Методы борьбы с безработицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

Содержание

Введение……………………………………………………………
Сущность безработицы…………………………………………….
Виды безработицы……………………………………………………
Причины безработицы………………….......................…………….
Социально-экономические последствия безработицы ……………….
Методы борьбы с безработицей....……………………………………
Заключение……………………………………

Работа содержит 1 файл

настоящая курсовая!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 201.50 Кб (Скачать)

    Существует  еще так называемая безработица по обследованию - оценочная величина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основе периодических специальных опросов трудоспособного населения. 

       Региональная  безработица 

       Она формируется под воздействием сложной  комбинации исторических, демографических, социально-психологических факторов, которые непреодолимы с помощью  одних только средств экономической  политики. Судя по мировой практике, местным органам государственной власти, тоже не по силам справиться с этой проблемой, которую обычно приходится решать на основе общегосударственных целевых программ. Региональная безработица имеет и международный аспект. Так, выправление региональных деформаций, включая и рынки рабочей силы, составляет одну из важнейших задач Европейского союза. Разработка и осуществление межгосударственных программ преодоления региональной безработицы могли бы стать важнейшим элементом экономических отношений стран CHГ. 

Женская безработица 

      Это один из наиболее распространенных  видов безработицы, которая возникает в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда: женщины несут с собой больший, чем мужчины, социальный груз (декретные отпуска, больничные по уходу за ребенком, обеспеченность яслями, детдомами и т.п.). Принцип справедливости требует, чтобы мужчины и женщины имели равный доступ к работе по найму и к работе по семье. Государство должно применять ряд мер как административного, так и правового регулирования: квотирование рабочих мест для женщин, налоговое наказание и поощрение работодателей в целях увеличения женской занятости.

    Молодежная  и женская безработица являются острейшими социальными проблемами практически для всех стран, где развивается рыночная экономика. 

Остаточная  безработица

     Это безработица,  вызванная ограничением работающих по состоянию здоровья,  по возрасту, более низкой производительностью мобильностью, отсутствием стремления  к повышению квалификаций у пожилых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Причины безработицы

       В настоящее время на российском рынке  труда происходит повышение уровня безработицы, прежде всего за счет населения, неконкурентоспособного на рынке труда, и перехода скрытой безработицы  на несостоятельных предприятиях и в бюджетной сфере (избыточной занятости) в официальную форму, регистрируемую службой занятости.

       Применительно к российскому рынку труда  можно выделить следующие специфические  причины безработицы:

  1. Структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;
  2. Экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;
  3. Политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу;
  4. Сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;
  5. Изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы
  6. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительная удаленность центра занятости (ЦЗ) от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего  ЦЗ может превышать 80 км.
  7. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие  выходное пособие от предприятия (организации), не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.
  8. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий  нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном  положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.
  9. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование  промышленных предприятий, проведенное в июле 2003 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
  10. Вероятность получения пособия по безработице для обратившегося в ЦЗ невелика, а размер выплачиваемого пособия, как правило, минимальный.
  11. Переподготовка безработных через ЦЗ осуществляется недостаточно эффективно.
  12. В последние годы увеличилось число работников, которые находятся в административных неоплачиваемых отпусках. Нередко именно таким способом администрация предприятий "сохраняет" численность рабочего коллектива, занижая  тем самым среднюю заработную плату по предприятию и избегая повышенного  налогообложения фонда оплаты труда.
  13. Рост безработицы за счет возросшей трудовой миграции, увеличения числа беженцев и вынужденных переселенцев.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Социально-экономические  последствия  безработицы.

          Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

      Действительно, в переходный период единственным средством  побудить большие массы людей  перемещаться в целях более рационального  формирования структуры занятости  является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости.

          Очень часто оценивается лишь  экономический эффект безработицы  в виде количества высвобожденных  работников и сумм выплаченных  пособий, а социальные последствия,  которые трудно выделяются и  носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

    Появляется  не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.     Подобные исследования представляют несомненный интерес для России, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе. Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует о невозможности механического переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.  

    Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и негативные стороны. Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы безработицы. 
С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет  повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий.

      При анализе безработицы в  РФ можно выявить следующие негативные  
тенденции: 
1. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала  
общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, по этому в  стране возникают потери от недоиспользования производственных возможностей. 
2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся  
работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с массовыми  увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и  научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник  выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок . И весь период адаптации 
работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с постоянными рабочими  
кадрами той же квалификации в равных условиях труда. 
3. Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего  
является подрыв психического здоровья нации. Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также следующие  
факторы экономической нестабильности: 
• снижение покупательного спроса; 
• сокращение сбережений; 
• снижение инвестиционного спроса; 
• сокращение предложения, спад производств. 
4. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа  
преступлений. Рост  безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода. Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% - что безработица ведет к  снижению заработной платы, вследствие конкуренции на рынке труда. Оценки мужчин и женщин примерно одинаковы, однако женщины более остро реагируют на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее болезненно на усиление социальной напряженности и политической нестабильности. Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного  уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд занятости, размеров пособий и другой материальной помощи. В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице, соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно. Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии 30-60%, в Бельгии 40- 60%. Западные специалисты указывают на дестимулирующий характер высоких пособий: безропотные затягивают время поиска работы, повышается уровень притязаний к заработной плате на новом рабочем месте. 
           В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать от 45-70% от средней заработной платы в течении года. 
При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и  
положительные аспекты. 
1. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую можно  
задействовать при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться. 
2. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования повышения  заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности. 
Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства,  
является самым лучшим организатором дисциплины труда, а, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот аспект 
отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге. Респонденты также отмечали что: 
• 75,2% -устраивает статус безработного, т.к. он увеличивает личное свободное  
время. 
• 13% -безработица стимулирует овладение новыми специальностями.  Каждый 7  считает, что безработица воспитывает ответственность и самостоятельность.

    В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от3-7% от числа занятых)  
считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

Безработица –  опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне  массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в  истории  человечества  политические  режимы (примером  Чили). 
 
 
 
 
 
 

    Методы  борьбы с безработицей

    При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

    В социально - трудовой политике первоначально  превалировали меры, направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших институциональные  перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и занятости путем приведения его в соответствии с международно-признанными правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

    Поддержание доходов на минимальном уровне стало  целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы,  отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

    В связи с рыночными изменениями  наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным  контрактам, неформализованным соглашениям  и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Информация о работе Методы борьбы с безработицей