Место и роль Японии в мировом хозяйстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 18:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является определение степени влияния Японии на мировое хозяйство.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-описать особенности экономической модели Японии

-проанализировать динамику основных макроэкономических показателей Японии

-охарактеризовать взаимодействие Японии с другими странами мира на современном этапе

Методологической основой исследования послужили учебники по мировой экономике и международным экономическим отношениям, статьи экономистов из таких журналов, как «Международные отношения и мировая экономика», «ЭКО», «Мировое и национальное хозяйство», «Экономика и управление» и статистическая информация из статистического сборника «Россия и страны мира», а также с сайтов, содержащих статистические данные Японии.

Содержание

Введение……………………………………………………….…………………..3

Глава 1. Характеристика японской экономической модели и ее развитие в современных условиях…………………………………….………….…………..4
Анализ развития экономики Японии……………….….…..………………...4
Особенности японской экономической модели………..………….………..8

Глава 2. Роль Японии в мировом хозяйстве……………………...……………16

2.1 Динамика основных показателей и тенденций развития японской экономики……………………………………………………………………..…16

2.2 Характеристика внешнеэкономической деятельности Японии………….19

Заключение………………………………………………………………………24

Библиографический список……………………………………………………..25

Работа содержит 1 файл

Место и роль Японии в мировом хозяйстве.docx

— 61.56 Кб (Скачать)

     Одной из характерных черт японской модели экономического развития является использование  национальных традиций и особенностей рабочей силы. В стране длительное время пропагандировался принцип  пожизненного найма. Крупные компании, которые в состоянии построить  кадровую пирамиду и обеспечивать занятость, имеют большие возможности для  осуществления этого принципа в  отличие от мелких и средних фирм. Совершенно очевидно, что ни в компаниях, ни в законодательстве нет четких правил, устанавливающих гарантии найма  на всю жизнь. Вместе с тем, как  работники, так и администрация  негласно рассматривают продолжительную  работу в качестве пункта коллективного  договора.

     Трудовые  отношения строятся на философии  «фирма — наш общий дом». Использование  рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Еще на рубеже 60—70-х годов в  ряде японских компаний пришли к выводу, что служащий получает наибольшее удовлетворение в том случае, если его работа носит более целостный характер, отличается разнообразием.

     Особенность экономической модели состоит, также, в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении  общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых, банковских компаний и правительства. Государственное предпринимательство  в послевоенный период занимало скромное место. В стране широко используется система общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов, программ индикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударственные планы в связи с незначительной долей государственного сектора направлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. [17]

     Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела постепенные изменения от «полугосударственной" до более открытой и опирающейся на рыночные принципы.

      Cама история этнокультурного становления японского народа может послужить одной из подсказок к пониманию его цивилизационного своеобразия. Действительно, в основе своей этнически гомогенное население Японии формировалось на протяжении III—VII вв. при слиянии австронезийских аборигенов с выходцами с Корейского полуострова, принесшими на Острова навыки возделывания риса, обработки металлов, шелкоткачества. Удаленность от Евразийского материка и, как правило, отсутствие существенных и постоянных внешних угроз (вплоть до второй половины XIX столетия), традиционная устремленность военного сословия на решение не столько внешнеполитических, сколько внутренних, полицейских задач, отсутствие массовых контактов с внешним миром - все это придавало Японской цивилизации свойство некоей самососредоточенности и самодостаточности. [11, с.65]

     Основная  особенность Японии состоит в  ее гибкости и современном характере, в ее способности, сохраняя содержательную глубину и богатство азиатской культуры, одновременно с этим отвечать потребностям всех слоев современного общества без появления дихотомии между азиатской и западной реальностью.

     Стремясь  привести в соответствие с экономическими достижениями свой уникальный культурный потенциал, а заодно и создать культурные предпосылки для дальнейшего продвижения бизнеса, японские власти с начала 80-х годов взяли курс на активную пропаганду своей национальной культуры за рубежом, делая особый акцент на ее уникальность и традиционность и обращаясь скорее к прошлому, чем к настоящему или будущему.

     Однако, остановив свой выбор на таком  узко национальном ассортименте культурных образцов и уповая исключительно на их самобытность и оригинальность, Япония объективно уже на первом этапе своего послевоенного вхождения в мировое пространство сразу же резко сузила свои потенциальные возможности для его покорения.

