Методы региональных экономических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Метод – это алгоритм действий, приемов и операций для целенаправленного решения фундаментальных и прикладных задач. Совокупность методов представляет собой методику исследования. Региональная экономика сформировалась на стыке естественных, общественных и технических наук, поэтому она использует практически все методы экономических исследований, сочетая их с методами географии, социологии и других наук. Рассмотрим некоторые методы исследования региональной экономики.

Содержание

1. Методы региональных экономических исследований 2
2. Государсвтенно - частное партнерство: понятие, содержание, формы реализации 7
Список используемой литературы 15

Работа содержит 1 файл

регеональная экономика контрольная работа.docx

— 32.90 Кб (Скачать)

     В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.

     Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.

        Каждая из сторон партнерства  вносит свой вклад в общий  проект. Так, со стороны бизнеса  таким вкладом являются: финансовые  ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость  и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.

       На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.

        России еще предстоит пройти сложнейший процесс экономической и правовой квалификации многочисленных форм ГЧП. При этом важно юридически правильно оценить роль государства не только как главного регулятора, но и как представителя и защитника общественных интересов и потребностей, т. е. того, что в европейской юридической традиции подразумевается под публичным правом, публичным интересом, публичной службой, публично-правовыми имущественными отношениями и публично-правовой собственностью. Эта категория отношений не укладывается полностью в нормы гражданского права. А между тем именно государство и органы местного самоуправления призваны защищать общественные интересы в таких социально уязвимых сферах, как социальная и экономическая инфраструктуры, жилищно-коммунальное хозяйство и т. п., где имеют наибольшее распространение проекты ГЧП. 
        В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом. Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:

1.  Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.

2.  Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.

3.  Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.

Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства  как собственника, а его прерогативы  как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых  государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что  в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная  деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.

Известно, что  концессии как важнейшая форма  партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое  распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное  управление. Различаются, по меньшей  мере, на три вида концессий: 1) концессия  на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или  модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.

4.  Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.

5.  Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.

В последние  годы, области применения различных  форм партнерства государства и  частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы  партнерств и их модификации. Так , если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.

Список  литературы : 
 
 

1. Кубарев Е.Н. "Формы партнерства государства и частного бизнеса в инвестиционном процессе" // Проблемы современной экономики. - 2008. - N 2(26).  
2. Кузьминов Я. "Фактор экономического роста" // Экономика России: XXI век. 2003. № 11.  
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.12.05 № 803, раздел "Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации".

4.  Варнавский В.Г. "Государственно-частное партнерство в России: проблемы и перспективы" // 0течественные записки. -2004.- № 6.  
5. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М., 2000. - 448 с.

6. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М., 2000. - 495 с. 

Информация о работе Методы региональных экономических исследований