Методология прогнозирования: принципы, методы, приемы, способы. формирование финансового плана предприятия

Автор: Юлия Ибрагимова, 03 Октября 2010 в 01:44, контрольная работа

Описание работы

Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.
Целью контрольной работы является развитие теоретических представлений о понятие прогнозирование, а именно о принципах, методах, приемах и способах прогнозирования. Также во второй главе контрольной работы необходимо произвести расчет финансового плана предприятия.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
• внести терминологическую ясность в понятие "прогнозирование";
• выделить основные принципы, методы и способы в прогнозировании;
• привести конкретные примеры;
• рассчитать финансовый план предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Методология прогнозирования: принципы, методы, приемы способы 5
1.1. Понятие прогнозирования, его виды, этапы и функции. 5
1.2. Задачи и принципы планирования. 7
1.3. Методы прогнозирования. 9
Глава 2. Формирование финансового плана предприятия 17
2.1. Расчет плановой суммы амортизационных отчислений, отчислений в ремонтный фонд и плановой суммы прибыли. 17
2.2. Расчет необходимого прироста оборотных средств и кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжении предприятия. 20
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Контрольная готовая 2.doc

— 135.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Международный институт финансов, управления и бизнеса

Кафедра экономики 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине «Планирование и прогнозирование  в организации»

на тему: "МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ. формирование финансового плана предприятия " 
 
 

                  Научный руководитель:

                  Доцент кафедры экономики,                     к.э.н.

                  ____________ А.П.Третьякова 

                  Автор работы: 
                   
                   
                   
                   

Тюмень  – 2009 

Содержание

 

Введение

 

     Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений  в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, на сколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

     Потребность в решении возникает только при  наличии проблемы, которая в общем, виде характеризуется двумя состояниями - заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки – управленческого решения и контроля за его реализацией.

     Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления - контроля. Исходя из этого, можно сделать вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).

     Прогнозирование - это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение - это проекция в будущее, а будущее - содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений.

     Целью контрольной работы является развитие теоретических представлений о понятие прогнозирование, а именно о принципах, методах, приемах и способах прогнозирования. Также во второй главе контрольной работы необходимо произвести расчет финансового плана предприятия.

Достижение  поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • внести терминологическую ясность в понятие "прогнозирование";
  • выделить основные принципы, методы и способы в прогнозировании;
  • привести конкретные примеры;
  • рассчитать финансовый план предприятия.

        

Глава 1. Методология прогнозирования: принципы, методы, приемы способы

    1. Понятие прогнозирования, его  виды, этапы и функции.
 

     Прогноз – научно-обоснованное предвидение  характера будущего поведения какой-либо системы в целом или ее составных  частей при определенных условиях.

     Прогнозирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм прогнозирования  включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи  между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за составлением прогнозов и реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

      Прогноз как процесс связан обычно с анализом состояния и оценкой перспектив развития тех или иных явлений. Но прогноз нельзя рассматривать только с точки зрения видения будущего состояния явлений. В связи с этим можно выделить два этапа прогнозирования:

  1. поисковый этап – рассмотрение будущего состояния отрасли при неизменности влияния на нее;
  2. целевой этап - прогноз того, что нужно предпринять, чтобы выйти на тот уровень состояния отрасли, который считается приемлемым.

Прогнозы  также имеют  классификацию по различным признакам:

По уровню:

  • макропрогнозы;
  • микропрогнозы.

По временным  горизонтам:

  • краткосрочные (от 1 до 3 лет);
  • среднесрочные (от 3 до 5 лет) ;
  • долгосрочные (более 5 лет).

По факторам повторяемости:

  • иррегулярные;
  • прогноз более или менее повторяющийся;
  • предвидение лишь общего контура явлений.

По содержанию:

  • прогнозы НТП;
  • демографические;
  • экономические;
  • социальные;
  • экологические;
  • отраслевые;
  • территориальные;
  • внешнеэкономические.

Прогнозирование выполняет следующие функции:

  • количественный и качественный анализ  тенденций развития предприятия здесь должны быть выявлены позитивней и негативные тенденции;
  • вероятностное, альтернативное предвидение развития предприятия, учитывающее сложившиеся тенденции и поставленные цели;
  • оценка возможностей и последствий активного действия на прогнозные процессы.
 