     И хотя знакомство с традиционной японской культурой вызвало новую волну  интереса к этой стране за рубежом, запросы потребителей большинства государств были ориентированы, прежде всего, на современность, демократичность, универсальность и новые технологии, которые воплощала американская массовая культура. [3, с.57]

     Развитие  коммуникационных систем и появление новых технологий, кабельного и космического телевидения, компьютерных сетей и т. д. создали единое глобальное коммуникативное пространство. А это новое коммуникативное пространство требовало новых информационных продуктов именно для массового потребителя, - причем не разового пользования, а способных в течение длительного времени привлекать к себе внимание и генерировать на своей основе новые продукты.

     И тогда творческий и технический  потенциал Японии оказались востребованными  в полном объеме - от новейших информационных технологий до собственно содержательной сферы, которую эта страна смогла предложить миру, хорошо понимая потребности времени и пользуясь тем, что многие государства стремились противостоять волне "американизации" (способной уничтожить национальные культурные и моральные ценности). [3, с.58]

     Эти новые глобальные задачи заставили  Японию кардинально переориентироваться в своей стратегии. В японском обществе и в правительственных кругах росло понимание того, что путь к лидерству лежит не через пропаганду исключительности японской культуры (трудной и малодоступной для широкого понимания), а главным образом через распространение массовой культуры, бурное развитие которой объясняется, в первую очередь, сущностью потребительского общества, а также стремительным развитием новых технологий.

     Вслед за этим Япония сознательно сделала  свой выбор в пользу весьма агрессивной  формы своего наступления.

     Новый курс японской экспансии, обозначившийся в конце 90-х годов, базировался на трех важнейших факторах: качественно новые технологические средства представления любого продукта, ориентированность на все группы и слои населения, готовность к адаптации материала под любые региональные и местные условия. За "материальными носителями" начала 60-х годов XX в. - таких как радио, магнитофоны и другая техника - последовала широкая и при этом весьма продуманная кампания выпуска "носителей" уже более высокого порядка - интеллектуального продукта, который оказался востребованным глобально.

     В Японии сегодня хорошо осознают значение дипломатии, которую в последние  годы причислили к разряду "мягкой силы".

     В 1990 г. Джозеф Най, бывший помощник Госсекретаря США и позднее глава Национального комитета по разведке, опубликовал книгу "Вынужденное лидерство" (Bound to Lead), в которой впервые ввел понятие "мягкая сила" (soft power). По его мнению, в наши дни внешняя политика должна базироваться не только на экономической и военной мощи страны, но иметь третью составляющую, которую он определил как "возможность получать то, что требуется, путем приобретения симпатий, а не путем войны".[3, с.58]

     Япония  с некоторым опозданием пришла к  пониманию значения "мягкой силы" в международной политике и стремительными темпами принялась наверстывать упущенные шансы. В 2004 г. был создан Совет по содействию культурной дипломатии во главе с профессором Та моцу Аоки, одной из задач которого стало улучшение имиджа Японии в мире. Руководители Совета после обращения к американским экспертам решили сосредоточить основные усилия государства на глобализации японской культуры.

     При этом для Японии вопрос внешнего восприятия страны и ее культуры базируется на совершенно иных принципах, нежели это происходит в других странах. Приоритет национальных культурных ценностей здесь бесспорен, и именно они являются наиболее серьезным "культурным экспортным товаром", которому уделяет внимание государство. Их продвижение во внешний мир, прежде всего, должно показать историческую значимость Японии и ее многовековой культуры для глобального наследия. [3, с.59]

     Япония  не слишком разительно отличается от западных стран в смысле институционального политического устройства. Однако, совершенно очевидно, она относится несколько более болезненно к своей идентичности. Не упоминая признанную специфику японских традиций, в интеллектуальном плане Япония несколько противоположена Европе, основному источнику теоретический идей модерна и универсализма. В политическом смысле она близка, но одновременно и противопоставлена Соединенным Штатам, откуда заимствованы главные принципы современной политической и экономической организации общества. Социокультурный и исторический "другой" - Китай, с которым когда-то существовало противостояние, имевшее целью закрепить автономный статус японского языка, религиозных принципов и социальных отношений, и ныне выступающий в роли потенциального соперника. [16, с.76]

     Анализ  множества источников и литературы приводит к выводу, что Япония готова удовольствоваться ролью регионального лидера. Но и на этом пути предстоит преодолеть определенные трудности, учитывая, прежде всего, страх государств региона перед японской гегемонией.

