Место и роль машиностроения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение входит в состав промышленности под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

Работа содержит 1 файл

машиносроение экномика курсовая.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

2.1 Роль  транспортного машиностроения в  системе национального хозяйства

Транспортное  машиностроение- группа отраслей машиностроения, выпускающих средства транспорта. Одной из главных отраслей среднего машиностроения является автомобилестроение. Предприятия автомобильной промышленности построены во многих регионах России. Грузовые автомобили средней грузоподъемности (3-6т) выпускают московский (ЗИЛ) и нижегородский (ГАЗ) заводы, малой грузоподъемности - Ульяновский завод (УАЗ). Новый центр по пр-ву большегрузных автомобилей создан в Татарстане (КамАЗ, г.Набережные Челны). Высококлассные легковые автомобили производят в Москве, среднего класса - в Нижнем Новгороде; малолитражные автомобили - в Москве, Тольятти, Ижевске; микролитражные автомобили - в Серпухове, Набережных Челнах. Создана широкая сеть автобусных заводов (Ликино, Павлово, Курган, Набережные Челны, Голицыно). Автомобильная пром-ть включает также пр-во моторов, электрооборудования, подшипников и т. д.5

В номенклатуре продукции и услуг транспортного  машиностроения можно выделить следующие  основные группы:

- подвижной состав  железных дорог и городского  рельсового транспорта;

- комплектующие  для подвижного состава;

- механическое  и электромеханическое путевое  оборудование и оборудование  для управления движением;

- услуги по  техническому обслуживанию, ремонту  и модернизации подвижного состава.

В номенклатуру продукции, производимой предприятиями  транспортного машиностроения, входят:

- Локомотивы

- тепловозы магистральные  (грузовые и пассажирские);

- тепловозы маневровые;

- электровозы  магистральные (грузовые и пассажирские);

- газотепловозы  и газотурбовозы;

- электровозы  промышленные и рудничные.

- Вагоны грузовые

- полувагоны;

- цистерны;

- платформы;

- крытые вагоны;

- изотермические;

- прочие.

- Вагоны пассажирские

- магистральные  пассажирские вагоны локомотивной  тяги;

- электропоезда  и дизель-поезда;

- скоростной  подвижной состав (160 - 250 км/ч);

- высокоскоростной  подвижной состав (свыше 250 км/ч);

- вагоны метрополитена,  рельсовые автобусы;

- трамвайные  вагоны.

- Путевая техника

В соответствии с международными и общероссийскими  классификаторами, в транспортное машиностроение также входят:

- Производство  крупноузловых комплектующих:

- комплектов  электрооборудования;

- колесных пар;

- тяжелого железнодорожного  литья;

- дизелей.

- Услуги по  модернизации продукции транспортного  машиностроения.6

Транспортное  машиностроение объединяет довольно разнородные  по сути предприятия - автомобилестроение,  авиакосмическую промышленность, судостроение. В целом данный сегмент является одним из самых благополучных: военная  авиация — традиционная и ключевая статья российского экспорта, а авиационные  предприятия ВПК — одни из самых  активных заказчиков ИТ-решений. Несколько  сложнее ситуация в судостроительной промышленности, а автомобилестроение практически полностью переориентировано  на сборку западных марок автомобилей, с высокой "западной" планкой  требований к автоматизации производства и управления.

Транспортное машиностроение обладает значительным научно-техническим и  промышленным потенциалом, от него зависит  функционирование транспортной инфраструктуры страны, а в процессе производства используется продукция многих отраслей народного хозяйства.     

 Данная отрасль очень значима  для национальной экономики. По  данным Минпромторга России, в  последние годы транспортное  машиностроение России демонстрирует  динамичное развитие. Несмотря на  это, у отрасли имеются и  проблемы. Среди них - износ основных  фондов на предприятиях отрасли,  дисбаланс между структурой производственных  мощностей, техническим уровнем  продукции транспортного машиностроения  и потребностью отечественной  отрасли железнодорожного транспорта  в современном высокопроизводительном подвижном составе.

