Методы государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 18:59, реферат

Описание работы

Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Экономические функции государства……………………………….4
Методы государственного регулирования экономики…………….6
Разграничение методов государственного регулирования………..7
Методы государственного регулирования экономики региона…..9
Административные методы регулирования регионального
развития………………………………………………………………11
Формирование и саморазвитие рынка……………………………..16
Задачи государства…………………………………………………..17
Заключение……………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………….21

Работа содержит 1 файл

Методы государственного регулирования экономики.doc

— 97.00 Кб (Скачать)
 

     Формирование  и саморазвитие рынка 

     Разрушение  системы административно-командных методов управления, блокирующих рыночные механизмы, — необходимое условие формирования и саморазвития рынка. Демонтаж системы административных регуляторов, т. е. предоставление хозяйствующим субъектам свободы в формировании цен, определении объема и ассортимента выпускаемой продукции, установлении хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, знаменует собой начало реальных преобразований на пути к рыночной экономике. Это не означает, однако, полного отказа от использования административных методов в переходной экономике.

     Для того чтобы уменьшить масштабы кризисного сокращения производства, не допустить  катастрофического падения жизненного уровня населения, государство на первых этапах реформы может, например, сохранять  административный контроль над производством и реализацией небольшой группы товаров, составляющих основу производственного и личного потреблений нации. Так, в большинстве стран Восточной Европы и бывшего СССР на первых этапах реформы государство административно устанавливало цены на энергоносители и некоторые продовольственные товары (хлеб, обезжиренный творог, молоко и некоторые другие). По мере углубления рыночных преобразований, стабилизации экономической ситуации и овладения экономическими методами регулирования, государство постепенно сокращает сферу использования административных рычагов, не отказываясь в то же время полностью от их применения.

     Даже  на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся  рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики. Государственные органы директивно определяют цены, объем и ассортимент продукции или предоставляемых услуг для так называемых естественных монополий, устанавливают систему административных ограничений, препятствующих усилению монополизации рынка. Административное регулирование активно используется с целью защиты прав потребителей и охраны окружающей среды. Многочисленные стандарты, ограничивающие выбросы вредных отходов производства, прямые запреты на использование опасных технологий, производство, реализацию или рекламу вредной для здоровья людей продукции и т. п. ограничивают свободу предпринимательства и относятся к административным методам регулирования. Нередко используется метод регулирования внешнеэкономической деятельности, например импортные квоты, и т. д. 
 
 
 

     Задачи  государства 

     Важнейшей задачей государства на переходном этапе является создание целостной  системы экономических методов  регулирования. С этой целью все страны, осуществляющие переход к рыночной экономике, проводят радикальные реформы кредитной и налоговой систем.

     Создается традиционная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система, в рамках которой Центральный  банк посредством экономических нормативов осуществляет регулирование деятельности широкой сети коммерческих банков. Манипулируя учетной ставкой процента, изменяя нормы обязательных резервов и другие нормативы, установленные для коммерческих банков, осуществляя операции с ценными бумагами, Центральный банк поучает возможность проводить активную кредитно-денежную политику. 

     Заключение 

     Государственное регулирование - это целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

     Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования  и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

    • экономический рост;
    • полная занятость;
    • стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;
    • внешнеэкономическое равновесие.

     Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы воздействия. Различаются методы прямого и косвенного влияния. Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера можно назвать размер налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на которых непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

     Методы  косвенного воздействия создают  лишь предпосылки к тому, чтобы  при самостоятельном выборе субъекты экономических отношений предпочитали варианты, которые соответствуют  целям экономической политики. К  таким методам относятся, например, программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Недостатком косвенных методов является определенный временной лаг, возникающий между моментами принятия мер государством, реакции на них экономики и реальными изменениями в хозяйственных результатах.

     Жесткое разграничение экономических и  административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут  в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над  ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других. 

 

     Список  литературы 

    1. Курилин В.И. Государственное регулирование  рыночной экономики. М., 2006
    2. Нестерова А.Д.  Государственное регулирование экономики http://society.polbu.ru/nesterova_gosreg/ch02_all.html
    3. Попов А. И. Экономическая теория. Учебник для вузов. Онлайн.

      http://fictionbook.ru/author/aleksandr_popov/yekonomicheskaya_teoriya_uchebnik_dlya_vuzov/read_online.html?page=7 

    1. Ходов Л.Г. Наука управления М.,2007
    2. Введение в бизнес. Основы рыночной экономики. http://www.bibliotekar.ru/biznes-35/20.htm
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Методы государственного регулирования экономики