Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 20:51, реферат
В постсоветской России необходимость в профессиональных оценщиках возникла в начале 90-х годов ХХ века. Итак, сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры, кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры.
17
ВВЕДЕНИЕ
В постсоветской России необходимость в профессиональных оценщиках возникла в начале 90-х годов ХХ века. Итак, сегодня для принятия эффективных управленческих решений собственникам и руководству предприятия часто требуется информация о стоимости бизнеса. В проведении оценочных работ заинтересованы и другие стороны: государственные структуры, кредитные организации, страховые компании, поставщики, инвесторы и акционеры.
Повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников. Поэтому периодическое проведение оценки стоимости бизнеса можно использовать для анализа эффективности управления предприятием. Традиционные методы финансового анализа основаны на расчете финансовых коэффициентов и только на данных бухгалтерской отчетности предприятия. Однако, наряду с внутренней информацией, в процессе оценки стоимости предприятия необходимо анализировать данные, характеризующие условия работы предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом. Результаты оценки бизнеса, получаемые на основе анализа внешней и внутренней информации, необходимы не только для проведения переговоров о купле-продаже – они играют существенную роль при выборе стратегии развития предприятия: в процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы предприятия, степень его устойчивости и ценность имиджа; для принятия обоснованных управленческих решений необходима инфляционная корректировка данных финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений; для обоснования инвестиционных проектов по приобретению и развитию бизнеса нужно иметь сведения о стоимости всего предприятия или части его активов. Знание основ оценки стоимости предприятия (бизнеса) и управления ею, умение применять на практике результаты такой оценки – залог принятия эффективных управленческих решений, достижения требуемой доходности предприятия [7, с. 5].
1.Основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1. Цели и задачи оценки стоимости предприятия (бизнеса)
С развитием рыночной экономики в России появилась возможность вложить свои средства в бизнес, купить и продать его, т.е. бизнес стал товаром и объектом оценки. Оценка стоимости необходима при акционировании, реорганизации, развитии предприятий, использовании ипотечного кредитования, участии в деятельности фондового рынка. Как уже было сказано, независимая оценка является важным инструментом управления, повышение стоимости предприятия – один из показателей роста доходов его собственников и, соответственно, периодическое определение стоимости бизнеса можно использовать для оценки эффективности управления предприятием. Результаты оценки оказывают влияние на многие стороны деятельности предприятия, так же как и финансовое состояние предприятия во многом обуславливает цели и задачи оценки.
Основные цели оценки бизнеса:
- решение вопроса о частичной или полной купле-продаже бизнеса, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
- выход на фондовые рынки;
- определение стоимости ценных бумаг предприятия в случае их купли-продажи на фондовом рынке и проведения различного рода операций с ними;
- определение максимально приемлемых цен приобретения акций поглощаемых компаний;
- реструктуризация предприятия;
- оценка качества управления предприятием;
- повышение эффективности управления предприятием;
- внесение имущества в уставный капитал предприятия;
- решение имущественных споров;
- обоснование инвестиционных проектов развития предприятия;
- управление финансами предприятия: оценка кредитоспособности, определение стоимости доли предприятия как залога при кредитовании;
- страхование активов и деловых рисков;
- антикризисное управление, осуществление процедуры банкротства;
- оценка стоимости части имущества предприятия;
- оценка стоимости фирменного знака или других средств индивидуализации предприятия и его продукции или услуг;
- выкуп акций у акционеров;
- обжалование судебного решения об изъятии собственности, когда возмещен от изъятия бизнеса необоснованно занижено;
- определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
- эмиссия акций обществом [7, с. 14].
1.2. Правовые основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
Практика оценки существовала в России до Октябрьского переворота 1917 года, как и в других наиболее развитых в тот период странах. Однако как самостоятельная дисциплина она сформировалась в тридцатые годы в США. Переход к рыночной экономике в нашей стране привел к появлению новой профессии, утвержденной Министерством труда Российской Федерации, - оценщик. Начало подготовке профессиональных оценщиков в нашей стране было положено Институтом экономического развития Всемирного банка реконструкции и развития. Мощным импульсом развития оценочной деятельности стали переоценки основных фондов в 1995-1997 г.г. в ходе которых разрешалось привлечение независимых экспертных организаций для определения рыночной стоимости имущества предприятий. Оценка бизнеса сегодня – комплекс услуг, который начинается с правовой экспертизы. Затем идет финансовый анализ и при необходимости – корректировка баланса, разработка проектов реструктуризации и реконструкции. Заканчивает процесс оценщик, который обобщает работу других специалистов и дает рекомендации по наиболее эффективному управлению предприятием.
