Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 07:56, контрольная работа
С XIX в. вопросы социологии труда так или иначе были включены в социологические науки как за рубежом, так и в России. Изучение вопросов социологии труда было неотрывно связано с процессом становления общей социологии и ее институционализации как науки. В отличие от российской, зарубежная социология труда отличалась, как правило, отсутствием какой-либо единой методологической основы и ориентацией на практическую составляющую исследований.
На Западе в 1920—1930-е гг. социология труда связана с проведением хотторских экспериментов Э. Мэйо и провозглашенной тогда «доктриной человеческих о
1. Современный период развития социологии труда 3
2. Общие закономерности развития социологии труда 4
3. Предметная область социологии труда 5
4. Связь социологии труда с науками о труде социологического и
несоциологического профиля 7
Министерство образования науки и РФ
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
Имени
академика М. Ф. Решетнева»
ИМИ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – 080502
КАФЕДРА экономики
и социологии труда
Контрольная работа
На тему:
«Место
социологии труда в системе научных знаний
о труде»
Студент
гр. ЭЗ – 91 Морозова О. Н.
Преподаватель:
Казакова А. Н.
Красноярск 2011
Содержание
1. Современный период развития социологии труда 3
2. Общие закономерности развития социологии труда 4
3. Предметная область социологии труда 5
4. Связь социологии труда с науками о труде социологического и
несоциологического
профиля 7
1. Современный период развития социологии труда
С XIX в. вопросы социологии труда так или иначе были включены в социологические науки как за рубежом, так и в России. Изучение вопросов социологии труда было неотрывно связано с процессом становления общей социологии и ее институционализации как науки. В отличие от российской, зарубежная социология труда отличалась, как правило, отсутствием какой-либо единой методологической основы и ориентацией на практическую составляющую исследований.
На Западе в 1920—1930-е гг. социология труда связана с проведением хотторских экспериментов Э. Мэйо и провозглашенной тогда «доктриной человеческих отношений». В результате проведенной работы последовали выводы о том, что уровень развития производства и рост производительности труда работников напрямую зависят не только от материальных или вещественных факторов, но в первую очередь – от психологических и человеческих. В России большую роль в становлении социологии труда в начале XX в. сыграли работы А. Богданова ― создателя «всеобщей организационной науки» ― тектологии. В. И. Ленин в своих работах сформулировал марксистские принципы характера труда при социалистическом строе, указал на важную роль организации и дисциплины трудовой деятельности. Идеи социологии труда высказывались также в работах А. Гастева, С. Струмилина, О. Ерманского, П. Керженцева, Н. Витке, Э. Дрездена, В. Бехтерева, В. Добрынина, А. Макаренко.
В 1930-е гг. на Западе особое внимание получили социометрия Д. Морено и так называемая теория групповой динамики К. Левина. В период 1930—1950-х г. в СССР социологические вопросы изучались только в рамках политической экономии и экономики и организации труда. С начала 1950-х гг. наблюдается значительный рост интереса к социологии труда как к отдельной науке. На Западе в этот период особое внимание уделяется вопросам управления индустрией. Д. Макгрегором были разработаны идеи, описанные еще Ф. Тейлором, они получили название «теория управления через участие». В этот же период в СССР активно изучаются проблемы отношения работников к труду, причины текучести персонала, проблемы социалистического соревнования и социальные аспекты разделения трудовых функций.
В 1960-е гг. были опубликованы социологические работы В. Подмаркова, Ю. Давыдова, Г. Глезермана. По итогам исследования проблем социологии труда в тот период появились на свет фундаментальные коллективные работы «Рабочий класс и технический прогресс» (1965 г.), «Человек и его работа» (1967 г.), «Социальные проблемы труда и производства. Советско-польское сравнительное исследование». В 1970-гг. издаются труды Г. Бадеевой, И. Чангли, Н. Алексеева, В. Суслова, посвященные изучению вопросов социологии труда. За рубежом в этот же период активно распространяется теория обогащения труда с зависимостью от внешних и внутренних трудовых факторов, разработанная Ф. Херцбергером.
В 1970—1980-х
гг. в СССР также продолжаются исследования
аспектов социологии труда, но они носят
все более фундаментальный
В начале
XXI в. проблемы социологии труда изучаются
в первую очередь с точки зрения различных
преобразований, происшедших в российском
государстве, таких как изменение политического,
экономического и социального строя, повсеместный
переход от плановых к рыночным методам
ведения хозяйства, развитие частного
малого и среднего бизнеса, появление
проблем занятости, труда и безработицы,
использование иностранной рабочей силы.
