Методы государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2012 в 09:18, реферат

Описание работы

Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.

Работа содержит 1 файл

Методы государственного регулирования.docx

— 32.00 Кб (Скачать)

Методы государственного регулирования

Применительно к современным российским условиям разнообразие подходов к оценке роли государства и государственного регулирования в переходный период можно свести условно к двум направлениям, которые отличаются по методам регулирования.

Первое направление – государственное вмешательство ограничено в основном методами финансово-кредитного регулирования. Существует стандартный набор таких методов – использование учетной ставки процента; изменение обязательной нормы минимальных денежных резервов, объема денежной массы в обращении; эмиссия денег; изменение валютного курса, применение налоговых ставок и т.д. Основной постулат этой концепции – меньше участия государства, больше «индекса экономической свободы».

Второе направление – активное государственное регулирование экономики, проведение целенаправленной структурной, инвестиционной, социальной политики, государственное регулирование цен на топливно-энергетические ресурсы, потребительские товары первой необходимости и т.д. Вторая концепция направлена на усиление регулирующих функций государства в переходной экономике. Методы финансово-кредитного регулирования в этой концепции лишь часть методов, в целом их набор шире.

Классификация методов – сложный процесс. Условно  различают две классификации  методов. Согласно первой классификации  целесообразно выделить общие методы, частные и специальные.

К общим методам относятся совокупность методов познания, системный метод, теория общественного воспроизводства.

Макроэкономика  исследует экономику в целом, во всех взаимосвязях и временных  периодах. Методология исследования макроэкономических процессов, предвидение  развития событий в тех или  иных социально-экономических процессах  основываются на методах количественного  и качественного анализа, системном комплексном подходе.

Необходимой предпосылкой научной обоснованности выводов, вытекающих из применения той  или иной методологии, является не только глубокое знание объективных экономических  законов и механизма их действия, но и проверка истинности их практикой.

В госрегулировании процессов социально-экономического развития большое применение находят частные методы, включающие статистические методы, экономико-математические и др.

Существует  многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию  особое значение имеют:

• метод  экстраполяции;

• метод  экономических группировок;

• индексный  метод;

• бюджетный  метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств).

Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется. 

Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамических группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких. Так, для характеристики уровня жизни населения берут группировки населения по денежным доходам на душу населения, прожиточному минимуму в среднем на душу населения, числу больничных коек на 10 000 населения и т.п.

Индексный метод – метод статистического исследования, позволяющий с помощью индексов соизмерять сложные социально-экономические явления путем приведения анализируемых величин к некоторому общему единству. В роли соизмерителя могут выступать денежная оценка, трудовые затраты и т.п. Метод применяется для изучения динамики явления, позволяет выявлять и измерять влияние факторов на изменение изучаемого явления.

Бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств) представляет собой метод государственного статистического наблюдения за уровнем жизни населения и проводится органами государственной статистики в соответствии с федеральной программой статистических работ, ежегодно утверждаемой Госкомстатом России по согласованию с Правительством РФ.

В программу  бюджетного обследования включен новый  перечень учетных признаков, сориентированный на получение наиболее полных данных о составе расходов и объемах личного потребления домашних хозяйств.

Материалы обследования бюджетов домашних хозяйств широко используются статистикой в  различных экономических расчетах: индексов потребительских цен, национального  дохода, при исчислении реальных доходов  населения и др.

К специальным методам, играющим особо важную роль во всех формах государственного регулирования, относятся: балансовый, программно-целевой, нормативный. В рыночной экономике необходимо обеспечение равновесия, следовательно, проблемы сбалансированности ресурсов и потребностей (материальных, трудовых, финансовых) являются первоочередными. Поэтому балансовый метод будет рассмотрен далее более подробно.

Программно-целевой метод может использоваться при решений конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для применения программно-целевого метода важно обоснование выбора проблем. В широком смысле программно-целевой метод представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы.

Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов.

Норма – научно обоснованная мера общественно-необходимых затрат ресурса на изготовление единицы продукции (выполнение работы) заданного качества.

В условиях рыночной экономики акцент смешается  с системы технико-экономических  норм и нормативов на обоснование  экономических, социальных, экологических  нормативов и др.

Технико-экономические нормативы позволяют хозяйствующим субъектам в рыночных условиях определить расход сырья, топлива, электроэнергии и т.д. Государство же вместо разработки и утверждения таких нормативов (как было ранее) занимается разработкой и реализацией программ с ресурсосберегающей направленностью экономического развития (экономией основных видов ресурсов).