Оценка предприятия – это определение в денежном выражении стоимости предприятия, учитывающей его полезность и затраты, связанные с получением этой полезности. Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.07.98 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» объектом оценки является любая собственность, т.е. любое имущество в совокупности с пакетом связанных с ним прав. Субъектами оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями, и потребители их услуг. Оценщики в своей деятельности должны руководствоваться стандартами оценки. Стандарты оценки – правила оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, разрабатываемые и утверждаемые в соответствии с законодательством. Наряду со стандартами оценки, утвержденными постановлением правительства РФ №519, российские оценщики учитывают международные и европейские стандарты. Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в РФ представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Основные нормативные правовые акты, регулирующие оценку стоимости предприятия (бизнеса) в РФ
Нормативно-правовой акт | Примечание |
Федеральный закон от 29.07.98 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» | Определяет объекты оценки, случаи обязательного проведения оценки, основные нормы и правила ведения оценочной деятельности |
Гражданский кодекс РФ | Служит основой для проведения экспертизы ресурсов и прав на них, предусматривает проведение оценки при внесении вклада в имущество хозяйственного товарищества или общества
|
Нормативно-правовой акт | Примечание |
Постановление Правительства РФ от 06.07.01 №519 «Об утверждении стандартов оценки» | Содержит стандарты, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности в РФ, включает основные термины и определения |
Федеральный закон от 26.10.02 №127-ФЗ «О несостоятельности» | Указывает на необходимость привлечения для определения стоимости предприятия и его активов независимых оценщиков, устанавливает Положения, условия и ограничения оценки собственности в ходе арбитражного процесса |
Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.11.96 №11 «Об утверждении квалификационной характеристики по должности «Оценщик» | Утверждает характеристику должности «оценщик», должностные обязанности оценщика, требования к его знаниям и квалификации |
Постановление Минтруда России от 24.12.98 №52 «Об утверждении квалификационной характеристики должности «Оценщик интеллектуальной собственности» | Утверждает характеристику должности «оценщик интеллектуальной собственности», должностные обязанности оценщика, требования к его знаниям и квалификации |
В процессе функционирования практически каждого предприятия необходима независимая оценка для управления финансами. Особенно эффективно используется оценка при кредитовании: отчет об оценке является необходимым документом для получения кредитов под залог имущества [7, с. 14-18].
2.Подходы и методы, используемые при оценке стоимости предприятия (бизнеса)
Оценку бизнеса осуществляют с применением трех выше описанных подходов, каждый из которых позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Подходы и методы, используемые оценщиком, определяются в зависимости от особенностей процесса оценки, экономических особенностей оцениваемого объекта, целей оценки. На практике подходы могут давать совершенно различные показатели стоимости. В чем причины? Во-первых, рынки являются несовершенными, предложение и спрос не находятся в равновесии; во-вторых, потенциальные пользователи могут быть неэффективны и др. Рассмотрим методы оценки, применяемые при различных подходах.
Доходный подход
1. Метод капитализации доходов.
Стоимость бизнеса (γ) определяется по формуле γ=Ʋ/R,
где Ʋ – чистый доход бизнеса за год; R – коэффициент капитализации
2. Метод дисконтирования денежных потоков.
Стоимость бизнеса получают на основе прогнозирования потоков дохода от него и их дисконтирования в соответствии с требуемой инвестором ставкой дохода Ставку дисконтирования определяют кумулятивным методом, который основывается на учете безрисковой ставки дохода, к которой прибавляется экспертно оцениваемая премия за инвестирование в данную компанию. Кумулятивный метод наилучшим образом учитывает все виды рисков инвестиционных вложений, связанные как с факторами общего для отрасли и экономики характера, так и со спецификой оцениваемого предприятия.
Затратный подход основан на определении рыночной стоимости активов и текущей стоимости обязательств. Применение затратного подхода в оценке бизнеса наиболее обоснованно в следующих случаях:
- оценка предприятия в целом;
-оценка контрольного пакета акций предприятия, обладающего значительными материальными активами;
- оценка новых предприятий, когда отсутствуют ретроспективные данные о прибылях;
-оценка предприятий, когда имеются затруднение с обоснованным прогнозированием величины будущих прибылей или денежных потоков;
- отсутствие рыночной информации о предприятиях-аналогах;
- ликвидация предприятия.
Методов затратного подхода два.
1. Метод стоимости чистых активов. Стоимость бизнеса равна рыночной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств
2. Метод ликвидационной стоимости. Стоимость бизнеса равна суммарной стоимости всех активов предприятия за вычетом обязательств с учетом затрат на его ликвидацию. Затратный подход применим для оценки предприятий, обладающих значительными материальными активами, и новых предприятий.
Сравнительный подход
Для сравнения выбираются конкурирующие с оцениваемым бизнесом объекты, проводится соответствующая корректировка данных. В основу приведения поправок положен принцип вклада. Сравнительный подход реализуется посредством трех методов.
1. Метод рынка капитала. Стоимость бизнеса определяется на основе анализа рыночных цен акций аналогичных предприятий.
2. Метод сделок. Стоимость бизнеса определяется с учетом цен приобретения контрольных пакетов акций предприятий-аналогов.
3. Метод отраслевых коэффициентов. Ориентировочная стоимость бизнеса рассчитывается на основе отраслевой статистики. Для расчетов по методам рынка капиталов и сделок необходимо использование оценочных мультипликаторов [7, с. 64-66].
2.1. Метод чистых активов
Чистые активы – это величина, определяемая путем вычитания из суммы активов компании, принимаемых к расчету, суммы его обязательств.
Метод чистых активов основан на корректировке баланса предприятия в связи с тем, что балансовая стоимость активов и обязательств предприятия редко соответствует их рыночной стоимости.
Корректировка баланса предприятия проводится в несколько этапов:
- оценивается обоснованная рыночная стоимость каждого актива баланса в отдельности;
- определяется текущая стоимость обязательств предприятия;
- рассчитывается оценочная стоимость собственного капитала предприятия как разница между обоснованной рыночной стоимостью суммы активов предприятия и текущей стоимостью всех его обязательств.
Метод чистых активов является косвенным методом определения стоимости коммерческого предприятия. Полученная таким образом стоимость действующего предприятия не всегда объективно отражает его действительную стоимость, но из-за дефицита рыночной информации этот метод является одним из базовых для выяснения стоимости бизнеса в России.
В рамках оценки бизнеса при использовании метода чистых активов (см. приказ Минфина России №Юн и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг №03-6/пз от 29.01.2003 «Об утверждении порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»), традиционный баланс предприятия заменяется скорректированным балансом, в котором все активы, а также все обязательства показаны по рыночной или какой-либо другой подходящей текущей стоимости.