Методика оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:44, реферат

Описание работы

Обобщая результаты исследований, можно утверждать, что воздействие на элементы косвенных налогов - налоговую ставку и налоговую базу - гарантированно имеет своим следствием положительный или отрицательный экономический рост. Анализ влияния указанных элементов косвенных налогов на реальный объем производства товаров и услуг, выполненный с помощью разработанной автором модели, позволил сделать следующие выводы: о снижение ставок косвенных налогов и сокращение их налоговой базы является действенным стимулятором экономического роста как в российских условиях, так и в странах с развитой рыночной экономикой;

Работа содержит 1 файл

Метод повышения эффективности.docx

— 114.92 Кб (Скачать)

Методика оценки эффективности применения механизма 

косвенного налогообложения  в системе государственного

регулирования экономики

Обобщая результаты исследований, можно утверждать, что воздействие на элементы косвенных налогов - налоговую ставку и налоговую базу - гарантированно имеет своим следствием положительный или отрицательный экономический рост. Анализ влияния указанных элементов косвенных налогов на реальный объем производства товаров и услуг, выполненный с помощью разработанной автором модели, позволил сделать следующие выводы: о снижение ставок косвенных налогов и сокращение их налоговой базы является действенным стимулятором экономического роста как в российских условиях, так и в странах с развитой рыночной экономикой; о увеличение ставок косвенных налогов и расширение их налоговой базы в любых экономических условиях угнетающе действуют на воспроизводственный процесс, что характеризует косвенные налоги как эффективный инструмент, предотвращающий перегрев производственной конъюнктуры в фазе подъема экономического цикла; о увеличение ставок и налоговой базы акциза на предметы роскоши является действенным инструментом пополнения доходной части бюджета, не наносящим практически никакого вреда производству товаров и услуг.

Таким образом, на основе модели влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета была научно обоснована макроэкономическая эффективность и целесообразность использования механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования.

Доказано, что косвенные  налоги представляют собой не только мощный инструмент фиска, но и средство регулирования, определяющее пропорции, темпы и условия развития экономики, которое может и должно быть использовано при решении поставленной Президентом В.В. Путиным задачи удвоения ВВП к 2010 году.

Отметим, что предложенная автором модель влияния косвенного налогообложения на ВВП и доходы бюджета позволяет качественно  оценить последствия воздействия на элементы косвенных налогов для экономики.

Настоящий раздел посвящен разработке методики оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики, позволяющей количественно оценить предельное значение изменения объемов ВВП при проведении преобразований в системе косвенного налогообложения в целях сохранения положительной динамики поступлений налоговых доходов в бюджет.

Общие положения. Напомним, что рост валового внутреннего продукта - не единственный показатель, характеризующий эффективность применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики. Необходимо учитывать, что основной и самой важной функцией налогов является пополнение государственного бюджета. Действенность косвенного налогообложения как инструмента регулирования темпов экономического роста при изменении ставок и налоговой базы косвенных налогов очевидна. Однако воздействовать на указанные элементы этих налогов целесообразно лишь при выполнении следующих условий.

Граничные условия. Изменения элементов косвенных налогов - ставок налогов или их налоговой базы - в зависимости от целей государственного регулирования экономики (стимулирования или сдерживания экономического роста) считаются эффективными, если выполняются условия, которое автор назвал граничными.

При снижении ставок косвенных  налогов или сокращении их налоговой базы в целях стимулирования экономического роста, потери бюджета должны быть компенсированы дополнительными поступлениями в бюджет косвенных налогов за счет роста потребления товаров и услуг и прямых налогов - за счет увеличения их налоговой базы (рис. 4, 6). Другими словами, следует определить минимально необходимый экономический рост, обеспечивающий увеличение ВВП при неизменном уровне доходов бюджета - граничное условие снижения уровня косвенного налогообложения.

Повышение ставок косвенных  налогов или расширение их налоговой  базы в целях сдерживания темпов экономического развития должно обеспечить сокращение объемов ВВП в пределах, не приводящих к снижению доходов бюджета от косвенных налогов за счет уменьшения потребления товаров и услуг и от прямых налогов - за счет сокращения их налоговой базы (рис. 9). Другими словами, следует определить максимально допустимую величину снижения ВВП при неизменном уровне доходов бюджета - граничное условие повышения уровня косвенного налогообложения.

Основные определения  и предпосылки. Методика предназначена для определения, с учетом граничных условий, предельного значения изменения объема ВВП, которое автор предлагает назвать критерием эффективности - Кэ - применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики.

При разработке методики автор  исходил из тех же предпосылок, что  и при разработке модели влияния  косвенного налогообложения на ВВП  и доходы бюджета.

Предполагается, что изменяются только ставки и налоговая база косвенных налогов. Ставки прямых налогов и остальные факторы, влияющие на темпы экономического роста, считаются постоянными, то есть методика работает при прочих равных условиях.

Исходные данные. Для определения критерия эффективности Кэ используются показатели ВВП и поступлений в бюджет косвенных и прямых налогов в базовом периоде, который включает последний год или несколько последних лет до начала изменений в элементах косвенных налогов, если эти годы характеризуются стабильностью и постоянством экономических и правовых условий. В случае, если базовый период превышает 1 год, в расчетах следует использовать средние показатели ВВП и поступления налогов в бюджет в целях сглаживания влияния случайных факторов на их объемы.

Автор рассматривает порядок  определения критерия эффективности  при различных граничных условиях.

Порядок определения  критерия эффективности при условии  снижения уровня косвенного налогообложения.

Рассчитаем величину косвенных  налогов, поступавших в бюджет до начала проведения преобразований, заключающихся  в снижении ставок и/или сокращении налоговой базы косвенных налогов.

