Методика оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Обобщая результаты исследований, можно утверждать, что воздействие на элементы косвенных налогов - налоговую ставку и налоговую базу - гарантированно имеет своим следствием положительный или отрицательный экономический рост. Анализ влияния указанных элементов косвенных налогов на реальный объем производства товаров и услуг, выполненный с помощью разработанной автором модели, позволил сделать следующие выводы: о снижение ставок косвенных налогов и сокращение их налоговой базы является действенным стимулятором экономического роста как в российских условиях, так и в странах с развитой рыночной экономикой;

Работа содержит 1 файл

Метод повышения эффективности.docx

— 114.92 Кб (Скачать)

Таким образом, для отражения изменений  в спросе на товары и услуги, приводящих к росту налоговых доходов бюджета, необходимо ввести поправочный коэффициент Е.

Для первого сценария этот коэффициент  можно рассчитать по формуле:

                            (12)

где: S- площадь прямоугольника P6P1KH;

S- площадь прямоугольника P6P1GE;

S- площадь прямоугольника ОРбНV2;

S- площадь прямоугольника OP6EV;

P- средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства  при уровне цен Р;

V- реальный объем производства при уровне цен Pпри смещении кривой совокупного спроса вправо. 

 

Для второго сценария этот коэффициент  рассчитывается следующим образом:

           (13)

где: S- площадь прямоугольника P61PFD;

S- площадь прямоугольника P61PCG;

S- площадь прямоугольника OP61DV1;

S- площадь прямоугольника ОРб1GV;

Р - существующий в стране при данных условиях средний уровень цен

Рб- базовый уровень цен без учета косвенных налогов после снижения их ставок;

V - реальный объем производства  при уровне цен Р и совокупном спросе AD;

V- реальный объем производства при уровне цен Р и совокупном спросе AD. 

 

Выражения (12) и (13) наглядно показывают, что поправочный коэффициент Е равен росту реального объема производства, исчисленному в долях единицы, то есть росту ВВП.

Таким образом, коэффициент Е можно записать в виде отношения:

                     (14)

где: ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до преобразований.  

С учетом коэффициента Е налоговые доходы бюджета (11) после преобразований будут составлять Дналпр:

                        (15)

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов. 

С учетом выражений (9), (14) и (15) запишем  граничное условие снижения уровня косвенного налогообложения:

                 (16)

где: Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов послепреобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований;

ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до начала преобразований;  

 

Из уравнения (17) выразим величину роста ВВП:

                          (18)

Отношение ВВП после преобразований к ВВП, существовавшему до преобразований, есть критерий эффективности применения механизма косвенного налогообложения  в системе государственного регулирования  экономики в целях стимулирования экономического роста.

Порядок определения критерия эффективности  при условии повышения уровня косвенного налогообложения.

Величина косвенных налогов  и совокупных налоговых поступлений  в бюджет до начала проведения преобразований, заключающихся в повышении ставок и/или расширении налоговой базы косвенных налогов, рассчитывается, как и в случае определения критерия эффективности при условии снижения уровня косвенного налогообложения, по формулам (1) - (9).

Обозначим, как это было сделано  выше, показатель изменения ставок косвенных налогов через Δ.

Величина доходов бюджета после  повышения ставок косвенных налогов и/или расширения их налоговой базы будет рассчитываться по формуле (10), однако все значения Δ в формуле (10) будут положительными. Расширение налоговой базы косвенных налогов проявится в виде увеличения числа облагаемых косвенными налогами групп товаров и услуг, учитываемых в формулах (1), (3) и (5).

Если бы спрос на товары и услуги не был эластичным по цене, то после преобразований поступления в бюджет от косвенных налогов рассчитывались бы по формуле (10), а совокупные налоговые доходы бюджета - как сумма (10) и прямых налогов по формуле (11).

Однако, как уже отмечалось, изменение  ставок косвенных налогов и/или  их налоговой базы как ценовой  фактор спроса оказывает прямое влияние  на объем потребляемых товаров и  услуг и, соответственно, на реальный объем производства. Поэтому величина доходов бюджета от косвенных налогов после преобразований (увеличения ставок и/или расширения базы) в краткосрочной перспективе составила эквивалент площади прямоугольника РбР1ВЕ, а не эквивалент площади прямоугольника со сторонами РбР и OV (рис. 9). Поступления прямых налогов также, снизились в связи с сокращением их налоговой базы с величины, соответствующей площади прямоугольника OP6FV, до эквивалента площади прямоугольника ОРбЕV1.

Таким образом, для отражения изменений  в спросе на товары и услуги, приводящих к снижению налоговых доходов бюджета, необходимо ввести поправочный коэффициент Е, который можно рассчитать по формуле:

                (19)

где: P- средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V - реальный объем производства  при уровне цен Р;

V- реальный объем производства при уровне цен Р1.

С учетом поправочного коэффициента Е уравнение (11) примет вид:

               (20)

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов. 

 

В среднесрочной перспективе вследствие снижения потребления и производства товаров и услуг (смещение кривой совокупного спроса влево), база прямых налогов дополнительно сократилась и составила величину, эквивалентную площади прямоугольника ОРбЕV(рис. 9). Поступления косвенных налогов уменьшились до эквивалента площади прямоугольника P6P1KL.

Следовательно, в уравнение (20) необходимо ввести второй поправочный коэффициент - Е2, рассчитываемый по формуле:

                (21)

где: Р- средний уровень цен после преобразований;

Рб - базовый уровень цен без учета косвенного налогообложения;

V- реальный объем производства при уровне цен Р1;

V- реальный объем производства при уровне цен Pпри смещении кривой совокупного спроса влево.

Уравнение (20) с учетом выражения (21) примет вид:

    (22)

где: Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Е - первый поправочный коэффициент;

Е- второй поправочный коэффициент;

V - реальный объем производства  при уровне цен Р;

V- реальный объем производства при уровне цен P1;

V- реальный объем производства при уровне цен Р при смещении кривой совокупного спроса влево;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов.

Заметим, что отношение V2/V есть отношение величины валового внутреннего продукта после преобразований (ВВПпр) к валовому внутреннему продукту до начала преобразований (ВВП).

С учетом (9) и (22) граничное условие  повышения уровня косвенного налогообложения  будет иметь вид, аналогичный (17), а величина сокращения ВВП будет рассчитываться по формуле, аналогичной (18).

Таким образом, предложенная автором  методика может применяться для  расчета граничных условий комбинированных  преобразований косвенного налогообложения (ставки и налоговая база косвенных налогов могут одновременно как увеличиваться, так и уменьшаться).

Уравнение критерия эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики в общем виде можно записать следующим образом:

         (23)

где: Кэ - критерий эффективности;

Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований;

ВВПпр - объем ВВП после преобразований;

ВВП - объем ВВП до начала преобразований.

 

 

 

  1. Жалопов И. Совершенствование механизма косвенного налогообложения // Финансовый бизнес. 2001. № 8.
  2. Миляков Н.В. Налоги и налогооблажение: Учебник.- 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФА-М, 2006. – 509 с.
  3. Рубанов А.А. НДС в системе косвенного налогообложения //Международные проблемы налогообложения Издатцентр «Старая Басманная». Сборник научных докладов на Круглом столе по налоговым проблемам. — М.: Финансовая академия, 2002.
  4. Соколов А.А. Теория налогов. -М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2003. 506 с.

Информация о работе Методика оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики