Методы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.

Работа содержит 1 файл

Методы государственного регулирования.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

Большую роль в этом играют экологические  нормативы, использование которых  гарантирует сохранность природных  систем, более точный расчет эффективности  природоохранных мероприятий и  рационального природопользования в целом.

Под экологическими нормативами понимаются устанавливаемые компетентными органами предельно допустимые изменения в природе – в ее элементах, популяциях и др., вносимые людьми в процессе их жизнедеятельности.

Экологические нормативы многообразны. Это предельно  допустимые концентрации (ПДК) вредных  веществ по ингредиентам, предельно  допустимые шумовые загрязнения, расчетная  лесосека (в лесопользовании), нормы  отлова рыбы в водоемах, нормы отстрела дичи, объемы выбросов загрязняющих веществ, содержание (концентрация) в них  вредных веществ, предельно допустимые выбросы в стоки и др.

Система нормативов включает такие нормативы  как: удельный расход ресурсов (сырья, топлива, электроэнергии); удельные капитальные  вложения; амортизационные отчисления; плата за фонды и др. Например, при разработке материального баланса  мяса потребность в нем определяется, исходя из рациональных (либо минимальных, средних) норм потребления на одного человека в год, дифференцируемых в зависимости от демографического состава населения. В межотраслевом балансе производства и потребления нормативы (коэффициенты) прямых и полных материальных затрат наряду с вектором конечного спроса используются для определения валовых выпусков отраслей.

Экологические нормативы применяются при: расчетах эффективности природоохранных  мероприятий; создании основных фондов природоохранного назначения и природоохранных объектов; разработке целевых природоохранных программ и территориальных комплексных схем охраны природы.

Экологический кризис – обратимое критическое состояние окружающей среды, угрожающее существованию человека и отражающее несоответствие развития производительных сил и производственных отношений.

Экологический кризис проявляется в превышении допустимых норм загрязнения водных, воздушных пространств, почвы и  т.д. Он усугубляется при общей неблагоприятной  экономической ситуации в стране, когда нехватка финансовых ресурсов для решения задач охраны природной  среды и поддержания природно-ресурсного потенциала не позволяет обеспечивать эколого-экономическое равновесие и обеспечивать условия для устойчивого развития ресурсного потенциала.

Реализация  государственной политики экономического роста неэффективна без учета  влияния на экологию и ее изменения  в результате осуществления различных  преобразований.

Существующие  в современном мире экологически вредные производства представляют собой в некотором роде источники  валютных поступлений. Это вызывается тем, что развитые страны размещают  вредное производство и хранят отходы ядерных технологий на территории развивающихся стран и платят за предоставление территории валюту. В результате у развивающихся стран смягчается проблема выплаты внешних долгов.

Товарообменные  сделки «долги за природу» можно отнести  к нетрадиционным методам решения  проблемы внешней задолженности. Суть сделок состоит в том, что Всемирный  банк или заинтересованная группа защитников природы выкупают у кредитора по существенно сниженной стоимости (либо получают безвозмездно) часть внешнего долга страны, которая сама выплатить его не в состоянии. Затем данная сумма передается в центральный банк заемщика и конвертируется в местную валюту или в ценные бумаги, выраженные в местных денежных знаках. Получаемые таким образом средства используются на проведение природоохранных мероприятий в стране-должнике, и соответственно списывается часть внешней задолженности.

Помимо  рассмотренных нормативов, выделяют группы нормативов по другим признакам. Например, существуют ресурсные нормативы  и нормативы эффективности общественного  производства.

Ресурсные нормативы включают материальные, финансовые, трудовые и природные ресурсы, например, материалоемкость, металлоемкость и  др.

Нормативы эффективности общественного производства охватывают: производство ВВП на душу населения, на 1 руб. затрат; рентабельность; фондоотдачу; долю прироста ВВП за счет повышения производительности труда и др.

Вторая  классификация методов государственного регулирования строится, исходя из различных мер воздействия на социально-экономические процессы.

Государство использует методы (меры) прямого и косвенного воздействия на экономику.