2.2 Экономическая ситуация  на заводе ОАО «Алтайвагон»

ОАО «Алтайвагон» — это единственный за Уралом и  один из крупнейших в России заводов  по производству железнодорожного грузового  подвижного состава.

Завод основан 7 октября 1941 года при эвакуации на Алтайский деревообрабатывающий завод Днепродзерджинского вагоностроительного завода. В 1945 году завод перешёл на ремонт товарных вагонов и производство двухосных 20-тонных платформ.

Изначально «Алтайвагон» специализировался  на выпуске четырехосных крытых грузовых магистральных вагонов. с 1992 г. завод начал выполнять заказы по изготовлению полувагонов, а в 1994 г. приступил к изготовлению вагонов для перевозки автомобилей (на 23 августа 2007 выпущено 1000 таких вагонов [2]), вагонов-цистерн и других вагонов специального назначения. Кроме того, «Алтайвагон» имеет собственные производственные мощности по изготовлению колесных пар.

Производственная мощность на 1 января 1997 г. составляла 6500 вагонов в год. С 1941 г. по 2000 г. было произведено 285896 вагонов разных моделей. Максимальный годовой выпуск достигал 11308 вагонов в 1976 году.

Основная продукция  ОАО «Алтайвагон» — это около 20 моделей современных вагонов различных типов и конструкций, рассчитанных на перевозку любых грузов. Широкий спектр продукции, постоянное совершенствование производства и разработка новых моделей вагонов всегда соответствуют пожеланиям заказчиков.

ОАО «Алтайвагон»:

  1. занимается разработкой и производством современных, отвечающих требованиям заказчиков, моделей грузовых железнодорожных вагонов;
  2. осуществляет капитальный и деповской виды ремонтов подвижного состава;
  3. производит мелкое, среднее и крупное стальное литье.

Производственные  мощности ОАО «Алтайвагон» позволяют  изготавливать до 7500 грузовых вагонов, а ремонтировать и модернизировать до 1200 в год. Основные производственные цеха способны обеспечить изготовление трех моделей вагонов одновременно, проведение ремонтов различной сложности шести видов грузовых вагонов одновременно. При этом ремонт может быть различной сложности: деповской, капитальный, капитальный с продлением срока эксплуатации. Сегодня Рубцовский филиал изготавливает свыше 3300 тонн стального литья ежемесячно, номенклатура продукции насчитывает более 55 позиций отливок, включая мелкое, среднее и крупное литье.

Завод является фактически единственным поставщиком крытых грузовых вагонов для всей сети железных дорог СНГ, а также единственным в России серийным производителем автомобилевозов . Доля «Алтайвагона» на рынке грузовых вагонов СНГ составляет 10 %.7

В 2003 г. «Алтайвагон» запустил собственное сталеплавильное производство мощностью 56 000 тонн в год.

По версии еженедельника «Эксперт» компания «Алтайвагон» занимает второе место среди самых динамичных компаний среднего бизнеса в России, выручка в 2006 году составила 8583,4 млн рублей.

На ОАО «Алтайвагон» одним из приоритетных направлений является техническое переоснащение производственных мощностей. В 2009 году в инструментальный цех предприятия успешно внедрено оборудование для высокопроизводительной обработки с высокими и стабильными показателями точности при изготовлении штамповой и кузнечно-прессовой оснастки. Это электроэрозионнык копировально-прошивной и проволочно-вырезной станки с ЧПУ, многофункциональный вертикальный обрабатывающий центр Mikron VСE 1600 Pro, станки вертикальные консольно-фрезерные модели ГФ 2171 с ЧПУ FMS 3000/ Благодаря внедренным современным технологиям обработки, появилась возможность выпускать инструмент и штамповую оснастку самой сложной  формы с высокой точностью и постоянным качеством, обрабатывать легированные стали в закаленном состоянии. Для повышения стойкости штамповой и кузнечно-прессовой оснастки внедрена технология химико-технической обработки (диффузионное борирование).

