Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:20, контрольная работа
Слово «олигос» в переводе с греческого означает мало. Олигополия является одной из самых распространенных, наиболее сложной и наименее предугадываемой структурой рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Введение 3 стр.
Олигополия и её признаки 4 стр.
Методы ценообразования в условиях олигополии 10 стр.
Заключение 17 стр.
Список литературы 19 стр.
Введение
Заключение
Список литературы
Введение.
Слово «олигос» в переводе с греческого означает мало. Олигополия является одной из самых распространенных, наиболее сложной и наименее предугадываемой структурой рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру.
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Однако в олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм (и здесь, как и при монополистической конкуренции может проявить себя стратегия конкурентной борьбы). Но на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
Особенностью олигополии является то, что каждый производитель должен принимать решение с учетом возможной ответной реакции со стороны конкурентов.
Формально
к олигополистическим обычно относят
те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы
производят более половины всей выпускаемой
продукции. Если же концентрация производства
оказывается ниже, то отрасль считают
действующей в условиях монополистической
конкуренции. Конечно, установление такой
количественной границы во многом условно.
Тем не менее, два названных типа рынка
имеют и качественные отличия друг от
друга.
Когда во многих отраслях добывающей, обрабатывающей промышленности, а также оптовой торговли господствуют несколько фирм, то такие отрасли называются олигополиями.
Само понятие указывает на то, что олигополистический рынок представляет собой рыночную структуру, в рамках которой действует ограниченное количество продавцов. Четкого ответа на вопрос, сколько, дать нельзя. Олигополистический рынок может быть представлен тремя-четырьмя фирмами, а может и пятнадцатью. Важно не количество фирм само по себе, а наличие продавцов, объем предложения которых достаточно велик относительно совокупного отраслевого предложения. Естественно, для большеразмерных рынков будут характерны фирмы, крупные по абсолютным параметрам. Малоразмерный рынок будет представлен фирмами, небольшими по абсолютным размерам. Но если некоторые из них являются крупными относительно объема рыночного предложения, то и в этом случае мы будем иметь дело с олигополией.
Если фирмы отрасли производят стандартную продукцию, отрасль называют чистой олигополией (производство стали, алюминия, меди, цемента, топлива, газетной бумаги, взрывчатых веществ и т.п.)
Если несколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции, отрасль называют дифференцированной олигополией (производства автомобилей, зубной пасты, сигарет, телевизоров, электроприборов, компьютеров, холодильников, кондиционеров, прохладительных напитков, пива, мыла и т.п.)
Естественная олигополия имеет место, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
Присутствие на рынке одного или нескольких крупных продавцов порождает принципиально новый эффект. Суть его состоит в том, что любое рыночное рвение такого продавца неизбежно затронет всех участников рынка. Если фирма, контролирующая 3-5% рынка, снизит цену на свой продукт, то это вряд ли скажется на рыночном равновесии. Но если снизит цену фирма, контролирующая 20% объема рыночного предложения, то все действующие на рынке фирмы ощутят произошедшую перемену. Понимая свою взаимозависимость, фирмы вынуждены вести свои дела с учетом реакции со стороны конкурентов. Поэтому продляющееся в форме реагирования на действия друг друга взаимодействие фирм - ключевая характеристика олигополистического рынка.
Фирма может расширить предложение, снизив цену на свой продукт, но в рамках данного рыночного спроса расширение спроса на продукт фирмы произойдет за счет сокращения спроса на продукт конкурирующих фирм. Стремясь к сохранению своего положения, конкуренты будут вынуждены ответить адекватным снижением цены. В итоге выиграет только потребитель, так как при автономном поведении фирм, подобно тому, как это бывает при монополистической конкуренции, рынок будет дрейфовать в сторону конкурентного равновесия, а прибыль фирм будет сокращаться. Другими словами, в условиях отсутствия взаимодействия между фирмами экономическое положение всех фирм будет ухудшаться.
Исходя из вышеизложенного,
1. В отрасли находится несколько соперничающих фирм, так что ее нельзя отнести к чистой монополии. Точного количественного определения олигополии не существует, это может быть 2-3 фирмы или 10-12. Тем не менее, каждая из фирм-олигополистов обладает достаточно большой долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олигополистам значительную степень контроля над рынком. Если же несколько олигополистов начнут реализовывать одинаковую рыночную стратегию, то их совместная рыночная власть приблизится к случаю чистой монополии.
