Место и роль машиностроения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Машиностроение входит в состав промышленности под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей и производств.

Работа содержит 1 файл

машиносроение экномика курсовая.docx

— 43.59 Кб (Скачать)

Введение

Машиностроение входит в состав промышленности под названием "Машиностроение и металлообработка". Машиностроение создает машины и оборудование, аппараты и приборы, различного рода механизмы  для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических  изделий, ремонтом машин и оборудования. В настоящее время машиностроение России состоит из ряда самостоятельных  отраслей, куда входят свыше 350 подотраслей  и производств.

Машиностроение производит средства труда - машины и оборудование, приборы  и вычислительную технику, передаточные устройства, транспортные средства - для  всех отраслей народного хозяйства. Оно производит предметы потребления, в основном длительного пользования (легковые автомобили, телевизоры, часы и др.). К середине 80-х годов  в общем объеме продукции машиностроения средства производства составляли 88,9%, предметы потребления - всего лишь 11,1%, что свидетельствовало о неориентированности  отечественного машиностроения на запросы  массового потребителя.

Целью данного исследования является показать не только отраслевую структуру  машиностроительного комплекса  и факторы размещения его отраслей и подотраслей, но также систему  государственного регулирования машиностроения, роль в научно-техническом прогрессе  и общественном воспроизводстве  и др.

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и  материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

 

 

 

1. 1 Место и роль машиностроения в России.

Машиностроительный комплекс - это  совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Он ведущий среди межотраслевых  комплексов. Это обусловлено несколькими  причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и  всех работающих в хозяйстве России. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия  в отрасли составляет по численности  рабочих около 1700 человек, по сравнению  с менее чем 850 по промышленности в целом ), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью  продукции; конструктивно-технологическая  сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей  силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место  по доле в валовой продукции и  промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического  комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре  экспорта (18%).1

Во-вторых, машиностроение создает  машины и оборудование, применяемые  повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется  через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор  научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Промышленность  состоит из целого ряда отраслей, тесно  взаимосвязанных между собой.

Отрасль промышленности — это исторически сложившаяся  совокупность предприятий, характеризующаяся  рядом признаков: выпуск продукции  одного экономического назначения, однородность сырья и материалов, общность технической  базы и технологических процессов  и т.д.

Машиностроение  является ведущей отраслью всей промышленности. Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса  во всех областях хозяйства.

К началу Великой  Отечественной войны существовало мощное машиностроение, по объему машиностроительного  производства Советский Союз занимал  второе место в мире после США.

В годы войны  машиностроительные отрасли производили  в основном продукцию военного назначения.

После окончания  Великой Отечественной войны  машиностроительная промышленность значительно  повысила темпы и уровень производства. Вообще машиностроение за годы Советской  власти развивалось более быстрыми темпами, чем народное хозяйство  в целом. Средств производства производилось  больше чем товаров народного  потребления.

По данным на 2004 год, в России действовали более 2000 крупных и средних предприятий  машиностроения (включая металлообработку). На этих предприятиях было занято около 4 млн человек.

Объём продукции в производстве электрооборудования, электронного и  оптического оборудования — 822 млрд рублей (2009 г.), в том числе в:

  • производстве офисного оборудования и вычислительной техники — 39,4 млрд рублей;
  • производстве электрических машин и электрооборудования — 324 млрд рублей;
  • производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 195 млрд рублей;
  • производстве оптических приборов, фото и кинооборудования, часов, медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний — 264 млрд рублей.

Объём продукции в производстве транспортных средств и оборудования — 1,10 трлн рублей (2009 г.), в том числе в:

  • производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов — 499 млрд рублей;
  • производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — 603 млрд рублей.

Средняя начисленная заработная плата  в производстве машин и оборудования — 19057 руб/мес (март 2010).2

 

 

 

 

    1.  Факторы размещения машиностроения

 

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом  особенностей, которые влияют на его  географию. Важнейшим является наличие  общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности  поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Все факторы размещения разделяют:

- природные

- технико-экономические

- экономико-политические

- транспортно-коммуникативные 

-Наукоёмкость.