Сегодня специалисты  ОАО «Алтайвагон» разрабатывают  вагоны нового поколения, которые призваны максимально удовлетворять пожелания  потребителей, в частности, быть еще более безопасными и отличаться высочайшими эксплуатационными характеристиками. За счет увеличения грузоподъемности, вместимости и надежности новые вагоны моделей позволят снизить себестоимость грузоперевозок. В ОАО «Алтайвагон» внедряется комплексная система автоматизированного управления «Галактика». От других она отличается тем, что охватывает все уровни управления, упорядочивает информационные потоки и предоставляет менеджерам оперативный доступ к данным.

ОАО «Алтайвагон» — это единственный за Уралом и один из крупнейших в России заводов по производству железнодорожного грузового подвижного состава.

Предприятие уже несколько лет  подряд находится в числе наиболее динамично развивающихся компаний России. В течение трех последних  лет (2002, 2003, 2004) завод несет звание лучшего предприятия Алтайского края в номинации «Машиностроение»

 

 

 

2.3 Рекомендации

 

Для создания более  высокой конкурентоспособности  и выпуска отличной по качеству продукции  можно применить такие меры, как:

1) Техническое перевооружение и комплексная модернизация собственного производственного аппарата отрасли на базе отечественной, а возможно и преимущественно импортной техники (там, где это позволяет технологический процесс) с целью создания условий для выпуска конкурентоспособной машиностроительной продукции, прежде всего в наукоемких отраслях;

2) участие в проектах, предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом (включение российских технологий в международную систему технологического сотрудничества );

3) точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как на импортной, так и на собственной технологической базе. Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя.

4) Четкая организация сбыта (собственная сеть, эффективная реклама, широкий товарный ассортимент, красивая упаковка, надежное гарантийное обслуживание)-всё это приведет к повышению конкурентоспособности предприятия.

5) Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.

Хотя большая  часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто  их накопление дает более значительный результат, чем технологический  прорыв.

6) Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства в экономических и политических кругах лоббирование.

Это благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.

Все эти меры помогут ОАО «Алтайвагон» оставаться единственным за Уралом и одиним из крупнейших в России заводов по производству железнодорожного грузового подвижного состава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели роль машиностроительного производства в системе национального хозяйства, экономическую роль и ситуацию на предприятии ОАО «Алтайвагон». Из рассмотренного можно сделать вывод о том, что неотложные нужды народного хозяйства, вызванные необходимостью хотя бы минимальной поддержки технологического уровня в машиностроительном комплексе, определяют приоритеты структурно-инвестиционной политики в машиностроении. Требуется нормализовать инвестиционный процесс путем восстановления спроса на оборудования и межрегиональных кооперационных связей. Особенно важно возродить спрос на оборудования в базовых, жизнеобеспечивающих отраслях народного хозяйства. В результате станет возможным возрождение наиболее отсталых отраслей машиностроения с неразвитой структурой производства.

В условиях спада производства в  отраслях машиностроения целесообразно  ограничить закупки за рубежом техники, аналоги которой выпускаются  или могут выпускаться в России. Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи  с поставкой ряда видов комплектующих  деталей и оборудования, восстановить разорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежья  и бывшими странами СЭВ. Вместе с  тем необходима государственная  поддержка тех подотраслей машиностроительного  комплекса (прежде всего оборонных) , чьи производственные мощности позволяют  провести техническое перевооружение производственного аппарата страны.

Для реализации структурно-инвестиционной политики страны необходимо сконцентрировать на приоритетных направлениях значительные средства. Но объем капиталовложений, формируемых за счет собственных  средств предприятий, в настоящее  время ограничен в результате роста цен на инвестиционные ресурсы и из-за катастрофического финансового положения самих предприятий. Одним из дополнительных источников капиталовложений в отечественное машиностроение являются частные инвестиции. Однако возможность привлечения частных инвестиций ограничена узостью сфер для капиталовложений. По некоторым оценкам, инвестиционная привлекательность машиностроения в целом невысока, в то время как рейтинг отраслей с экспортно-сырьевой ориентацией находится на высоком уровне. Вместе с тем масштабное привлечение средств частных (отечественных и зарубежных) инвесторов в такие подотрасли, как сельскохозяйственное машиностроение и машиностроение для переработки сельскохозяйственной продукции в ближайшее время вообще маловероятно.

Информация о работе Место и роль машиностроения в России