Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимости государственного регулирования экономики, изучение функций государства, а также основных методов, при помощи которых государство способно регулировать экономические процессы, происходящие внутри страны.
Глава 1. Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики
1.1 Задачи государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики -- это процесс воздействия государства на
Введение 2
1. Сущность и содержание государственного
регулирования региональной экономики 3
1.1 Задачи государственного регулирования экономики 3
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики 5
1.3 Особенности методов государственного регулирования
регионального развития 7
Заключение 12
Список используемой литературы 14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирская академия государственной службы»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра Региональной экономики
Контрольная работа
по дисциплине: «Региональная экономика и управление»
Выполнил:
Пинчук Г.С.,
студент IV курса ГМУ, гр.08112
Проверил:
Ковтун Б.А
ст. преподаватель
Новосибирск
2011
Содержание
Введение 2
1. Сущность и содержание государственного
регулирования региональной экономики 3
1.1 Задачи государственного регулирования экономики 3
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики 5
1.3 Особенности методов государственного регулирования
регионального развития 7
Заключение 12
Список используемой литературы 14
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Здесь основные вопросы решает рыночный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения. Однако этот механизм не способен решить многие вопросы, например вопрос о социальной незащищенности граждан страны, о защите окружающей среды и многие другие. Вероятнее всего, что должен существовать такой институт, который сможет решить эти вопросы. В современном мире таким институтом является государство. Оно очень давно находится под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками. Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимости государственного регулирования экономики, изучение функций государства, а также основных методов, при помощи которых государство способно регулировать экономические процессы, происходящие внутри страны.
Глава
1. Сущность и содержание государственного
регулирования региональной экономики
1.1
Задачи государственного регулирования
экономики
Государственное регулирование экономики -- это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка1.
Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.
Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:
* информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;
* обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;
* выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики -- важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.
Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
Экономика -- это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика -- это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей2.
Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного богатства по цепочке производство -- распределение - обмен -- потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности.
Задачи государственного регулирования экономики -- это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:
* экономическая свобода;
* стабильный уровень цен;
* экономический рост и экономическое развитие;
* ориентация на достижение экономической эффективности;
* полная и эффективная занятость;
* справедливое распределение доходов;
* сбалансированность внешнеторгового баланса страны.
Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это -- взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник».
Государство
несет ответственность за реализацию
этих целей. В литературе могут быть предложены
другие системные формы задач государственного
регулирования.
1.2
Инструменты государственного регулирования
экономики
Основные инструменты государственного регулирования экономики3:
1. Финансовая (фискальная) политика.
Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.
Отметим, что многосторонность понятия «финансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:
· как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей),
· как самостоятельное направление экономической политики.
2. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные средства денежно-кредитной политики - это:
а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке;
в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Главным
инструментом мобилизации финансовых
средств для покрытия государственных
расходов являются налоги. Они также широко
используются для воздействия на деятельность
субъектов хозяйства и социальной стабилизации.
В первую очередь интерес представляет
не фискальная, а регулирующая роль налогов.
Государственное регулирование при помощи
налогов зависит от выбора налоговой системы,
высоты налоговых ставок, а также видов
и размеров налоговых льгот.
1.3
Особенности методов государственного
регулирования регионального развития
Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.
Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов'.
Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления- федеральном, региональном, межрегиональном и местном.
Федеральные органы прежде всего должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов.
Успешное проведение экономических реформ требует всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.
В области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.
Вместе с тем исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.
Основная цель регионального аспекта социальной политики -- недопущение в регионах острых социальных конфликтов, снятие напряженности в районах повышенной социальной опасности.
Информация о работе Методы и инструменты государственного регулирования региональной экономики