Прямые методы государственного регулирования оказывают непосредственное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, они вынуждают их принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Объектами прямого воздействия являются, прежде всего, государственные предприятия, учреждения и другие организации, финансируемые из государственного бюджета, ресурсы бюджета, а также ими могут быть научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах. К методам прямого воздействия относятся: контроль за финансовыми операциями государственных предприятий, их структурой и их хозяйственной целесообразностью; установление цен и тарифов, производственных заданий для предприятий государственного сектора. Под прямым контролем находятся государственные инвестиции и расширение основного капитала государственных предприятий, инвестиции в жилищное и дорожное строительство, на развитие сферы образования и здравоохранение. Эти методы включают различные государственные закупки (военные и другие заказы), а также различные социальные выплаты. Методы прямого воздействия охватывают также определенные виды контроля: валютный контроль, ограничение экспорта капитала, эмиссии денежных знаков, лицензии на строительство и размещение предприятий, приобретение пакетов акций или целых предприятий.

Косвенные методы предусматривают использование инструментов и форм воздействия государства на частное предпринимательство с точки зрения обеспечения макроэкономических пропорций расширенного воспроизводства. Другими словами, при их применении государство прямо не вмешивается в процесс принятия решений экономическими субъектами. Оно лишь создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной экономической политики.

Преимуществом косвенных методов воздействия  является то, что они не нарушают рыночной ситуации, а недостатком  – определенный временной лаг, возникающий  между моментами принятия государством мер, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

Косвенные методы могут иметь различную  степень влияния на принятие субъектами экономики самостоятельных решений: налоги и пошлины, например, воздействуют достаточно активно, зато предоставление экономической информации субъектам обычно не вызывает отрицательной реакции рыночных агентов.

По организационно-институционному  критерию принято различать административные иэкономические методы государственного регулирования экономики.

Административные методы базируются на силе государственной власти. Совокупность административных методов охватывает регулирующие действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры, и имеет целью создание правовых условий, наиболее благоприятных для частного сектора.

Функциями административных методов являются:

– обеспечение  стабильной юридической обстановки для деловой жизни;

– защита конкурентной среды;

– гарантирование права собственности и свободы  принятия экономических решений.

В странах  с развитыми формами рыночных отношений административные методы регулирования экономики в обычных условиях используются мало. В критических же ситуациях (во время войны, кризисного положения в экономике и т.п.) роль этих методов регулирования резко возрастает.

Степень применения административных методов  различна в зависимости от сферы  народного хозяйства. Наиболее активно  они используются в охране окружающей среды, в области социальной поддержки  плохо обеспеченных и относительно слабо защищенных слоев населения  путем создания минимальных бытовых  условий.

Административные методы подразделяются на меры запрета, разрешения и принуждения.

Экономические методы представляют собой меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. Эти меры регулирования связаны или с созданием дополнительного материального стимула, или с опасностью финансового ущерба.

Из экономических  мер наиболее часто используются:

– средства финансовой (бюджетной, фискальной) политики;

– средства денежно-кредитной политики;

– прогнозирование, планирование и программирование экономики (о которых говорилось выше);

– деятельность государственного сектора экономики, являющегося самостоятельным комплексным инструментом (будет рассмотрен в отдельной главе).

Финансовая политика – государственная экономическая политика, проявляющая в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. 

Денежно-кредитная  политика (по сравнению с финансовыми  мерами) относится к мерам косвенного воздействия. Если финансовую политику проводит в первую очередь Министерство финансов, являясь составным звеном Правительства, то денежно-кредитная политика реализуется Центральным банком, который обладает относительной независимостью от законодательной и исполнительной власти.

Зрелая  рыночная экономика предполагает, в  основном, косвенное воздействие  государства на хозяйствующие субъекты, что обеспечивает свободу в принятии частных экономических решений. В условиях же трансформируемой экономики (или в случае кризиса) соотношение  методов должно стать другим: бюджетное (т.е. прямое) регулирование выдвигается  на первый план.

Многообразие  задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, определяет выполняемые  им экономические функции. Для решения  задач, стоящих перед органами государственного управления в процессе выполнения этих функций, имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика и др.

К фискальной политике относят деятельность государства  по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана  со сбором средств через систему  налогообложения, а другая – с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие, как оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, социальная сфера, решение экологических проблем и т.д.

Фискальная политика – регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми инструментами.

Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может привести к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее  важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику( Подробнее см. главу «Социальная политика»). Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической  деятельности также является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы,– оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д.

Все инструменты  проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах требуют соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике влияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других. 

Информация о работе Методы государственного регулирования