Методы оценки экономической эффективности закупок материальных ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК».
Задачи данной работы:
Ознакомиться с задачами и целями закупочной логистики
Изучить методы закупок материальных ресурсов;
Рассмотреть показатели оценки процесса закупки материальных ресурсов;
Рассмотреть процесс закупок на примере организации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….…….3
1. Закупочная логистика………………………………………….………..4
1.1 Сущность закупочной логистики, ее цели и задачи………………4
1.2 Основы эффективности закупочной логистики…………………...6
1.3 Методы закупки товаров……………………………………………8
2. Процесс закупок материальных ресурсов на примере организации ООО «ПРЕСТО-РК»……………………………………………………………10
2.1 Оценка эффективности закупочных операций и возможность сокращения общих затрат на закупки………………………………………...10
2.2 Характеристика ООО «ПРЕСТО-РК»……………………………...13
2.3 Процесс закупок на ООО «ПРЕСТО-РК»………………………….14
3. Оценка эффективности закупок материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК»…………………………………………………………………..18
3.1 Оценка процесса закупок на основе контроля фактора «времени»
3.2 Оценка рейтинга поставщика……………………………………......19
3.3 Оценка процесса закупок на основе контроля фактора «цена»…...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…...23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 319.03 Кб (Скачать)

     При opгaнизaции зaкyпoк иcпoльзyют cлeдyющиe мeтoды:

     Закупка товара одной партией. Метод предполагает поставку товаров большой партией за один раз (оптовые закупки). Его преимущества: простота оформления документов, гарантия постаки всей партии, повышение торговой скидки. Недостатки: большая потребность в складских помещениях, замедление оборачиваемости капитала.

     Рeгyляpныe зaкyпки мeлкими пapтиями. В этoм cлyчae пoкyпaтeль зaкaзывaeт нeoбxoдимoe кoличecтвo тoвapoв, кoтopoe пocтaвляeтcя eмy пapтиями в тeчeниe oпpeдeлeннoгo пepиoдa. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa тaкoвы: ycкopяeтcя oбopaчивaeмocть кaпитaлa, тaк кaк тoвapы oплaчивaютcя пo мepe пocтyплeния oтдeльныx пapтий; дocтигaeтcя экoнoмия плoщaди cклaдcкиx пoмeщeний; coкpaщaютcя зaтpaты нa дoкyмeнтиpoвaниe пocтaвки, пocкoлькy oфopмляeтcя тoлькo зaкaз нa вcю пocтaвкy. Егo нeдocтaтки: вepoятнocть зaкaзa избытoчнoгo кoличecтвa тoвapoв; нeoбxoдимocть oплaты вceгo кoличecтвa тoвapoв, oпpeдeлeннoгo в зaкaза.

     Ежeднeвныe (eжeмecячныe) зaкyпки пo кoтиpoвoчным вeдoмocтям. Тaкoй мeтoд зaкyпки шиpoкo иcпoльзyeтcя тaм, гдe зaкyпaютcя дeшeвыe и быcтpo пoтpeбляeмыe тoвapы. Кoтиpoвoчныe вeдoмocти cocтaвляютcя eжeднeвнo (eжeмecячнo) и включaют cлeдyющиe cвeдeния: пoлный пepeчeнь тoвapoв; кoличecтвo тoвapoв, имeющиxcя нa cклaдe; тpeбyeмoe кoличecтвo тoвapoв. Пpeимyщecтвa дaннoгo мeтoдa: ycкopeниe oбopaчивaeмocти кaпитaлa, cнижeниe зaтpaт нa cклaдиpoвaниe и xpaнeниe, cвoeвpeмeннocть пocтaвoк.

     Получение товара по мере необходимости. Этот метод похож на регулярную поставку товаров, но характеризуется следующими особенностями:

     Количество поставляемых товаров не устанавливается, а определяется приблизительно;

     Поставщики перед выполнением каждого заказа связываются с покупателем;

     Оплачивается только поставлено количество товара;

     По истечении срока контракта заказчик не обязан принимать и оплачивать товары, которые еще только должны быть поставлены.

     Преимущества данного метода: отсутствие твёрдых обязательств по покупке определённого количества товара, ускорение оборота капитала, минимум работы по оформлению документов.

