Место и роль Японии в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение степени влияния Японии на мировое хозяйство.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-описать особенности экономической модели Японии

-проанализировать динамику основных макроэкономических показателей Японии

-охарактеризовать взаимодействие Японии с другими странами мира на современном этапе

Методологической основой исследования послужили учебники по мировой экономике и международным экономическим отношениям, статьи экономистов из таких журналов, как «Международные отношения и мировая экономика», «ЭКО», «Мировое и национальное хозяйство», «Экономика и управление» и статистическая информация из статистического сборника «Россия и страны мира», а также с сайтов, содержащих статистические данные Японии.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………..3

Глава 1. Характеристика японской экономической модели и ее развитие в современных условиях…………………………………….………….…………..4
Анализ развития экономики Японии……………….….…..………………...4
Особенности японской экономической модели………..………….………..8

Глава 2. Роль Японии в мировом хозяйстве……………………...……………16

2.1 Динамика основных показателей и тенденций развития японской экономики……………………………………………………………………..…16

2.2 Характеристика внешнеэкономической деятельности Японии………….19

Заключение………………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Место и роль Японии в мировом хозяйстве.docx

— 61.56 Кб (Скачать)

     При этом опережающий рост демонстрировал экспорт японских промышленных товаров  в Китай, НИС Азии и страны АСЕАН, где в 2007 г. была реализована почти  половина японского промышленного экспорта. Сходные тенденции демонстрировали и ПИИ (например, в 2005 – 2007 гг. прирост накопленных инвестиций Японии в Китае составил 53%), хотя по объемам накопленных японских ПИИ лидерство оставалось за США.

     Непосредственно перед кризисом японские компании проводили  политику активного продвижения  на азиатские рынки и (и в том числе) рынки стран группы БРИК.

     Вместе  с тем внутренний рынок Японии в период восстановления экономического роста в 2002 – 2007 гг. характеризовался  застоем потребительского спроса и  строительного сектора, и расширение его происходило, в основном, за счет  инвестиций производственных компаний. [15]

     Со  второго квартала 2008 г. в Японии начался спад всех экономических  показателей, в т.ч. ВВП (см. табл 1), и  в конце ноября 2008 г. статистическое управление Японии официально зафиксировало рецессию. В годовом исчислении темпы роста экономики страны снизились на 1,8%, а в первом квартале 2009 г. реальные темпы роста составили почти минус 4% по сравнению с четвертым кварталом 2008 г. (в реальном выражении).  

     Началось  падение промышленного производства (при росте товарных запасов и  их уровня), которое стало особенно заметным (от 4,8 до 8,9% в 2008 г. по сравнению  с 2007 г.)  в  текстильной и химической промышленности, общем машиностроении, цветной металлургии, производстве информационно-коммуникационного электронного оборудования. Прибыли компаний обрабатывающей промышленности снизились более чем на 10%. Начали сокращаться инвестиции компаний,  заказы на машины и оборудование.

     Одновременно  выросло  число банкротств (в августе 2008 г. – на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года) и уровень безработицы (в  июле 2009 г. он достиг 5,7%). Численность безработных в июле 2009 г.  составила 3,59 млн. чел, что на 40,2 % превышает показатель годичной давности. [15]

     Учитывая, что главным фактором роста в  период подъема 2002 – 2007 гг. была деятельность японских корпораций на зарубежных рынках, чрезвычайно тревожно  выглядят показатели внешнеэкономической деятельности. В 2008 г. (впервые за семь лет) в Японии сократился индекс физического объема экспорта – на 1,6% (2005=100). В том же году почти на 72 млрд. долл. уменьшилось положительное сальдо торгового баланса – до 19,8 млрд. долл. В 4-м квартале 2008 г. – 2-м квартале 2009 г. сокращались стоимостные объемы экспорта (соответственно на 11,9, 38,7 и 34,9%), в 3-м квартале 2008 г – 1-м квартале 2009 г. фиксировался дефицит торгового баланса (подобная ситуация в последний раз имела место в 1979-1980 гг. после второго нефтяного шока). Общий же рост стоимостного объема японского экспорта (на 8,9%) в 2008 г. был достигнут благодаря росту продаж на азиатских рынках, прежде всего, китайском. Однако, начиная с 4-го квартала 2008 г. и здесь началось снижение экспорта, продолжавшееся до второго квартала 2009 г., когда экспорт товаров и услуг  вырос на 7,7% по сравнению с предыдущим кварталом (однако не достиг уровня 2005 г.).

