Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 09:18, реферат
Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.
Большую
роль в этом играют экологические
нормативы, использование которых
гарантирует сохранность
Под экологическими нормативами понимаются устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе – в ее элементах, популяциях и др., вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности.
Экологические нормативы многообразны. Это предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ по ингредиентам, предельно допустимые шумовые загрязнения, расчетная лесосека (в лесопользовании), нормы отлова рыбы в водоемах, нормы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них вредных веществ, предельно допустимые выбросы в стоки и др.
Система
нормативов включает такие нормативы
как: удельный расход ресурсов (сырья,
топлива, электроэнергии); удельные капитальные
вложения; амортизационные отчисления;
плата за фонды и др. Например,
при разработке материального баланса
мяса потребность в нем
Экологические нормативы применяются при: расчетах эффективности природоохранных мероприятий; создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов; разработке целевых природоохранных программ и территориальных комплексных схем охраны природы.
Экологический кризис – обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.
Экологический
кризис проявляется в превышении
допустимых норм загрязнения водных,
воздушных пространств, почвы и
т.д. Он усугубляется при общей неблагоприятной
экономической ситуации в стране,
когда нехватка финансовых ресурсов
для решения задач охраны природной
среды и поддержания природно-
Реализация государственной политики экономического роста неэффективна без учета влияния на экологию и ее изменения в результате осуществления различных преобразований.
Существующие в современном мире экологически вредные производства представляют собой в некотором роде источники валютных поступлений. Это вызывается тем, что развитые страны размещают вредное производство и хранят отходы ядерных технологий на территории развивающихся стран и платят за предоставление территории валюту. В результате у развивающихся стран смягчается проблема выплаты внешних долгов.
Товарообменные сделки «долги за природу» можно отнести к нетрадиционным методам решения проблемы внешней задолженности. Суть сделок состоит в том, что Всемирный банк или заинтересованная группа защитников природы выкупают у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получают безвозмездно) часть внешнего долга страны, которая сама выплатить его не в состоянии. Затем данная сумма передается в центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике, и соответственно списывается часть внешней задолженности.
Помимо
рассмотренных нормативов, выделяют
группы нормативов по другим признакам.
Например, существуют ресурсные нормативы
и нормативы эффективности
Ресурсные нормативы включают материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, например, материалоемкость, металлоемкость и др.
Нормативы
эффективности общественного
Вторая
классификация методов
Государство использует методы (меры) прямого и косвенного воздействия на экономику.
Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Объектами прямого воздействия являются, прежде всего, государственные предприятия, учреждения и другие организации, финансируемые из государственного бюджета, ресурсы бюджета, а также ими могут быть научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах. К методам прямого воздействия относятся: контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Под прямым контролем находятся государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранение. Эти методы включают различные государственные закупки (военные и другие заказы), а также различные социальные выплаты. Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобретение пакетов акций или целых предприятий.
Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.
Преимуществом косвенных методов воздействия является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком – определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.
Косвенные методы могут иметь различную степень влияния на принятие субъектами экономики самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, зато предоставление экономической информации субъектам обычно не вызывает отрицательной реакции рыночных агентов.
По организационно-
Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.
Функциями административных методов являются:
– обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни;
– защита конкурентной среды;
– гарантирование права собственности и свободы принятия экономических решений.
В странах с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войны, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.
Степень применения административных методов различна в зависимости от сферы народного хозяйства. Наиболее активно они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения путем создания минимальных бытовых условий.
Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.
Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.
Из экономических мер наиболее часто используются:
– средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;
– средства денежно-кредитной политики;
– прогнозирование, планирование и программирование экономики (о которых говорилось выше);
– деятельность
государственного сектора экономики,
являющегося самостоятельным
Финансовая политика – государственная экономическая политика, проявляющая в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты.
Денежно-кредитная политика (по сравнению с финансовыми мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным звеном Правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной власти.
Зрелая рыночная экономика предполагает, в основном, косвенное воздействие государства на хозяйствующие субъекты, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается на первый план.
Многообразие
задач, которые стоят перед
К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, социальная сфера, решение экологических проблем и т.д.
Фискальная политика – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми инструментами.
Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.
Любое государство проводит определенную социальную политику. ( Подробнее см. главу «Социальная политика»). Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины и т.д.
Государственное
регулирование
Все инструменты
проведения экономической политики
тесно взаимосвязаны. При принятии
решений в одной сфере