     Закупка товара с немедленной сдачей. Сфера применения этого метода – нечасто используемых товаров, когда невозможно получить их по мере необходимости. Товар заказывается, когда он требуется, и вывозится со складов поставщика. Недостаток данного метода – увеличение издержек, связанных с необходимостью детального оформления документации при каждом заказе, мелкими размерами заказов и множеством поставщиков. 

 

      2. Процесс закупки материальных ресурсов на примере организации ООО «ПРЕСТО-РК» 

     2.1 Оценка эффективности закупочных операций и возможность сокращения общих затрат на закупки 

     Работа любого предприятия зависит от наличия сырья, материалов, товаров и услуг, которые поставляют ему другие организации. Даже самому небольшому офису для выполнения своих функций необходимы помещения, тепло, свет, средства связи и офисное оборудование, мебель и различные другие предметы. Ни одна организация, предприятие, учреждение не являются самодостаточными.

     Деятельность по организации и управлению закупками направлена на то, чтобы компания получила необходимые по качеству и количеству сырьё, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надёжного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Осуществление закупок (снабжения) – одна из важнейшей функции в фирме, поэтому для организации очень важна оценка эффективности проведения закупки материальных ресурсов.

     При определении эффективности закупочных операций необходимо комплексно оценивать работу службы закупок фирмы. Принимается во внимание выполнение плана закупок по объёмным и качественным показателям, соблюдение бюджета фирмы, объём сэкономленных средств. Возможно, также примерно определить стоимость той или иной логистической операции в процессе осуществления закупочных функций. Проследив, таким образом, всю деятельность отдела закупок, можно судить об эффективности работы отдела, а также определить имеющиеся проблемные моменты.

     Существуют три основных показателя, по которым осуществляется контроль деятельности закупочного отдела: время, цены, надежность поставщиков.

     Контроль фактора времени подразумевает контроль задержанных поставок, а также последствий опозданий. При этом должны анализироваться такие показатели, как: доля задержанных заказов, доля случаев, когда просрочки доставки вызвали ощутимое отсутствие материальных ресурсов на складе и другие.

     Фактор «цена» подразумевает анализ цен, уплаченных при закупках продукции, в частности, их сравнение с ранее намеченными ценами, а также попытки избежать таких отклонений от бюджета закупок.

     Надежность поставщика подразумевает соответствие качества и объёмов его поставок условиям, зафиксированным в договорах. Следующие параметры позволяют принимать обоснованные решения при выборе продавца: доля просроченных доставок и отказов поставки; доля поставок, не соответствующих договорам по качеству продукции; доля заказов, доставленных вопреки договору не единой партией; качество услуг различных перевозчиков, измеренное временем в пути и числом повреждённых грузов.

     Логистическому менеджменту организации следует уделять внимание сокращению общих затрат, связанных с процессом закупки, поскольку затраты на управление закупками по различным отраслям составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости производства готовой продукции развитых стран. Наибольший удельный вес в затратах, связанных с закупками, занимают: собственно цена материальных ресурсов, затраты на транспортировку и управление запасами материальных ресурсов (складирование, грузопереработка, хранение и другое).

     Выигрыш от рациональной организации закупок может быть весьма значительным. Для сокращения затрат на закупки необходима целенапрвленная политика логистического менеджмента компании, включающая такой комплекс мероприятий как:

     - совершенствование планирования потребности и нормирование расхода материальных ресурсов для производственных подразделений фирмы;

     - устранение потерь от брака в производстве и потерь материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

     - максимальное сокращение отходов производства и эффективное использование вторичных материальных ресурсов;

     - исключение, по возможности промежуточного складирования материальных ресурсов при доставке от поставщиков;

     - доставка материальных ресурсов от поставщиков как можно большими партиями с максимальным использованием грузовместимости транспортных средств и минимальными тарифами;

     - минимизация уровней запасов материальных ресурсов во всех звеньях складской системы.

     На рисунке 1 представлена Логистическая цепь, каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и их обустройство, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, то есть тех работников, которые выполняют все последовательные операции. 

 

     

      Информационный поток

      Материальный поток

     Рис. 1. Логистическая цепь 

     На представленной схеме видно, что функция закупки относится к логистике снабжения. В данной работе будет рассматриваться процесс закупок материальных средств, на примере полиграфического предприятие ООО «ПРЕСТО-РК». 