     Концепция азиатского регионализма была сформирована еще в период "первой интернационализации". По сути, нынешние принципы поведения на этапе глобализации, а именно - балансирование между глобализмом, носящим окраску американизации, и азиатским регионализмом - сложились еще в конце XIX в., то есть в период Мэйдзи. По утверждению английского японоведа Г. Хука, сегодня "трехсторонняя связь между Японией, Соединенными Штатами и Восточной Азией символизирует характер глобализации в этом регионе. Он включает как глобализацию Соединенных Штатов в Японии и Азии, так и глобализацию Японии в Азии". Причем роль Японии, которую она играет сегодня в Восточной Азии, по-прежнему тесно связана с ее ролью на глобальном уровне, и наоборот. [16, с.77]

     Влияние глобализации на общественное сознание сказывается довольно заметно: наряду с традиционными дискуссиями об уникальных чертах японской культуры, языка, методов коммуникации приобретают большую актуальность обсуждение проблемы места страны в мире, которая часто представляется как своего рода оппозиция тому мировому порядку, который стремятся построить Соединенные Штаты. То есть рождается новый своеобразный вариант японского изоляционизма.

     Термин "изоляционизм" употребляется  здесь весьма условно и выступает  как чисто идеологическая концепция, нежели отражение реальности, поскольку японская бытовая техника и еда завоевали симпатии по всему миру, японские автомобили можно увидеть на дорогах любой страны, японские телепрограммы и комиксы популярны во многих странах Юго-Восточной Азии.

     Вместе  с тем, парадоксальным образом современная японская модель едва ли может быть заимствована другими странами региона. Она слишком специфична. В экономическом плане японская модель базируется, прежде всего, на способности сочетать воедино те качества, которые западные страны привыкли разделять (например, Япония прекрасно усвоила и усовершенствовала корпоративистские структуры, основанные на переплетении вертикальных и горизонтальных связей). [16, с.77]

     Экономика Японии, безусловно, имеет свои достоинства  и недостатки. Как показывает опыт, ее уникальность и отличие от экономик других стран является, все же, достоинством. Япония на современном этапе нашла  свое место в мировом хозяйстве, сохраняет и с умом использует свои особенности, сформированные за долгое время, в экономической системе.

     Чтобы более четко представить современную  картину развития мирового хозяйства  и роль Японии, которую она в  нем играет, необходимо рассмотреть  и проанализировать основные макроэкономические показатели, характеризующие экономику  Японии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Роль Японии в мировом  хозяйстве

     2.1 Динамика основных  показателей и  тенденций развития  японской экономики

     После длительной депрессии 1990-х годов  с 2002 г. японская экономика вступила в фазу  подъема, продлившегося до второго квартала 2008 г., когда началось снижение основных макроэкономических показателей.

     Среди факторов подъема 2002 – 2008 гг. особую роль сыграли внешние факторы и, в  первую очередь, активизация деятельности японских корпораций на зарубежных рынках, которая стала возможной при  устойчивых темпах роста мировой экономики (в 2004 – 2007 гг. –  от 4,4% до 5%).  В 2007 г.  экспорт Японии впервые превысил отметку в 700 млрд. долл., что было  на 10, 1% больше показателя предыдущего года,  экспортная квота достигла уровня в 16,3% от ВВП, и именно экспорт, как было отмечено в  ежегодном отчете кабинета министров Японии, стал движущей силой восстановления экономической динамики в стране в 2000-е годы. Сальдо торгового баланса (по торговле товарами и услугами) достигло в том же году 83,5 млрд. долл., а сальдо торговли товарами – 104,7 млрд. долл.  Вклад экспорта в экономический рост Японии в период подъема оценивался более чем в 50%. Особенно динамично рос экспорт  машиностроительной продукции, в том числе автомобилей  (прирост в 2007 г. –  15% по сравнению с 2006 г.) [22]

     С 2005 г. обозначилась тенденция к превышению доходов, полученных из-за рубежа над  чистыми доходами от экспорта. Росла  отдача от прямых инвестиций, что стало  результатом роста прибылей зарубежных филиалов японских корпораций. Япония превращалась в страну - «зрелого кредитора». [15]Наблюдался также динамичный рост прямых инвестиций (ПИИ) из Японии, которые  в 2007 г. достигли рекордного (с 1983 г.) показателя в 73 млрд. долл. Доля зарубежного производства по отношению к  общему объему производства обрабатывающей промышленности выросла в  2008 г. до 17%. Продолжался процесс интернационализации японских корпораций. Доля зарубежных продаж японских компаний в их общих продажах увеличилась в 1997 – 2007 гг. с 28,6 до 36,9%, а доля операционной прибыли, получаемой за рубежом, к общей массе прибыли – с 23,4% до 32,9%. 

Информация о работе Место и роль Японии в мировом хозяйстве