     После оценки ситуации правительством и консультативными органами Японии всего с начала кризиса  было принято 5 пакетов финансового  стимулирования экономики (последний  – в декабре 2009 г.), общей стоимостью свыше 80 трлн. иен. Это привело к  необходимости наращивания государственного долга. Так, в декабре 2009 г. было объявлено, что новая дополнительная эмиссия государственных облигаций может составить 500 млрд. долл. Кроме того, дополнительные финансовые ресурсы могут потребоваться, в связи с резким ростом курса иены по отношению к доллару (был преодолен рубеж в 90 иен за 1 долл., что является самым высоким показателем с 1995 г. [15]

     Т.о. можно сделать выводы о том, что  нынешний финансово-кредитный кризис распространился на экономику Японии, как и на экономики всех развитых стран. Но по данным динамики ВВП, экспорта и импорта Японии и их прогнозам, можно сказать, что после довольно сильного спада японской экономики, ожидается значительное улучшение  ее положения (см. табл 1,2). [23,24]

     Экономические успехи Японии были бы немыслимы без  четко продуманной и весьма эффективной  на практике внешнеэкономической стратегии. Еще во второй половине XIX в. стало очевидным, что без налаживания широких экономических связей с зарубежными странами рост экономической мощи Японии невозможен. [6, с.421]

     2.2 Характеристика внешнеэкономической  деятельности Японии

     Обладая намного более слабой сырьевой и  энергетической базой по сравнению  с большинством развитых стран мира, Япония в гигантских масштабах вынуждена  импортировать нефть, газ, железную руду, коксующийся уголь, хлопок, шерсть, продовольствие и т.п. для обеспечения  потребностей развивающейся промышленности и нужд потребительского рынка.

     Структура импорта отражает процессы международной  специализации промышленности, интернационализации  хозяйства и бедность минеральной  отечественной базы. Японию отличает самая низкая среди развитых стран  степень самообеспеченности сырьем и топливом. На нее приходится свыше 10% мирового импорта нефти, камень угля, хлопка и шерсти, крупные позиции  занимает рыба. В структуре импорта, как и в других развитых странах, основное место, но более низкое, занимает продукция машиностроения — 32%, его  доля значительно возросла. Япония выступает одним из крупнейших в  мире импортером продовольственных  товаров: около 10% мирового импорта зерновых, масличных семян, мяса и около 5% бананов, молочных продуктов, волокон, сахара и тропических напитков. Эти данные показывают влияние Японии на сельскохозяйственную политику других стран. [6, 423]

     Японское  хозяйство не отличалось открытостью  своего внешнеэкономического порядка. По величине экспортной квоты, масштабам  иностранного капитала она может  быть отнесена к полуоткрытой экономике. За рубежом реализуется 12% ВВП. Последний  показатель близок внешнеторговой квоте  США, но в 1,5 раза уступает величине экспортной квоты ЕС. Ряд отраслей промышленности почти полностью работает на экспорт (производство часов, магнитофонов, кассовых аппаратов, копировальных машин). Около 1/4 продукции машиностроения направляется на внешний рынок. [6, 421]

     Важной  особенностью географической структуры  внешнеторговых связей является их концентрация на США и КНР, На американском рынке реализуется 25% японского экспорта и обеспечивается 15,4% импорта. В свою очередь Япония — один из крупнейших торговых партнеров США после Канады, КНР, Мексики — до 10% американского экспорта. В импорте из США возросла доля минерального сырья и сельскохозяйственной продукции.

     Япония  выступает основным торговым партнером  ряда стран Восточной и Юго-Восточной  Азии. Она обеспечивает Индонезии 37% ее экспорта и 24% импорта, Малайзии — 26% ее импорта и 16% экспорта, Сингапуру  — 21% его импорта и 17% экспорта, Южной  Корее — 26% ее импорта. Япония является также основным экспортным и импортным  рынком КНР. [6,424]

     Начиная с 1980-х годов, Япония прилагает усилия для расширения двустороннего и  многостороннего сотрудничества в  области науки и техники. Осуществляются крупномасштабные национальные программы. Их цель — поднять авторитет страны, ликвидировать отставание от стран  Запада в области фундаментальных исследований, а также обеспечить себе лидирующие позиции на наиболее перспективных направлениях НТП.

     В мировом движении технологии Япония занимает своеобразное место. Она импортирует  всю технологию из индустриальных стран, а экспортирует почти поровну  в развитые и развивающиеся страны. 40% общего объема экспорта технологии вывозится в страны Азии. Японские компании расширяют научно-техническое  сотрудничество и развитие промышленной кооперации с Восточной и Юго-Восточной  Азией, стремясь перевести производство продукции средней сложности  в соседние страны, а самим сосредоточиться  на разработке и освоении технологически сложной продукции.

     С 1980-х годов произошла переориентация Японии с экспорта товаров на экспорт  капитала, что было предопределено превышением национальных сбережений над капиталовложениями, которое  в 1980—1990-е годы составляло от 5 до 10% ВВП. Ведущей формой вывоза стал ссудный капитал. Основные капиталовложения сосредоточены в кредитной сфере (21,2%), в электромашиностроении, химии, торговле и транспортном машиностроении.