Определяемая величина эквивалентна площади прямоугольников РбРСЕ на рис. 4 и рис. 6, отражающих условия экономики совершенной конкуренции и российские экономические условия, и равна сумме поступлений от налога на добавленную стоимость, акциза и налога с продаж.

Доходы, получаемые бюджетом от НДС, определяются по формуле:

                                                                                                   (1)

где: Дндс - доходы бюджета от НДС

W- стоимость группы отечественных товаров или услуг, облагаемых НДС по базовой ставке;

N - количество групп отечественных  товаров и услуг, облагаемых  НДС по базовой ставке;

R- базовая ставка НДС;

W- стоимость группы отечественных товаров и услуг, облагаемых НДС по пониженной ставке;

М - количество групп отечественных  товаров и услуг, облагаемых НДС  по пониженной ставке;

R- пониженная ставка НДС.

 

В российской бюджетной системе  поступления НДС от товаров и  услуг, произведенных в Российской Федерации и облагаемых по базовой  ставке, отражаются по коду бюджетной классификации 1020102. Поступления НДС от соответствующих товаров и услуг, облагаемых по пониженной ставке - по коду бюджетной классификации 1020101.

Таким образом, величина ДНДС может быть условно представлена через коды бюджетной классификации:

                                         (2)

Определяем величину доходов, получаемую бюджетом от акциза: 

                                                                                                       (3)

где: ДАкцизы - доходы бюджета от акцизов;

W- стоимость группы отечественных товаров, облагаемых акцизами;

К - количество групп отечественных товаров, облагаемых акцизами;

R- ставка акциза на товары соответствующей группы. 

 

В российской бюджетной системе  поступления акциза от товаров и  услуг, произведенных в Российской Федерации, отражаются по коду бюджетной классификации 1020200, и представляют собой сумму поступлений по кодам бюджетной классификации с 1020201 по 1020240.

Таким образом, величина ДАкциз может быть условно представлена следующим образом:

                     (4)

Рассчитываем величину дохода, получаемого бюджетом от налога с  продаж (НсП):

                                                                                                     (5)

где: ДНсП - доходы бюджета от налога с продаж;

W- стоимость реализуемых в розницу групп товаров, облагаемых НсП по ставке 5%;

Q - количество групп товаров,  облагаемых НсП по ставке 5%;

R- ставка налога с продаж.  

 

Следует отметить, что поступления  налога с продаж не делятся по принципу «страны производства» товаров  и услуг и отражаются в российской бюджетной системе по коду бюджетной классификации 1020700.

Таким образом, величина может  быть условно представлена следующим образом:

                                 (6)

Представим совокупные доходы бюджета от косвенных налогов  до начала преобразований в виде выражения:

                          (7) 

где: Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований.

С учетом формул (1), (3) и (5) Д1к можно представить в виде матрицы:

                                                                                               (8)

Налоговые доходы бюджета до преобразований можно рассчитать по формуле:

                          (9)

где: Днал - налоговые доходы бюджета до начала преобразований;

Д1к - доходы бюджета от косвенных налогов до начала преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований. 

Введем показатель изменения ставок косвенных налогов при их преобразовании:

Δ- изменение базовой ставки НДС;

Δ- изменение пониженной ставки НДС;

Δк - изменение ставок акцизов;

Δ- изменение ставки НсП. 

Величина Δ измеряется в долях  единицы. При этом для рассматриваемого случая (снижения ставок косвенных налогов) значение Δ отрицательно.

Сокращение налоговой базы косвенных  налогов проявится в виде уменьшения числа облагаемых косвенными налогами групп товаров и услуг, учитываемых  в формулах (1), (3) и (5).

Отразим эти изменения в формуле:

                                                                                                          (10)

где: Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после преобразований.

Определим величину налоговых доходов  бюджета после преобразований:

                               (11)

где Дналпр - налоговые доходы бюджета после преобразований;

Д2к - доходы бюджета от косвенных налогов после начала преобразований;

Дп - доходы бюджета от прямых налогов до начала преобразований. 

 

Отметим, что изменение ставок косвенных  налогов и/или их налоговой базы как ценовой фактор спроса оказывает прямое влияние на объем потребляемых товаров и услуг и, соответственно, на реальный объем производства. Напомним, что в рассмотренных сценариях развития экономической ситуации снижение ставок и/или сокращения налоговой базы косвенных налогов привело не только к снижению доходов бюджета, но также и к росту объемов производства, за счет которого возросли поступления налоговых доходов в бюджет.

Так, после преобразований доходы бюджета от косвенных налогов  по первому сценарию (рис. 4) в среднесрочной  перспективе составят величину, эквивалентную площади прямоугольника P6P1KH, а не только площади прямоугольника P6P1GE. При этом база прямого налогообложения будет эквивалента площади прямоугольника OP6HV2, в то время как до преобразований она равнялась площади прямоугольника OP6EV. Эти результаты включают изменения, имевшие место в краткосрочной перспективе.

Аналогичная картина наблюдается  и по второму сценарию (рис. 6), когда  доходы бюджета от косвенных налогов  после преобразований в среднесрочной  перспективе будут эквиваленты  площади прямоугольника P61PFD, которая больше площади прямоугольника P61PCG. Вырастет и база прямого налогообложения - с величины, эквивалентной площади прямоугольника OPб1GV, до величины, эквивалентной площади прямоугольника OP 61DV1. Эти результаты также включают изменения, имевшие место в краткосрочной перспективе.

Информация о работе Методика оценки эффективности применения механизма косвенного налогообложения в системе государственного регулирования экономики