Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимости государственного регулирования экономики, изучение функций государства, а также основных методов, при помощи которых государство способно регулировать экономические процессы, происходящие внутри страны.
Глава 1. Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики
1.1 Задачи государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики -- это процесс воздействия государства на
Введение 2
1. Сущность и содержание государственного
регулирования региональной экономики 3
1.1 Задачи государственного регулирования экономики 3
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики 5
1.3 Особенности методов государственного регулирования
регионального развития 7
Заключение 12
Список используемой литературы 14
Особое внимание намечается уделять также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.
Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Основными средствами реализации социальной политики будут предоставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т.п.
В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народно-хозяйственных задач.
В целях повышения инвестиционной активности в регионах предусматриваются выплата инвестиционных премий за сооружение объектов, гарантий на ссуду, помощь в приобретении земель под строительные площадки, предоставление льготных кредитов на инвестирование, создание территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерных обществ для завершения ранее начатого строительства объектов, в которых заинтересованы территории.
Методом стимулирования экономики в условиях экономического кризиса, способствующим оживлению темпов роста производства, а также осуществлению структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций.
Большое значение придается налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.
Региональный аспект имеет важное значение для реформирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время под давлением руководства отдельных республик и областей правительство предоставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой малоупорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалансированность бюджета, осложняется общероссийское регулирование внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создав примерно равные возможности для всех регионов. Это не ущемляет права субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а обеспечивает экономическую безопасность России. Исключением должны быть главным образом создаваемые свободные экономические зоны.
Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, уже сейчас необходимо принять специальные законодательные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешнеэкономической деятельности.
Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость государственной поддержки кризисных и слабо-освоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже независимо от их экономического положения) требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.
На современном этапе экономического развития рыночные структуры в регионах в основном сформированы и функционируют. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.
В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости.
Государственное регулирование устойчивости и устойчивого развития экономики регионов осуществляется посредством различных методов, содержание которых зависит от производственной базы территориальных образований, общественно-экономических отношений, специфики решаемых проблем и т.п. Намечаемые и проводимые мероприятия можно классифицировать по разным признакам:
* административные и экономические;
* прямого и косвенного воздействия;
* используемые в стационарных условиях развития и в периоды кризисов, а также для целей текущих и долгосрочных;
* кадровой и научно-аналитической поддержки;
* проводимые преимущественно на федеральном уровне, а также регионами и местными властями и т.д.
Заключение
Государственное регулирование социально-экономического развития охватывает четыре блока проблем:
Во-первых, теоретические, методологические и организационные проблемы государственного вмешательства в процесс функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.
Во-вторых, обоснование перспектив социально-экономического развития страны, включая такие инструменты государственного воздействия, как:
- концепция социально-экономического развития,
- система экономических прогнозов,
- концепция социально-экономического развития страны,
- программы развития экономики и ее отдельных составляющих,
- индикативный план развития национальной экономики.
В-третьих, проблемы регулирования экономики страны через управление ограниченными производственными ресурсами - факторами производства, включая такие важнейшие составляющие, как: научно-технический прогресс, трудовые ресурсы и инвестиции.
В-четвертых, методы и инструменты обоснования и проведения экономической политики в рамках текущего (оперативного) регулирования экономических процессов, включая такие составляющие экономической политики, как:
-формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства,
- государственное регулирование деятельности банковской системы,
- бюджетное регулирование экономики страны,
- налоги как инструмент государственного регулирования экономики,
- денежное и кредитное регулирование экономики,
- государственная валютная политика,
- государственное регулирование внешнеэкономических связей страны.
Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации охватывает следующий круг вопросов:
- законодательное установление целей экономического развития и задач государственного регулирования экономики;
- законодательное определение инструментов и методов государственного регулирование экономики;
- правовое установление социальной ориентации рыночной экономики в России;
- правовое установление порядка управления государственным имуществом и государственной собственностью;
- законодательное регулирование политики в области формирования конкурентной среды.
На основе анализа выделены основные сферы постановки целей регионального развития, которые объединены в следующие блоки:
* развитие человеческого потенциала;
* экономическое развитие;
* развитие инфраструктуры;
* развитие территорий;
* управление государственной и муниципальной собственностью.
Список использованной
литературы
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей редакцией д.э.н., проф. Сидоровича А.В. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 254 с.
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 212 с.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 340 с.
4. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учебное пособие. - М.: 2008. - 275 с.
5. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 2007.-125 с.
6. Загороднева А.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. - М.: МГУ, 2009. - 180 с.
7. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. -М.: Наука,2005. - 247 с.
8. Мотышина
М.С. Методы социально-экономического
прогнозирования.: Учебное пособие. - СПб.:
2010. - 195 с.
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования региональной экономики