Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:38, реферат
Экономические процессы непрерывны. Экономические же субъекты принимают решения постоянно, и необходимо дать оценку каждому из решений, т.е. сопоставить те дополнительные затраты, которые несет фирма, с теми дополнительными выгодами, которые она получит от принятия этого решения. Дополнительные затраты — это предельные издержки, а дополнительные выгоды — это предельный доход.
Поскольку монополист может манипулировать объемом производства и ценой, существует мнение, что монополист «будет назначать наивысшую цену, которую он может получить». Это мнение ошибочно. Существует много значений цены выше Рт, но монополист избегает их, потому что они влекут за собой прибыль меньшую, чем максимальная. Совокупная прибыль есть разница между совокупным доходом и совокупными издержками. И то и другое в равной степени зависит от проданного количества продукции, от цены и от издержек на единицу продукции.
Монополист стремится к максимуму совокупной прибыли, а не к максимуму прибыли на единицу продукции. На рисунке 2.3. сравнение вертикального расстояния между средними издержками и ценой при различных возможных объемах производства показывает, что прибыль на единицу продукции больше в точке, которая расположена немного левее от максимизирующего прибыль выпуска Qm. В этом примере монополист соглашается на более низкую, чем максимальная, прибыль на единицу продукции по той причине, что дополнительные продажи компенсируют более низкую прибыль на единицу продукции.
Нужно
также подчеркнуть, что чистая монополия
не гарантирует экономических
В
заключение следует повторить, что
кривая спроса на продукцию фирмы-монополиста
является рыночной кривой спроса на этот
товар. Перед монополистом встает специфическая
задача: выбор уровня цены, который
нужно не только назначить, но и удержать.
Решение этой задачи распадается
на два этапа: определить объем выпуска
и сознательно ограничить его, поскольку
с ростом продаж снижается цена;
разработать и реализовать
3. Каковы источники рыночной власти.
Показатели монопольной власти
Как единственный производитель товара монополист находится в уникальном положении. Если монополист решает повысить цену продукта, ему не приходится беспокоиться о конкурентах, которые, назначая более низкую цену, захватят большую часть рынка. Монополист удерживает рынок в своей власти и полностью контролирует объем выпуска продукции, предназначенной для продажи. Но это не означает, что монополист может назначить любую сколь угодно высокую цену, какую захочет, по крайней мере, если его целью является максимизация прибыли.
Для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки [17, с.157].
Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить как характеристики рыночного спроса, так и свои издержки. Оценка спроса и издержек является решающей в процессе принятия фирмой экономического решения. Располагая такими сведениями, монополист должен принять решение об объемах производства и продажи. Цена за единицу продукции, получаемая монополистом, устанавливается в зависимости от кривой рыночного спроса (это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса).
Так как монополист функционирует на рынке один, кривая спроса для фирмы совпадает с кривой спроса для всей отрасли. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Количество продукции, которое может быть продано на рынке, увеличивается по мере того, как цена падает. Предполагается, что монополист узнает свойства кривой спроса либо с помощью эконометрики, либо интуитивно (методом проб и ошибок). Монополист может устанавливать и цену товара, и его количество, но при этом выбирает такую комбинацию "цена—количество", которая принесет максимальную прибыль. Поскольку он ищет наиболее "доходную" цену из всего набора цен, его можно назвать "искателем цены". Здесь речь идет о монопольной власти. Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Принцип дополнительного ограничения наступает тогда, когда монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, продающая в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем своим покупателям, называется простой монополией [17, с.161].
Модель
монополистической конкуренции
совмещает в себе монополистические
и конкурентные аспекты. Как монополист
монополистически конкурирующая фирма
является "искателем цены", сталкивающимся
с убывающей кривой спроса. Однако
как "совершенно конкурентная" компания
монополистический конкурент
В ситуации монополистической конкуренции каждая фирма может по крайней мере незначительно поднять цены, не потеряв при этом всех своих покупателей. Дело в том, что одни потребители придают большее значение хорошему стилю и рыночным преимуществам, предлагаемым фирмой, чем другие. В ситуации убывающей кривой спроса краткосрочное состояние максимизации прибыли оказалось таким же, как для простого монополиста. Объем выпуска определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода, а колебание цены задается расстоянием по этой прямой между кривой средних общих издержек и кривой спроса. Может сложиться и менее благоприятная ситуация с издержками и спросом, ставящая фирму в положение, когда она терпит убытки.
Однако данное краткосрочное состояние равновесия не может быть долгосрочным в условиях монополистической конкуренции. Дело в том, что монополистически конкурентные рынки, имея свободный вход и выход, обладают высокой конкурентностью. В краткосрочный период фирма получает чистый экономический доход. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает средние общие затраты.
