Методология системного анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 10:18, контрольная работа

Описание работы

Экономическая стабильность организации, выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений связаны с непрерывным совершенствованием и развитием. Совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде. Сегодня четко прослеживаются факторы, определяющие необходимость совершенствования и адаптации организации:

Содержание

одержание
Введение 3
1 Системный анализ в исследовании управления 6
2 Методология системного анализа 8
2.1 Обзор методик системного анализа 8
2.2 Разработка методик системного анализа 9
2.3 Пример методики системного анализа предприятия 10
Заключение 15
Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

исследование ситем управление готов.docx

— 34.25 Кб (Скачать)

     Неполнота информации о проблемной ситуации затрудняет выбор методов ее формализованного представления и не позволяет  сформировать математическую модель. В этом случае возникает необходимость в разработке методик проведения системного анализа.

     Необходимо  определить последовательность этапов системного анализа, рекомендовать  методы для выполнения этих этапов, предусмотреть при необходимости  возврат к предыдущим этапам. Такая  последовательность определенным образом  выделенных и упорядоченных этапов и подэтапов в сочетании с  рекомендованными методам и приемами их выполнения представляет собой структуру методики системного анализа.

     Практики  видят в методиках важный инструмент для решения проблем своей  предметной области. И хотя к сегодняшнему дню накоплен большой их арсенал, но, к сожалению, следует признать, что разработка универсальных методов  и методик не представляется возможной. В каждой предметной области, для  различных типов решаемых проблем  системному аналитику приходится разрабатывать  свою методику системного анализа на базе множества принципов, идей, гипотез, методов и методик, накопленных  в области теории систем и системного анализа.

     Практики рекомендуют при разработке методики системного анализа прежде всего определить тип решаемой задачи (проблемы). Затем, если проблема охватывает несколько областей: выбор целей, совершенствование оргструктуры, организацию процесса принятия и реализации решении, выделить в ней эти задачи и разработать методики для каждой из них. 

     2.3 Пример методики системного анализа предприятия

     В качестве примера современной методики системного анализа рассмотрим некую  обобщенную методику анализа предприятия. 
Предлагается следующий перечень процедур системного анализа, который может быть рекомендован менеджерам и специалистам по экономическим информационным системам.

     1) Определить границы исследуемой системы.

     2) Определить все подсистемы, в которые входит исследуемая система в качестве части.

     Если  выясняется воздействие на предприятие  экономической среды, именно она  и будет той надсистемой, в  которой следует рассматривать его функции. Исходя из взаимосвязанности всех сфер жизни современного общества, любой объект, в частности, предприятие, следует изучать в качестве составной части многих систем - экономических, политических, государственных, региональных, социальных, экологических, международных. Каждая из этих надсистем, например экономическая, в свою очередь имеет немало компонентов, с которыми связано предприятие: поставщики, потребители, конкуренты, партнеры, банки и т. д. Эти же компоненты входят одновременно и в другие надсистемы - социокультурную, экологическую и т. п. А если еще учесть, что каждая из этих систем, а также каждый из их компонентов имеют свои специфические цели, противоречащие друг другу, то становится ясной необходимость сознательного изучения среды, окружающей предприятие. В противном случае вся совокупность многочисленных влияний, оказываемых надсистемами на предприятие, будет казаться хаотичной и непредсказуемой, исключая возможность разумного управления им.

     3) Определить основные черты и направления развития всех надсистем, которым принадлежит данная система в частности, сформулировать их цели и противоречия между ними.

     4) Определить роль исследуемой системы в каждой надсистеме, рассматривая эту роль как средство достижения целей надсистемы.

     Следует рассмотреть при этом два аспекта:

     - идеализированную, ожидаемую роль системы с точки зрения надсистемы, т. е. те функции, которые следовало бы выполнять, чтобы реализовать цели надсистемы;

     - реальную роль системы в достижении целей надсистемы.  
Например, с одной стороны, оценка потребностей покупателей в конкретном виде товаров, их качестве и количестве, а с другой - оценка параметров товаров, реально выпускаемых конкретным предприятием. 
Определение ожидаемой роли предприятия в потребительской среде и его реальной роли, а также их сравнение, позволяют понять многие причины успеха или неудачи компании, особенности его работы, предвидеть реальные черты ее будущего развития.

     5) Выявить состав системы, т. е. определить части, из которых она состоит.

     6) Определить структуру системы, представляющую собой совокупность связей между ее компонентами.

     7) Определить функции активных элементов системы, их «вклад» в реализацию роли системы в целом.

     Принципиально важным является гармоническое, непротиворечивое сочетание функций разных элементов  системы. Эта проблема особенно актуальна  для подразделений, цехов крупных  предприятий, чьи функции часто  во многом «не состыкованы», недостаточно подчинены общему замыслу.

     8) Выявить причины, объединяющие отдельные части в систему, в целостность.

     Они носят название интегрирующих факторов, к которым в первую очередь  относится человеческая деятельность. В ходе деятельности человек осознает свои интересы, определяет цели, осуществляет практические действия, формируя системы  средств для достижения целей. Исходным, первичным интегрирующим фактором является цель.

     Цель  в любой сфере деятельности представляет собой сложное сочетание различных  противоречивых интересов. В пересечении  подобных интересов, в своеобразной их комбинации заключается истинная цель. Всестороннее познание ее позволяет  судить о степени устойчивости системы, о ее непротиворечивости, целостности, предвидеть характер ее дальнейшего  развития.

