Место социологии труда в системе научных знаний о труде

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 07:56, контрольная работа

Описание работы

С XIX в. вопросы социологии труда так или иначе были включены в социологические науки как за рубежом, так и в России. Изучение вопросов социологии труда было неотрывно связано с процессом становления общей социологии и ее институционализации как науки. В отличие от российской, зарубежная социология труда отличалась, как правило, отсутствием какой-либо единой методологической основы и ориентацией на практическую составляющую исследований.

На Западе в 1920—1930-е гг. социология труда связана с проведением хотторских экспериментов Э. Мэйо и провозглашенной тогда «доктриной человеческих о

Содержание

1. Современный период развития социологии труда 3

2. Общие закономерности развития социологии труда 4

3. Предметная область социологии труда 5

4. Связь социологии труда с науками о труде социологического и

несоциологического профиля 7

Работа содержит 1 файл

контрольная1.docx

— 31.47 Кб (Скачать)

Министерство  образования науки и РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский  государственный  аэрокосмический  университет

Имени академика М. Ф. Решетнева» 

ИМИ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 080502

КАФЕДРА экономики  и социологии труда 
 

Контрольная работа

На тему: 
 

«Место социологии труда в системе научных знаний о труде» 
 
 
 

Студент гр. ЭЗ – 91 Морозова О. Н. 
 
 
 
 
 

Преподаватель: Казакова А. Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011

Содержание 

1. Современный период развития социологии труда   3

2. Общие закономерности развития социологии труда   4

3. Предметная область социологии труда   5

4. Связь социологии труда с науками о труде социологического и

несоциологического  профиля   7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Современный период развития социологии труда

С XIX в. вопросы социологии труда так или иначе были включены в социологические науки как за рубежом, так и в России. Изучение вопросов социологии труда было неотрывно связано с процессом становления общей социологии и ее институционализации как науки. В отличие от российской, зарубежная социология труда отличалась, как правило, отсутствием какой-либо единой методологической основы и ориентацией на практическую составляющую исследований.

На Западе в 1920—1930-е гг. социология труда связана  с проведением хотторских экспериментов Э. Мэйо и провозглашенной тогда «доктриной человеческих отношений». В результате проведенной работы последовали выводы о том, что уровень развития производства и рост производительности труда работников напрямую зависят не только от материальных или вещественных факторов, но в первую очередь – от психологических и человеческих. В России большую роль в становлении социологии труда в начале XX в. сыграли работы А. Богданова ― создателя «всеобщей организационной науки» ― тектологии. В. И. Ленин в своих работах сформулировал марксистские принципы характера труда при социалистическом строе, указал на важную роль организации и дисциплины трудовой деятельности. Идеи социологии труда высказывались также в работах А. Гастева, С. Струмилина, О. Ерманского, П. Керженцева, Н. Витке, Э. Дрездена, В. Бехтерева, В. Добрынина, А. Макаренко.

В 1930-е  гг. на Западе особое внимание получили социометрия Д. Морено и так называемая теория групповой динамики К. Левина. В период 1930—1950-х г. в СССР социологические  вопросы изучались только в рамках политической экономии и экономики  и организации труда. С начала 1950-х гг. наблюдается значительный рост интереса к социологии труда  как к отдельной науке. На Западе в этот период особое внимание уделяется  вопросам управления индустрией. Д. Макгрегором были разработаны идеи, описанные еще Ф. Тейлором, они получили название «теория управления через участие». В этот же период в СССР активно изучаются проблемы отношения работников к труду, причины текучести персонала, проблемы социалистического соревнования и социальные аспекты разделения трудовых функций.

