Методы и средства выполнения управленческих операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:06, доклад

Описание работы

Способы, приемы воздействия субъекта на объект управления играют важную роль в жизни организации. Существуют различные способы и приемы воздействия субъекта управления посредством своей дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели. Методы процесса управления - способы выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления, к которому относятся правила определения целей; методы разработки и оптимизации управленческих решений; методы организационно-практической работы по реализации управленческих решений; методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д.

Содержание

Введение.

Сущность и содержание функций менеджмента

Технология выполнения управленческих операций.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 146.55 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО 

факультет управления

Кафедра менеджмента организации 
 
 
 
 
 
 
 

Работа

по дисциплине

«Организация труда менеджера»

на тему:

«Методы и средства выполнения управленческих операций» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила

                  Студентка 5 курса

                  Заочного  отделения

                  Мамбетова Ф. И. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Симферополь 2011 

     План: 

     Введение.

     Сущность  и содержание функций  менеджмента

     Технология  выполнения управленческих операций.

     Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Одной из задач управления организацией труда  на предприятии является изучение личных и групповых интересов персонала, мотивов поведения человека в производственной системе для установления таких связей в системе организации труда, которые в наибольшей степени приводили бы к согласованию интересов отдельных работников, групп работников и персонала в целом с корпоративными интересами и целями данного предприятия, с целями управления организацией труда. 
Человек, правильно понимая и принимая цели системы, в которой он активный элемент, сам может устанавливать необходимые организационные связи, обеспечивающие эффективное функционирование системы организации труда. И в этом проявляется его организационная роль. 
Таким образом, с одной стороны, признание дестабилизирующего влияния субъективного фактора ставит перед управлением организацией труда задачу обеспечения надежности целенаправленно устанавливаемых связей. Этому способствует планирование, регламентирование организации труда, контроль и регулирование трудовых процессов. С другой стороны, в целях обеспечения целесообразного самоуправления используются экономические методы управленческого воздействия, а также организационно-технические и социальные меры, побуждающие людей, объединенных общностью целей, к творческому поиску наиболее рациональных способов действия, эффективных связей, повышающих уровень организации труда. Так проявляет себя закон самоорганизации.

     Его учет имеет огромное значение при  решении проблемы оптимального соотношения  степени централизации и децентрализации  функций управления. 
Следует учитывать, что сложность и многообразие связей в современных производственных системах, динамика научно-технического и социально-экономического развития последних лет делают все более затруднительной, а в ряде случаев малоэффективной детальную регламентацию трудовых внутрисистемных связей. Это приводит к необходимости большее предпоч¬тение отдавать процессам самоорганизации труда. 
Проявляется это, в частности, в широком распространении коллективной формы организации труда, так называемых автономных групп, бригад. 
Однако процессы самоорганизации наблюдаются не в меньшей степени и на индивидуальном рабочем месте, при индивидуальной форме организации труда. Непосредственную связь между собой, орудием труда и предме¬том труда работник осуществляет сам, по своему усмотрению, пользуясь своими приемами и методами труда. 
Вся история развития теории и практики организации труда свидетельствует, что непосредственное управление индивидуальным процессом труда может осуществлять лишь сам его исполнитель.

     Способы, приемы воздействия субъекта на объект управления играют важную роль в жизни  организации. Существуют различные  способы и приемы воздействия  субъекта управления посредством своей  дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели. Методы процесса управления - способы  выполнения отдельных операций, процедур, работ, образующих процесс управления, к которому относятся правила определения целей; методы разработки и оптимизации управленческих решений; методы организационно-практической работы по реализации управленческих решений; методы прогнозирования и планирования, организации регулирования и контроля и т.д. Вообще, первичным элементом процесса управления является управленческая операция - действие, выполняемое одним работником или группой совместно работающих специалистов на одном рабочем месте, при помощи определенных средств труда по сбору, обработке, оформлению информации, входящей в один документ или имеющей одно решение. 
 
 

     Сущность  и содержание функций  менеджмента

     Функции управления - это конкретный вид  управленческой деятельности, который  осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая  организация работ.

     Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Таким образом, для выполнения той  или иной относительно простой работы необходимо заранее определить, что  нужно в итоге получить, как  организовать дело, мотивировать и  проконтролировать его выполнение. Это и есть функции управления.

     Каждая  функция менеджмента представляет собой сферу действия определенного  процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных  единым управленческим циклом. В этом суть процессного подхода к исследованию функций менеджмента.

     Анри  Файоль, которому принадлежит разработка теории административного управления, в начале ХХ в. выделил пять исходных функций, или элементов, административного процесса: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

     Но  очень часто говорят лишь о  четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

     Функции управления имеют специфический  характер, особое содержание и могут  осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так  и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе  управления все управленческие функции  объединены в единый целостный процесс.

     Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать ее члены, чтобы  достичь этих целей. По сути это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение  того, что требуется и как этого  добиться. С помощью этой функции  определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные  методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

     План  представляет собой сложную социально-экономическую  модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Обычно организация формирует  единый план для управления ее общей  деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для  достижения конкретных целей и задач  организации различные методы.

     Планирование  предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры  используют для планирования, прогнозирования  и контроля будущих событий. Все  виды техники планирования варьируются  от таких традиционных методов, как  бюджетные методы, до более сложных - моделирование, разработка планов или  отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники  планирования позволяет уменьшать  неопределенность, повышает точность прогноза, помогает менеджерам отслеживать  или анализировать факторы, влияние  на план.

     С помощью функции планирования в  определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более  эффективно на нее реагировать. Поэтому  следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой  планирование может помочь организации  лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

     Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  организации, определение порядка  и условии ее функционирования. Это - процесс объединения людей и  средств для достижения поставленных организацией целей. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым (персонал, средства производства, денежные средства, материалы и т.д.). То есть на этом этапе создаются условия для достижения целей организации. Хорошая организация работы персонала позволяет добиться более эффективных результатов.

     Цель  планирования - это разрешить неопределенность. Тем не менее, сколь бы важным ни было планирование - это только начало. Организация, имеющая большое количество разных планов и не имеющая цельной  схемы структуры претворения  их в жизнь, обречена на неуспех. Дело в том, что функции планирования и организации тесно связаны  между собой. В некотором смысле планирование и организация объединяются. Планирование готовит сцену для  того, чтобы реализовать цели организации, а организация как функция  управления создает рабочую структуру, главным компонентом которой  выступают люди. Поскольку концепция  организации состоит в сведении воедино всех специалистов фирмы, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность  для каждого из них.

     Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технология и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить  свои планы и, тем самым, достичь  свои цели. Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться  в процессе выполнения функций организации: определение и детализации целей  фирмы, которые были выявлены в ходе планирования; определение видов  деятельности по достижении этих целей; поручение различных задач индивидуумам и объединение их в управляемые  рабочие группы или подразделения; координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установлении рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, то есть каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит; единство цели - работает ли каждый член организации на общую цель, то есть никто не должен работать против целей организации; размах контроля или размах менеджмента - отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.

     Таким образом, организация - это вторая функция  управления. Из всего множества значений термина “организация” в смысле управленческой функции чаще всего  используются два:

     организация - это структура системы в виде взаимоотношений, прав, ролей, видов  деятельности и других факторов, которые  имеют место, когда люди объединены совместным трудом;

     организация - это процесс, посредством которого создается и сохраняется структура  организации.

     Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивированно. Он может трудиться  усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Поведение  личности может иметь и любые  другие проявления. Во всех случаях  следует искать мотив поведения. Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для  достижения целей организации. Выполняя эту функцию, руководитель осуществляет материальное и моральное стимулирование работников, и создает наиболее благоприятные  условия для проявления их способностей и профессионального "роста". При  хорошей мотивации персонал организации  выполняет свои обязанности в  соответствии с целями этой организации и ее планами. Процесс мотивации предполагает создание для работников возможности удовлетворения их потребностей, при условии надлежащего выполнении ими своих обязанностей. Прежде, чем мотивировать персонал на более эффективную работу, руководитель должен выяснить реальные потребности своих работников.

Информация о работе Методы и средства выполнения управленческих операций