Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:54, курсовая работа
Метод – это алгоритм действий, приемов и операций для целенаправленного решения фундаментальных и прикладных задач. Совокупность методов представляет собой методику исследования. Региональная экономика сформировалась на стыке естественных, общественных и технических наук, поэтому она использует практически все методы экономических исследований, сочетая их с методами географии, социологии и других наук. Рассмотрим некоторые методы исследования региональной экономики.
1. Методы региональных экономических исследований 2
2. Государсвтенно - частное партнерство: понятие, содержание, формы реализации 7
Список используемой литературы 15
В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.
Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Каждая из сторон партнерства
вносит свой вклад в общий
проект. Так, со стороны бизнеса
таким вкладом являются: финансовые
ресурсы, профессиональный
На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.
России еще предстоит пройти сложнейший
процесс экономической и правовой квалификации
многочисленных форм ГЧП. При этом важно
юридически правильно оценить роль государства
не только как главного регулятора, но
и как представителя и защитника общественных
интересов и потребностей, т. е. того, что
в европейской юридической традиции подразумевается
под публичным правом, публичным интересом,
публичной службой, публично-правовыми
имущественными отношениями и публично-правовой
собственностью. Эта категория отношений
не укладывается полностью в нормы гражданского
права. А между тем именно государство
и органы местного самоуправления призваны
защищать общественные интересы в таких
социально уязвимых сферах, как социальная
и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное
хозяйство и т. п., где имеют наибольшее
распространение проекты ГЧП.
В мировой практике
сложилось множество разнообразных моделей,
форм, типов и конкретных вариантов реализации
партнерских отношений между государством
и бизнесом. Принятые классификации ГЧП
выделяют обычно следующие формы:
1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.
Известно, что
концессии как важнейшая форма
партнерства государства и
4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.
В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так , если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.
Список
литературы :
1. Кубарев Е.Н. "Формы
партнерства государства и частного бизнеса
в инвестиционном процессе" // Проблемы
современной экономики. - 2008. - N 2(26).
2. Кузьминов Я. "Фактор экономического
роста" // Экономика России: XXI век. 2003.
№ 11.
3. Федеральная целевая программа развития
образования на 2006-2010 гг., утвержденная
постановлением Правительства РФ от 23.12.05
№ 803, раздел "Характеристика и прогноз
развития сложившейся проблемной ситуации".
4. Варнавский В.Г.
"Государственно-частное партнерство
в России: проблемы и перспективы" //
0течественные записки. -2004.- № 6.
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы
региональной экономики. Учебное пособие.
- М., 2000. - 448 с.
6. Гранберг А.Г.
Основы региональной экономики: Учебник
для вузов. - М., 2000. - 495 с.
Информация о работе Методы региональных экономических исследований