосования 

    Цветовое  голосование – техника, применяемая  для проведения встреч, основанная  на визуальном представлении  мнений в группе. В ситуации  оценивания, когда вовлечены несколько  участников, оно может быть использовано  для структурирования дискуссии  и коллективной рефлексии, способствуя  выражению всех точек зрения. 

    Цветовое  голосование – это инструмент, повышения объективности оценивания  в контексте плюралистического  подхода. Этот метод может быть  применен для прояснения и  классификации вопросов оценивания, выборы критериев оценивания, обоснования  заключения и формулировки рекомендаций.  

 
 
 
 

Техника  проведение цветового  голосования 

    Цветовое  голосование - запись всех высказывания  на больших листах бумаги большими  буквами и размещение этих  листов на стене. Рядом с каждым  высказыванием оставляется место  для «голосования». У каждого  из участников обсуждения в  распоряжении имеется некоторое  количество разноцветных стикеров (в зависимости от количества  обсуждаемых высказываний). Каждый  может поместить один или все  стикеры напротив заявления (или  заявлений), с которым больше всего  согласен. 

 
 
 
 

Рекомендации  по применению  

  • Количество  высказываний: не более 200;
  • Количество участников: не более 50;
  • Количество стикеров: общее число стикеров должно примерно совпадать с числом обсуждаемых высказываний (не более 10, не менее 3).
 
 
 
 

Приемы  цветового голосования 

  • Оставлять достаточно  места для голосования рядом  с обсуждаемыми высказываниями, разграничивать их горизонтальными  линиями.
  • Попросить участников наклеивать стикеры так, чтобы один заходил на другой, в случае голосования несколькими стикерами за одно высказывание одним участником. Тогда по завершении можно будет отследить, сколько человек проголосовало за то или иное высказывание.
  • Если представлено несколько типов участников, различным группам выдаются стикеры различных цветов. Это позволяет увидеть различие точек зрения различных категорий участников
  • Можно использовать позитивное и негативное голосование. Например, стикеры красного цвета для голосования против, а зеленого – за.
  • Можно предложить участникам писать комментарии на стикерах, аргументирующие их позицию.
 
 
 
 

    Соединение  метода «мозгового  штурма» и «цветового  голосования» 
     

  • Этап 1 - Мозговой  штурм критериев оценки идеи  или решения;
  • Этап 2 - Цветовое голосование для определения приоритетных критериев;
  • Этап 3 – Определение наиболее удачных решений, присвоение им цветов; 
  • Этап 4 - Разделение помеченных и не помеченных стикерами идей, ранжирование;
  • Этап 5 – Обсуждение наиболее популярных идей
  • Этап 6 – Вынесение окончательного решения

Информация о работе Методы структурированной оценки: SWOT анализ, концептуальная карта, цветовое голосование