Экономические нормативы. Они являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов. К ним относятся:

• различного вида налоги на имущество, на доходы, на добычу полезных ископаемых, на товары и услуги, таможенные пошлины и т.д.;

• финансовые нормативы – трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;

• банковские нормативы – нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.

Важное  место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы инормативы. В финансовом планировании это – показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Финансовые нормативыпредназначены для рационального регулирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств целевого назначения. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета.

Финансовые  нормы и нормативы делятся  на утверждаемые и расчетные.

Утверждаемые нормативы устанавливаются действующим законодательством – ставки налогов, нормативы платежей в бюджет из прибыли, отчисления во внебюджетные фонды (единый социальный налог), ставки подоходного налога и др.

Среди финансовых нормативов большое значение имеют нормативы межбюджетных отношений – распределение трансфертов, дотации, субвенции, субсидии и т.п.

Важную  роль играют финансовые нормативы в  финансовой помощи субъектам РФ. Так, Фонд финансовой поддержки субъектов РФ, цель которого – выравнивание бюджетной обеспеченности по текущим расходам – определяется на основе оценки налогового потенциала и нормативных ресурсов, а Фонд софинансирования социальных расходов – на основе нормативных расходов в их частичного возмещения. Фонд регионального развития,предназначенный для поддержки развития региональной инфраструктуры, образуется в виде субсидий (как правило, долевых) на финансирование инвестиционных проектов и программ.

К расчетным финансовым нормативам относятся нормативы оборотных средств.

В зависимости  от назначения различают единые и  дифференцированные финансовые нормы  и нормативы. Так, нормы амортизации, дифференцированные по видам основных фондов, одновременно являются едиными для отраслей.

В условиях рыночной системы хозяйствования финансовые ресурсы регионов должны базироваться на стабильных долговременных нормативах.

Социальные нормативы. До сих пор многие социальные проблемы остаются нерешенными. Социальные издержки рыночных преобразований в России имели слишком высокую цену.

Социальные  нормативы должны разрабатываться  на основе прожиточного минимума и  потребительских бюджетов, определенных нормативным методом: минимального потребительского бюджета и рационального потребительского бюджета.

Прожиточный минимум сейчас в России не может  рассматриваться в качестве экономически и социально обоснованной границы  «нормативного» уровня жизни (таковым  должен быть минимальный потребительский бюджет). При оценке реальной покупательной способности денежных доходов различных групп населения средняя заработная плата также не может выполнять роли индикатора уровня жизни. Она, в частности, не отражает действительный уровень полученных доходов, так как не включает нелегализованные доходы граждан и не позволяет учесть такую характерную ныне особенность российского рынка труда, как большую вторичную, в том числе и незарегистрированную, занятость населения.

Экологические нормативы – величины предельно допустимых концентраций вредных выбросов в атмосферу, загрязнения воды; нормативы землепользования, водопользования и др.

Современные представления о взаимодействии человека и окружающей среды исходят  из того, что интеллектуальные возможности  человечества должны быть использованы для создания таких условий жизни  и работы, которые позволили бы минимизировать негативное влияние  на окружающую среду. Интенсивное использование  природных ресурсов, их истощение  сопровождается загрязнением окружающей среды. В России до сего времени нарушается баланс между экономическими и экологическими интересами общества.

Рост  загрязнения окружающей среды под  воздействием производственных факторов, истощения природно-ресурсного потенциала из-за его неэффективного использования, рост заболеваемости населения и  снижение продолжительности жизни  – некоторые примеры нарушения  эколого-экономического равновесия.

На окружающую природу и жизнь людей все  большее влияние оказывают испытания  ядерного оружия, возможность захоронения  ядерных отходов и др.

Наряду  с твердыми отходами, стоками, газами в перечне загрязнений все  большее место занимают шумы, искусственная радиация, избыточное тепло. Объектами отрицательного воздействия стали не только земля, водные ресурсы, атмосфера, но и космическое пространство, природные ландшафты и др. Охрана природы от загрязнения, разрушения, вымирания направлена не только на ее сохранение и восстановление, но и на предупреждение отрицательных наследственных изменений в организме человека, обеспечение благоприятных естественных условий жизнедеятельности общества.

Информация о работе Методы государственного регулирования