В 1960-е  гг. были опубликованы социологические  работы В. Подмаркова, Ю. Давыдова, Г. Глезермана. По итогам исследования проблем социологии труда в тот период появились на свет фундаментальные коллективные работы «Рабочий класс и технический прогресс» (1965 г.), «Человек и его работа» (1967 г.), «Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование». В 1970-гг. издаются труды Г. Бадеевой, И. Чангли, Н. Алексеева, В. Суслова, посвященные изучению вопросов социологии труда. За рубежом в этот же период активно распространяется теория обогащения труда с зависимостью от внешних и внутренних трудовых факторов, разработанная Ф. Херцбергером.

В 1970—1980-х  гг. в СССР также продолжаются исследования аспектов социологии труда, но они носят  все более фундаментальный характер. В первую очередь изучаются вопросы  стратегической разработки пятилетних планов социального развития не только отдельных предприятий, но и целых  отраслей экономики и регионов. В 1980-х гг. в ряде городов Советского Союза, таких как Москва, Ленинград, Пермь, Новгород, а также на Украине, в Белоруссии и Прибалтике складываются научные коллективы, занимающиеся непосредственно  проблемами социологии труда. Также  наблюдается расширение процесса сотрудничества социологов социалистических стран (ПНР, ГДР, ЧССР, Болгарии) в области изучения социологии труда на паритетной основе. 1980—1990-е гг. характеризуются проводимыми  исследованиями с целью повышения  качества трудовой жизни. Был сделан вывод об уменьшении значимости и  потребности человека в труде  как важнейшей жизненной ценности.

В начале XXI в. проблемы социологии труда изучаются в первую очередь с точки зрения различных преобразований, происшедших в российском государстве, таких как изменение политического, экономического и социального строя, повсеместный переход от плановых к рыночным методам ведения хозяйства, развитие частного малого и среднего бизнеса, появление проблем занятости, труда и безработицы, использование иностранной рабочей силы. Все это происходит на фоне провозглашенной демократии.[1] 

2. Общие закономерности развития социологии труда

Особенность закономерностей, изучаемых социологией  труда, заключается в том, что  данные закономерности должны отражать трудовую деятельность группы людей  и отдельных индивидов и проявляться  во взаимодействии общества, отдельных  социальных групп и личностей. Закономерности развития социологии труда как науки  неотрывно связаны с закономерностями развития человечества в целом. Развитие человека, как правило, является следствием, вытекающим из социального и экономического положения людей. Существует постоянная связь между указанными выше родами явлений, а также между обществом  людей и государством. Развитие человека в труде обусловлено степенью общественно-политического развития в обществе, которой они достигли. Все идеи людей взаимосвязаны  с уровнем развития общества и  с тем положением, которое они  занимают в данном обществе.[1]

Труд  всегда существовал как источник получения определенных материальных благ и удовлетворения потребностей человека. В начале формирования человечества труд выступал как необходимость  поддержания жизни посредством  добывания для себя пищи и изготовления крова, т. е. служил необходимым инструментом для удовлетворения индивидуальных физиологических потребностей. В дальнейшем, под воздействием влияния общества труд переходит в категорию общественно значимых процессов. С ростом индустриализации общества закономерным является процесс перехода от ручного труда к труду механизированному, а впоследствии – и к автоматизированному. Успешное сочетание научной мысли и производственной практики приводит к возможности применения социальных производственных резервов, таких как рациональная организация труда и технологического оборудования, стандартизация инструментов. Развитие научной мысли в обществе дает толчок к возникновению и формированию вначале общей социологии, а увеличение значения труда в росте капитала формирует и социологию труда как отдельно взятую науку. Новый виток роста общественного сознания к концу XIX в. послужил началом поиска современных научных взглядов на использование мотивационных принципов во взаимоотношениях работника и работодателя. При этом социологией труда большее внимание стало уделяться изучению поведения человека в процессе выполнения им трудовых функций (что было присуще любой другой социологической науке, проводившей в тот период изучение сознания общества и общественной мысли), а также поведения людей в обществе.