Вместе с тем доходы привлекают новые фирмы. Вследствие этого на рынке происходит следующее. Во-первых, кривая спроса существующих фирм опускается вниз, так как товары новых фирм несмотря на то, что они не идентичны продукции существующих фирм, являются их субститутами. Во-вторых, приспосабливаясь к новой конкуренции, фирмы, уже действующие на рынке, могут увеличить расходы на рекламу, как-то улучшить свои товары или предпринять другие усилия по возвращению своих потребителей. В результате этих действий кривая средних общих затрат сдвинется вверх. Перемещение кривой спроса "старых" фирм вниз и перемещение кривой издержек вверх или и то и другое вместе будет продолжаться до тех пор, пока не останется доходов, привлекающих новые компании. Результатом этого будет состояние долгосрочного равновесия.
4. Особенности земли, как фактора производства. Естественное и экономическое плодородие почвы
Под землей как фактором производства понимаются природные ресурсы и природные условия производства. К природным ресурсам относятся земельные, лесные, минеральные, топливно-энергетические, рыбные, рекреационные и другие ресурсы, обладающие способностью отделяться от природной среды и принимать товарную форму. К природным условиям относится природная среда как таковая вместе с теми ее элементами, которые не способны к обособлению и отделению от нее [16, с.118].
В промышленности (за исключением добывающих отраслей) земля служит местом расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земля выступает пердметом и средством труда.
Как предмет труда земля проявляет себя во время обработки ее верхнего плодородного слоя.
Человек
использует механические, физические,
химические и другие свойства земли
и воздействует на культурные растения,
обеспечивая необходимые
Особенности земли как средства производства:
Она является продуктом природы, а не создана трудом человека.
Земля не заменима другими средствами производства.
Земля пространственно ограничена и имеет постоянное место размещения.
Сельскохозяйственное
производство приходится вести там,
где есть пригодные почвы, при
технический погодно-
Земельные участки неоднородны по качеству. Они различаются по содержанию питательных веществ в почве, по рельефу и другим признакам. Эти различия объективно влияют на результативность производства. Все другие средства производства в процессе их использования изнашиваются физически и морально. В отличие от них, земля при правильном использовании не ухудшается, а наоборот, может улучшаться. Различают [16, с.670]:
1.
Естественное плодородие. Создается
в результате длительных
2.
Искусственное плодородие. Это результат
активной деятельности
3.
Экономическое плодородие. Представляет
собой совокупность
Для сравнения экономического плодородия почв применяется показатель — уровень плодородия, который выражает выход продукции земледелия в расчете на единицу площади (абсолютное плодородие) или выход той же продукции на единицу затрат с учетом ее качества (относительное плодородие)
То,
что природные ресурсы способны
отделяться от среды, позволяет превращать
их в объект собственности. Так, объектом
собственности может стать
Что касается природных условий, то они относятся к общим благам как в силу невозможности их «огораживания» и ограничения доступа к ним «несобственников», так и в силу их неограниченного объема.
Таковы солнечный свет, космические лучи, атмосферный воздух, океанские просторы и т.п.
Превращение природных ресурсов в объект собственности и использование в качестве факторов производства предполагает их вознаграждение как таковых.
Специфичность
земли как фактора производства
обусловливает своеобразие
В
самом широком смысле рента предстает
как регулярно получаемый доход
от собственности, не связанный с
предпринимательской
В таком случае получение ренты связано со сдачей земли в аренду. Аренда земли предстает как вид землепользования, основанный на передаче собственником земельного участка за плату на определенный срок тому, кто его использует в качестве фактора производства. Подобная передача оформляется договором аренды, в котором указываются размеры арендуемой земли, находящиеся на ней объекты, сроки аренды и величина арендной платы. Например, в США 60% используемой земли арендуется, в том числе 40% у государства, а 20% — у частных собственников.
По размерам арендная плата обычно больше ренты, так как на арендуемой земле бывают производственные строения и сооружения, выступающие как капитал и, соответственно, предполагающие амортизационные отчисления и их оплату в виде процента. Так что арендная плата (RP) включает в себя как минимум три элемента: амортизационные отчисления (А), процент на вложенный в землю капитал (I) и ренту как плату за саму землю (R) [16, с.119]:
RP = A + I + R (1)
Из
этой формулы следует, что тот, кто
арендует землю, должен получать от нее
доход, достаточный для уплаты аренды
и присвоения предпринимательского
дохода. Ситуация здесь оказывается
сходной с займом ссудного капитала,
на который предпринимателю