Все это происходит на фоне провозглашенной
демократии.[1]
2. Общие закономерности развития социологии труда
Особенность
закономерностей, изучаемых социологией
труда, заключается в том, что
данные закономерности должны отражать
трудовую деятельность группы людей
и отдельных индивидов и
Труд всегда существовал как источник получения определенных материальных благ и удовлетворения потребностей человека. В начале формирования человечества труд выступал как необходимость поддержания жизни посредством добывания для себя пищи и изготовления крова, т. е. служил необходимым инструментом для удовлетворения индивидуальных физиологических потребностей. В дальнейшем, под воздействием влияния общества труд переходит в категорию общественно значимых процессов. С ростом индустриализации общества закономерным является процесс перехода от ручного труда к труду механизированному, а впоследствии – и к автоматизированному. Успешное сочетание научной мысли и производственной практики приводит к возможности применения социальных производственных резервов, таких как рациональная организация труда и технологического оборудования, стандартизация инструментов. Развитие научной мысли в обществе дает толчок к возникновению и формированию вначале общей социологии, а увеличение значения труда в росте капитала формирует и социологию труда как отдельно взятую науку. Новый виток роста общественного сознания к концу XIX в. послужил началом поиска современных научных взглядов на использование мотивационных принципов во взаимоотношениях работника и работодателя. При этом социологией труда большее внимание стало уделяться изучению поведения человека в процессе выполнения им трудовых функций (что было присуще любой другой социологической науке, проводившей в тот период изучение сознания общества и общественной мысли), а также поведения людей в обществе.
Новые
революционные взгляды в
Можно
сделать вывод о том, что социология
труда сформировалась из большого множества
различных теорий, идей и учений
о труде, которые в разное время
выдвигались великими мыслителями.
Необходимость появления
3. Предметная область социологии труда
Сущность предмета социологии труда раскрывается путем познания закономерностей социального развития, которые отражают наиболее важные и устойчивые связи различных трудовых явлений и процессов. К ним относят законы кооперации, распределения, разделения труда, определения человеческих потребностей; закономерности изменения мотивации трудового поведения работников под воздействием преобразований образа жизни и трудовых ситуаций; изменения содержательной части труда под воздействием результатов научно-технического прогресса и изменения трудового поведения, связанного с воздействием внешних нетрудовых факторов.
Главным предметом изучения социологии труда является рабочая сила (человеческий фактор). К нему относят: профессиональную и возрастную структуру рабочей силы; возможность свободного трудоустройства, т. е. осуществления конституционного права человека на труд; систему профессиональной подготовки персонала, т. е. получения теоретических знаний и практических навыков необходимого уровня квалификации для выполнения отдельных производственных заданий в процессе труда с учетом требований промышленно-экономического роста.
Следующей основной предметной областью изучения социологии труда являются трудовые отношения. Эти отношения складываются с момента включения человека в процесс труда и подлежат регулированию юридическими нормами с целью защиты прав работников. Нормы права, регулирующие трудовые отношения работников, являются важным фактором, который определяет положение работника в трудовой сфере и одновременно выполняет важные социально-экономические функции в масштабе государства.
Предмет
социологии труда (с точки зрения
социологической теории) заключается
в механизме и структуре
Цель изучения в социологии труда заключается в произведении анализа происходящих социально-трудовых явлений и процессов, разработке способов прогнозирования, планирования и управления ими. В свою очередь это позволит создать благоприятные социальные условия для эффективной работы трудового коллектива и отдельного работника.
В процессе изучения предметной области социология труда призвана решать такие задачи, как:
1) оптимизация и мониторинг социальной структуры трудового коллектива и общества в целом;
2) изучение рынка труда с точки зрения регулятора рациональной и оптимальной мобильности ресурсов труда;
3) выявление путей рациональной и эффективной трудовой реализации личностного потенциала;
4) оптимизация сочетаний материальных и моральных стимулов и модернизация отношения к труду в рыночных условиях ведения хозяйства;
5) улучшение контроля и ликвидация отклонений от моральных принципов, принципов культуры труда и производства;
6) анализ причин возникновения трудовых конфликтов в коллективах и выработка комплекса мероприятий, направленных на их предупреждение и разрешение;
7) разработка и внедрение системы защитных социальных гарантий для работников.
Задачи
социологии труда заключаются в
выработке системы мер и
4. Связь социологии труда с науками о труде социологического и несоциологического профиля
Информация о работе Место социологии труда в системе научных знаний о труде