Новые революционные взгляды в обществе, характерные для начала XX в., не могли не отразиться закономерным образом на научных социологических взглядах о труде того времени. Стали осуществляться поиски резервов труда человека в его физиологических возможностях без применения к работнику принудительно-карательных мер воздействия. Такие новые подходы как к личностно-трудовым, так и к общественно-политическим взглядам привели к радикальным изменениям соответственно и на производстве, и в обществе, что также является закономерным.

Можно сделать вывод о том, что социология труда сформировалась из большого множества  различных теорий, идей и учений о труде, которые в разное время  выдвигались великими мыслителями. Необходимость появления социологии труда обусловлена необходимостью формирования научно обоснованного  ответа на объективные потребности  человека. Социология труда ― наука, постоянно двигающаяся вперед вместе с процессами, происходящими в  обществе. При каждом новом витке  социально-экономических и трудовых преобразований она подпитывается  современными социальными фактами, проводит их научный анализ, дает им оценку и возможность представить  дальнейшую перспективу развития трудовых отношений человека.[2] 

3. Предметная область социологии труда

Сущность  предмета социологии труда раскрывается путем познания закономерностей  социального развития, которые отражают наиболее важные и устойчивые связи  различных трудовых явлений и  процессов. К ним относят законы кооперации, распределения, разделения труда, определения человеческих потребностей; закономерности изменения мотивации  трудового поведения работников под воздействием преобразований образа жизни и трудовых ситуаций; изменения  содержательной части труда под  воздействием результатов научно-технического прогресса и изменения трудового поведения, связанного с воздействием внешних нетрудовых факторов.

Главным предметом изучения социологии труда  является рабочая сила (человеческий фактор). К нему относят: профессиональную и возрастную структуру рабочей  силы; возможность свободного трудоустройства, т. е. осуществления конституционного права человека на труд; систему профессиональной подготовки персонала, т. е. получения теоретических знаний и практических навыков необходимого уровня квалификации для выполнения отдельных производственных заданий в процессе труда с учетом требований промышленно-экономического роста.

Следующей основной предметной областью изучения социологии труда являются трудовые отношения. Эти отношения складываются с момента включения человека в процесс труда и подлежат регулированию юридическими нормами  с целью защиты прав работников. Нормы права, регулирующие трудовые отношения работников, являются важным фактором, который определяет положение  работника в трудовой сфере и  одновременно выполняет важные социально-экономические  функции в масштабе государства.

Предмет социологии труда (с точки зрения социологической теории) заключается  в механизме и структуре социальных и трудовых отношений, а также  явлений и процессов в сфере  труда.

Цель  изучения в социологии труда заключается в произведении анализа происходящих социально-трудовых явлений и процессов, разработке способов прогнозирования, планирования и управления ими. В свою очередь это позволит создать благоприятные социальные условия для эффективной работы трудового коллектива и отдельного работника.

В процессе изучения предметной области социология труда призвана решать такие задачи, как:

1) оптимизация и мониторинг социальной структуры трудового коллектива и общества в целом;

2) изучение рынка труда с точки зрения регулятора рациональной и оптимальной мобильности ресурсов труда;

3) выявление путей рациональной и эффективной трудовой реализации личностного потенциала;

4) оптимизация сочетаний материальных и моральных стимулов и модернизация отношения к труду в рыночных условиях ведения хозяйства;

5) улучшение контроля и ликвидация отклонений от моральных принципов, принципов культуры труда и производства;

6) анализ причин возникновения трудовых конфликтов в коллективах и выработка комплекса мероприятий, направленных на их предупреждение и разрешение;

7) разработка и внедрение системы защитных социальных гарантий для работников.

Задачи  социологии труда заключаются в  выработке системы мер и методов  применения социальных факторов для  решения основных экономических  и социальных проблем человека и  общества, в том числе в создании форм социальных гарантий работников, мер социальной защищенности личности.[1] 

4. Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профиля

Информация о работе Место социологии труда в системе научных знаний о труде