 

    1. Задачи  и принципы планирования.
 

К основным задачам прогнозирования относятся:

  • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
  • выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
  • выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
  • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
  • прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
  • прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции;
  • оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах на жизненный цикл продукции;
  • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.

     Под полезным эффектом от эксплуатации или  потребления продукции понимается выполняемая ею работа или отдача за ее срок службы. При определении  полезного эффекта всю продукцию можно разделить на:

  • промышленную продукцию, полезный эффект которой характеризуется отдачей (сырье, материалы, смазочные материалы, топливо, значительное количество предметов народного потребления, пищевые продукты и т.д.);
  • промышленную продукцию, полезный эффект которой выражается выполненной работой в единицу времени (станки, подъемно-транспортные средства, полиграфическое оборудование, нефтеаппаратура и т.д.).

     При определении полезного эффекта  следует брать только ту часть  работы, которую получает потребитель, исключая при этом его потери. Например, для нефтеаппаратуры полезным эффектом является количество конечной продукции, произведенной аппаратом за нормативный срок службы.

Основные принципы прогнозирования:

  1. Принцип системности прогнозирования;
  2. Принцип единства политики и экономики;
  3. Принцип научной обоснованности;
  4. Принцип адекватности (соответствия) прогноза объективным закономерностям;
  5. Принцип вариантности прогнозирования;
  6. Принцип целенаправленности.
 

 

    1. Методы  прогнозирования.

     Метод прогнозирования – это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза. Совокупность специальных правил, приемов и методов составляет методику прогнозирования.

     К наиболее распространенным методам  прогнозирования относятся: экспертное прогнозирование, технологическое прогнозирование, нормативное прогнозирование, метод сценариев.

     Рассмотрим  подробнее каждый из этих методов.

1. Метод технологического  прогнозирования.

     Технологическое прогнозирование подразделяется на изыскательское (иногда его еще называют поисковым) и нормативное.

     В основе изыскательского прогнозирования  положена ориентация на представляющиеся возможности, установление тенденций  развития ситуаций на основании при  разработке прогноза информации.

     Перемещение в пространстве технологий от технологий более низкого уровня к технологиям более высокого уровня относится к изыскательскому прогнозированию. Или иначе можно сказать, что потребности и цели должны соответствовать средствам и возможностям коммерческой организации.

     Примером  изыскательского прогнозирования  может служить прогнозирование  в области электроники, когда  прогнозируемый процесс представляется в виде последовательного перемещения  технологий, начиная от квантовой  электродинамики и кончая мгновенно  осуществляемой всемирной связью. Нормативное прогнозирование ориентировано на миссию организации, на те потребности и цели, к достижению которых она стремится. Нормативному прогнозированию соответствует перемещение в пространстве технологий от технологий более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей к средствам их реализации.

     Примером  нормативного прогнозирования может  служить прогнозирование в области  космоса, когда прогнозируемый процесс  представляется в виде последовательного перемещения технологий от понимания проблемы космоса как среды, которая должна служить на благо человеку, до конкретных средств её решения - условий для ядерного деления и количества высвобождаемой при этом энергии и т.д.

     В рамках технологического прогнозирования решаются такие задачи, как разработка прогнозов в области экономической, коммерческой деятельности, социальной и политической.

     Одной из главных проблем точности и  эффективности прогнозов является максимально полезное сочетание  методов изыскательского и нормативного прогнозирования. Это является следствием различия используемых методов. Так для изыскательского прогнозирования, характерно использование таких методов, как:

  • экстраполяция;
  • моделирование;
  • метод исторической аналогии;
  • написание сценариев;
  • другие методы, базирующихся на анализе точных эмпирических данных.

     В последние годы получило развитие экспертное прогнозирование, ориентированное  в большей степени на работу не только с количественной, но и с  качественной информацией, получаемой непосредственно от экспертов.

2. Метод экспертного  прогнозирования.

Информация о работе Методология прогнозирования: принципы, методы, приемы, способы. формирование финансового плана предприятия