     9) Определить все возможные связи, коммуникации системы с внешней средой.

     Для действительно глубокого, всестороннего  изучения системы недостаточно выявить  ее связи со всеми подсистемами, которым она принадлежит. Необходимо еще познать такие системы  во внешней среде, которым принадлежат  компоненты исследуемой системы. Так, следует определить все системы, которым принадлежат работники предприятия - профсоюзы, политические партии, семьи, системы социокультурных ценностей и этических норм, этнические группы и т. д. Необходимо также хорошо знать связи структурных подразделений и работников предприятия с системами интересов и целей потребителей, конкурентов, поставщиков, зарубежных партнеров и пр. Нужно также видеть связь между используемыми на предприятии технологиями и «пространством» научно-технического процесса и т. и. Осознание органического, хотя и противоречивого единства всех систем, окружающих предприятие, позволяет понимать причины его целостности, предотвращать процессы, ведущие к дезинтеграции.

     10) Рассмотреть исследуемую систему в динамике, в развитии. 
Для глубокого понимания любой системы нельзя ограничиваться рассмотрением коротких промежутков времени ее существования и развития. Целесообразно по возможности исследовать всю ее историю, выявить причины, побудившие создать эту систему, определить иные системы, из которых она вырастала и строилась. Также важно изучать не только историю системы или динамику ее нынешнего состояния, но и попытаться, используя специальные приемы, увидеть развитие системы в будущем, т. е. прогнозировать ее будущие состояния, проблемы, возможности.

     Необходимость динамического подхода к исследованию систем легко проиллюстрировать  сравнением двух предприятий, у которых  в какой - то момент времени совпали значения одного из параметров, например, объем продаж. Из этого совпадения совсем не вытекает, что предприятия занимают на рынке одинаковое положение: одно из них может набирать силу, двигаться к расцвету, а другое, наоборот, переживать спад. Поэтому судить о любой системе, в частности, о предприятии нельзя лишь по «моментальной фотографии» по одному значению какого-либо параметра; необходимо исследовать изменения параметров, рассмотрев их в динамике.

     Изложенная  здесь последовательность процедур системного анализа не является обязательной и закономерной. Обязательным является скорее сам перечень процедур, чем  их последовательность. Единственное правило заключается в целесообразности многократного возвращения в  ходе исследования к каждой из описанных  процедур. Только это является залогом  глубокого и всестороннего изучения любой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Для понимания существа системного анализа, его роли и места в стратегических решениях, прежде всего, необходимо иметь  четкое представление о принципиальном содержании проблемы, о важнейших  ее элементах и принципах ее решения. Системный анализ представляет собой  методологию анализа и решения  проблем, использующую систематическое  исследование и сравнение альтернатив, проводимых на основе соотношении оценок стоимости ресурсов, затрачиваемых  на их реализацию, и получаемой в  результате выгоды. Как часть этого  исследования обязателен глубоких анализ тех неопределенностей, которые  присущи решениям, реализуемым в  будущем. Несмотря на то, что в системном  анализе для решения проблем  часто используют как логические, так и математические методы, не следует предполагать, что между  системным анализом и сложным  математическим аппаратом существует обязательная связь. Сложнейшие проблемы очень часто анализируют и  решают, не обращаясь к чему-либо более сложному, чем математика. Роль суждений человека в системном  анализе часто понимается совершенно превратно. Системный анализ служит только дополнением к суждению, основывающемуся  на опыте и интуиции принимающего решения. Основу системы методов, используемых в управлении, составляет общенаучная  методология, предусматривающая системный, комплексный подход к решению  проблем, а также применение таких  методов, как моделирование, экспериментирование, социологические измерения. Системный  подход применяется как способ упорядочения управленческих проблем, благодаря  которому осуществляется их структурирование, определяются цели решения, выбираются варианты, устанавливаются взаимосвязи  и зависимости элементов проблем, а также факторы и условия, оказывающие воздействие на их решение. Системный подход к анализу проблемной ситуации позволяет выявить факторы  и причины, приведшие к появлению  проблемы в целом и ее составных частей. Он особенно важен при возникновении новых проблемных ситуаций, с которыми организация прежде не сталкивалась. Несомненно, что уже на этом этапе возникает потребность в сборе информации, изучении всех фактов, которые помогают разобраться в сложившейся ситуации. В дело может пойти изучение отчетов, беседы с сотрудниками, консультирование с руководителями и специалистами других подразделений. Всю собранную информацию необходимо оценить с точки зрения ее надежности и источников поступления, чтобы исключить влияние недостоверных сведений. Наряду с данными, отражающими состояние организации, необходимо проанализировать динамику и тенденции в изменении внешних факторов, которые особенно важны с точки зрения решаемой проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

     1. Антонов А. В. Системный анализ. - М.: Высшая школа, 2010. - 454 с.

     2. Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.

    3. Архипова  Н. И. Исследование систем управления. - М.: ИНФРА - М,

2008. - 96 с.

       4. Дрогобыцкий И. Н. Системный анализ в экономике. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 197 с.

     5. Дроздов Н. Д. Основы системного анализа. - М.: Экономика, 2010. - 160 с.

     6. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. - М.: Высшая школа, 2008. - 304 с.

     7. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 2009. - 275 с.

     8. Попов В. Н. Системный анализ в менеджменте. - М.: Высшая школа, 2007. - 284 с.

     9. Тимченко Т. Н. Системный анализ в управлении. - М.: Высшая школа, 2010. - 383 с.

Информация о работе Методология системного анализа