2. Кривая спроса каждой отдельной фирмы имеет падающий характер, следовательно, отрасль не может считаться совершенно конкурентной.
3. В отрасли находится хотя бы одна крупная фирма, считающая, что ее действия и поведение на рынке не останутся без ответной реакции со стороны конкурентов, т. е. эта структура отличается от монополистической конкуренции. Особенность олигополистической рыночной структуры связана с тем, что фирмы сталкиваются не только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных типов рынков, каждая фирма-олигополист ограничена в принятии решений не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов.
4. Продукция
может производиться как
5. Основной
показатель олигополии —
HHI = q12 + q22 + q32 + ... + qn-12 + qn2= ? qi2
где qi - доля продаж фирмы, выраженная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и тем большей рыночной властью обладает отдельный производитель. При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения - 10 000.
Для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм используется коэффициент Джини (мера концентрации), отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка.
Почему же одни рынки имеют большую конкуренцию, чем другие, почему некоторые отрасли состоят только из нескольких фирм, почему не создаются новые фирмы, чтобы вступить в олигополистические отрасли? Ответ в следующем: чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, любые вновь вступившие фирмы должны быть крупными производителями и преодолеть все препятствия для вступления на этот рынок.
Препятствие для вступления на рынок новых фирм – одно из причин отраслевой концентрации в сравнении с той, которая определяется лишь большим эффектом масштаба. Входные барьеры можно определить, как любую помеху для новых фирм на равных конкурировать с уже существующими компаниями. При наличии входных барьеров лидирующие фирмы могут просто увеличить свои доли рынка по мере роста отрасли. Иногда входные барьеры создаются искусственно, правительственными или местными органами власти. Власти часто позволяют двум-трем компаниям проникнуть на рынок, не открывая его для других конкурентов.
Барьером может служить собственность на воспроизводимые ресурсы (классическим примером является рынок бериллия). К подобному роду ресурсов можно отнести и людей (кинозвезды работающие по контракту). Как ни какая другая причина, собственность на невоспроизводимые ресурсы дает существующим фирмам преимущество над новыми фирмами, и в этом смысле является барьером к проникновению на рынок.
Права на копирование и на всевозможные виды патентов, являются особенно важными на олигополистическом рынке.
Барьер к проникновению на рынок в том смысле, в котором он понимается здесь – это то, что позволяет новой фирме дублировать деятельность старой (с точки зрения качества или издержек). Но это не значит, что любые усилия и затраты которые должна осуществить фирма, чтобы проникнуть на рынок, следует рассматривать как препятствие для других фирм.
Дополнительным финансовым барьером может стать огромный расход на рекламу, что имело место в производстве сигарет.
Безвозвратные издержки – это один элемент, который может играть заметную роль при определении рыночной структуры, т.к. проникновение на рынок (в частности олигополистический) требует существенных безвозвратных издержек, необходимых для покупки специального оборудования, имеющую низкую перепродажную стоимость, размещение предприятия в выгодном месте и т.п., то данный вид затрат может служить существенным барьером для новых фирм.
Однако безвозвратные издержки не всегда являются барьером, т.к. фирмы уже действующие в отрасли должны были понести такие же расход, прежде чем на нем закрепиться.
Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они или их конкуренты изменяют цену, или объем производства, то последствия скажутся на прибылях всех остальных фирм на рынке. Отдельные продавцы должны считаться с реакцией своих конкурентов. Подобная зависимость поведения одной фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимозависимостью. Та реакция, которую ожидает продавец в ответ на свои действия в области маркетинга, цены и объема производства является основным фактором, определяющим его решение, а так же влияет на равновесие на олигополистическом рынке. Поэтому смыслом олигополистической взаимозависимости является следующее: любая модель олигополии должна содержать, прежде всего, схему ответных действий фирмы на реакцию конкурентов, вызванную изменением положения на рынке.
Основные олигополистические рынки в России.
Черная металлургия – это одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды эта отрасль является ключевой. Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл.
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется.
Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому, однако, потребители стараются приобретать иномарки.
На примере рынка легковых автомобилей
можно проследить ситуацию лидерства
в ценах, когда один самый крупный производитель
диктует цены на продукцию остальным.
В данном случае таким производителям
является "Автоваз". Именно данная
компания является основным переговорщиком
с правительством по поводу защиты отрасли.
Превосходя конкурентов по объемам продаж
в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность,
вследствие масштаба производства "Автоваз",
разумеется, является безусловным лидером.
Информация о работе Методы ценообразования в условиях олигополии