     Основным  рынком приложения японского капитала является Северная Америка (30%), где  заметна тенденция внедрения  компаний высокой технологии, которые  стремятся использовать американский опыт и ликвидировать свое отставание в таких областях, как ЭВМ, мобильная  связь. Они не только образуют с американскими  компаниями совместные предприятия, но и создают свои. Далее в приоритетах  идет Западная Европа.

     Произошло массированное внедрение японского  капитала в страны Восточной и  Юго-Восточной Азии (20% общего объема прямых капиталовложений). Здесь основные центры притяжения японского капитала — КНР и Индонезия, Таиланд. Следствием политики японских компаний явилось  превращение западной части Азиатско-Тихоокеанского региона в один из главных центров  производства и экспорта цветных  телевизоров, магнитофонов, кондиционеров. Зарубежные японские предприятия в  Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в Японию основную часть их экспорта — свыше 40%. Японские поставки продукции обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт, туда из Северной Америки и Западной Европы.

     Япония  не является крупным объектом приложения иностранного капитала. Объем иностранных  прямых капиталовложений в Японии составляет только 1,2% общемировых иностранных  инвестиций (1990 г. — 0,5%). В середине 2000-х  годов на компании с иностранным  капиталом приходилось 1,5% общих  продаж в Японии. С конца 1990-х годов  приток ИПК резко возрос в значительной мере за счет поглощения японских компаний. Финансовый кризис 1997 г. способствовал  значительному открытию японского  хозяйства для капитала западных стран. Почти наполовину он сосредоточен в финансовой сфере. Основными донорами капитала были компании США (16%), Нидерландов, Германии, Сингапура. [6, 424]

     Япония  стала одним из крупнейших кредиторов ссудного капитала и экономической  помощи. Она играет важную роль в  предоставлении правительственной  помощи развитию, став одним из крупнейших доноров (2000-е годы — 20%). Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион (свыше 70%), где  Япония является его крупнейшим донором (около 50%). Самую значительную часть  ее получают КНР, Индия, Таиланд, Индонезия, Филиппины, Вьетнам. Центральное место  в нем занимает прием иностранных  студентов и стажеров при сравнительно незначительном количестве направляемых за рубеж японских специалистов.[21]

     И все же, несмотря на некоторые новые  моменты во внешнеэкономической  стратегии Японии, ее главной задачей  остается обеспечение высоких темпов роста внешней торговли в рамках уже сложившейся структуры.

     В качестве одной из главных задач  при определении нового курса  во внешнеэкономической сфере Японии выдвигается необходимость сокращения импорта сырья и энергоносителей. Критиками нынешнего курса предлагается и другой путь — ориентация преимущественно  на внутренний рынок и различные  меры по снижению себестоимости готовой  продукции. По мнению некоторых японских экспертов, этого можно было бы достигнуть за счет переноса некоторых производств  за границу, в основном в те регионы  мира, где уровень зарплаты значительно  ниже, чем в Японии. Дополнительные выгоды можно было бы иметь, если та страна, куда инвестируется японский капитал, располагает промышленным сырьем, в котором нуждается Япония. Эта идея уже получила практическое воплощение в некоторых отраслях.

     Проанализировав динамику основных макроэкономических показателей и внешнеэкономическую  деятельность Японии, можем сделать  вывод о том, что она сотрудничает с широким рядом стран, обеспечивает их большой долей импорта и  чуть меньшей – экспорта. Ее партнерство как с индустриальными, развитыми и развивающимися странами позволяет ей занимать наиболее выгодное место в мировой экономике и влиять на нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Итак, мы рассмотрели японский вариант построения экономической модели, историю ее развития, перемены в ее характере, ее особенности и возможности ее влияния на мировую экономику.

     После изучения особенностей японской экономики, можем утверждать, что она уникальна  и обладает рядом свойств, присущих только ей. Сохраняя содержательную глубину  и богатство азиатской культуры, она имеет абсолютно современный  характер и отвечает потребностям общества.

     А ее макроэкономические показатели убеждают нас в том, что даже после фазы спада, она в состоянии достаточно быстро восстановиться и ставить  перед собой новые глобальные задачи.

     Анализ  внешнеэкономической деятельности показал, что Япония является не только одним из крупнейших импортеров сырья  и топлива и экспортером товаров, но и то, что она постоянно развивается. Например, кроме экспорта товаров, Япония активно занимается экспортом капитала и заинтересована в поисках наиболее выгодных путей своего развития. Эта позиция говорит о том, что Японию с другими странами связывают широкие экономические связи, и, более того, она занимает одно из главных мест в мировом хозяйстве. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Место и роль Японии в мировом хозяйстве