     2.2 Характеристика ОАО «ПРЕСТО-РК» 

     Предприятие ООО «ПРЕСТО-РК» создано в 1994 году в городе Москва, предприятие занимается оказанием полиграфических услуг.

     В первые годы своего существования предприятие являлось небольшим рекламным предприятием, размещающим заказы на печать в различных типографиях.

     Сейчас ООО «ПРЕСТО-РК» располагает собственной полиграфической базой и владеет различными технологиями.

     Услуги, предоставляемые ООО «ПРЕСТО-РК»:

     дизайн и печать любой, цветной и черно-белой, полиграфической продукции;

     высечка, сборка, переплет;

     верстка и фотосъёмка;

     цветокоррекция и ретушь;

     печать бланков, визиток, брошюр;

     книги, журналы, календари;

     канцелярия;

     упаковка. 

     2.3 Процесс закупки материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК» 

     В структуре издержек производства полиграфических предприятий материальные затраты превышают расходы на заработную плату, а по некоторым видам продукции их доля составляет более 50% всех затрат на производство. В связи с этим вопросы рационального и экономного использования материальных ресурсов, а также процесс своевременного обеспечения предприятия материальными ресурсами необходимого качества и количества, должны постоянно находиться в поле зрения руководителей полиграфических предприятий.

     В состав материальных ресурсов ООО «ПРЕСТО-РК» входят следующие группы:

     Основные материалы. Материалы, которые непосредственно входят в состав изготовляемой продукции: бумага, краски, используемые для изготовления тиража; картон, нитки, клей, проволока, переплетные материалы, прочее;

     Вспомогательные материалы технического назначения. Эти материалы, не являясь составной частью полиграфической продукции, участвуют в основном процессе ее изготовления (фотоплёнка, формные пластины и др.);

     Вспомогательные материалы для эксплуатационно-технических и хозяйственных целей (обтирочные, смазочные материалы);

     Материалы многоразового использования. Материалы, которые не полностью расходуются за один производственный цикл (монтажная основа);

     Малоценные и быстроизнашивающиеся материалы;

     Запасные части для ремонта оборудования;

     Тарные материалы для изготовления упаковки и обменная тара;

     Топливо и энергия для технологических целей;

     Оборудование, мебель и другой инвентарь.

     Для закупки первой и второй групп материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК» используется прямая форма снабжения, при которой используется метод оптовых поставок, предприятие получает материальные ресурсы непосредственно со склада предприятия-изготовителя. При этом устанавливаются прямые хозяйственные связи между ООО «ПРЕСТО-РК» и предприятием-изготовителем, также устанавливается минимальная величина размера поставки. Так как материальные ресурсы первых двух групп характерны большие среднесуточные объёмы потребления, то такая форма снабжения наиболее экономична за счет сокращения транспортно-заготовительных расходов.

     Для закупки остальных групп материальных ресурсов на ООО «ПРЕСТО-РК» используется складская форма снабжения, при которой материальные ресурсы от предприятия изготовителя поступают сначала на склады фирм-посредников, у которых предприятие закупает нужное количество материала. Благодаря такой форме закупок предприятие избегает создания излишков на складах и в производственных подразделениях предприятия, что способствует улучшению использования материальных ресурсов и повышению прибыльности предприятия.

     Поставка материальных ресурсов на склады предприятия осуществляется на основе хозяйственных договоров. В договоре указывается наименование, ассортимент, сортность с указанием стандартов и технических условий, требования к упаковке и таре, срок действия договора и сроки поставок материальных ресурсов, цена за учетную единицу и стоимость материала по конкретной позиции, общая стоимость по всем позициям, условия оплаты и ответственность сторон за соблюдение условий договора, а также оговариваются права и обязанности сторон. Хозяйственный договор на поставку материальных ресурсов может быть разовым, краткосрочным и долгосрочным, это зависит от группы материальных ресурсов.

     Предприятие ООО «ПРЕСТО-РК» работает с разными поставщиками, в зависимости от сервисных услуг поставщика, доставка материальных ресурсов осуществляется двумя способами: самовывозом материальных ресурсов со склада поставщика, используя собственные транспортные средства, и централизованно – с использованием транспорта поставщика.

Информация о работе Методы оценки экономической эффективности закупок материальных ресурсов