 Трудно представить себе  современное машиностроение без  широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство  наиболее сложной современной  техники (компьютеров, всевозможных  роботов) концентрируется в районах  и центрах, обладающих высокоразвитой  научной базой: крупными НИИ,  конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург,  Новосибирск и др.). Ориентация  на научный потенциал - основополагающий  фактор размещения машиностроительных  предприятий.

-Металлоёмкость.

 Отрасли машиностроения, занимающиеся  производством такой продукции,  как например, металлургического,  энергетического, горно-шахтного  оборудования потребляют много  черных и цветных металлов. В  связи с этим машиностроительные  заводы, занимающиеся выпуском такого  рода продукции обычно стараются  находиться как можно ближе  к металлургическим базам, чтобы  уменьшить затраты по доставке  сырья. Большинство крупных заводов  тяжелого машиностроения расположены  на Урале.

-Трудоёмкость.

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой  квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам  страны, где концентрация населения  высока, и в особенности там, где  есть высококвалифицированные и  инженерно-технические кадры. Чрезвычайно  трудоёмкими можно назвать следующие  отрасли комплекса: авиационная  промышленность (Самара, Казань), станкостроение (Москва, Санкт-Петербург), производство электротехники и точных приборов (Ульяновск).

Как отдельный фактор географического  размещения машиностроения можно вынести  военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной  безопасности, многие предприятия машиностроительного  комплекса, выпускающие продукцию  оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.3

В процентах группировку машиностроительных отраслей по факторам размещения можно  увидеть в таблице №1.

Таблица №1-Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Фактор размещения

Доля отраслей, размещаемых с учетом данного фактора, в производстве продукции комплекса, %

Тяготение к:

районам с развитой научной  базой

районам сосредоточения трудовых ресурсов

районам потребления продукции

металлургическим базам

 

42

24

22

12


1.3  Особенности отраслевой структуры и география комплекса

Машиностроительный комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов различных  машин и 130 тыс. деталей. Его продукция  нужна практически повсюду, т.е. для  машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах  России, хотя его роль в хозяйстве  районов не одинакова.Это можно увидеть в таблице №2.

Таблица №2 Доля производимой продукции  в экономических районах.

Экономический район

Доля  производимой продукции  (%)

Северный

1.5

Северо-западный

5

Центральный

23

Волго-Вятский

10

Центрально-Черноземный

4

Поволжский

18

Уральский

20

Северокавказский

6

Западно-Сибирский

7

Восточно-Сибирский

3

Дальневосточный

2,5


 

Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает 

Западная экономическая зона и  всего 12.5% выпускает Восточная экономическая  зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции  вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).

В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно  выделить несколько групп отраслей, в том числе:

1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции  ).

2. Общее машиностроение (18 % продукции).

3. Среднее машиностроение (15 % продукции).4

Каждый экономический район  специализируется на определенной отрасли  машиностроения. Это видно в таблице  №3.

Таблица № 3 Территориальная специализация машиностроения Российской Федерации.

Федеральные округа

Специализация машиностроения

Центральный

Транспортное  машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное) Производство оборудования для легкой, химической и нефтехимической промышленности. Станкостроение. Сельскохозяйственное машиностроение. Точное и сложное  машиностроение. Электроника

Приволжский

Транспортное  машиностроение (авиакосмическая промышленность, автомобилестроение, речное судострое-ние). Производство оборудования для нефтяной и газовой, нефтеперерабатывающей  промышленности, химии органического  синтеза, целлюлозно-бумажной промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение

Уральский

Транспортное  машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, автомобилестроение, железнодорожное). Оборудование для металлургической промышленности, горно-шахтное оборудование, оборудование для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей и нефте-химической промышленности. Энергомашиностроение. Станкостроение

Северо-Западный

Транспортное  машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Энергетическое машиностроение. Производство оборудования для отраслей лесопромышленного комплекса

Южный

Транспортное  машиностроение (морское судостроение, судоремонт). Производство оборудования для пищевой промышленности. Сельскохозяйственное машиностроение

Сибирский

Транспортное  машиностроение (авиакосмическая про-мышленность, железнодорожное машиностроение). Про-изводство горно-шахтного оборудования

Дальневосточный

Транспортное  машиностроение (морское судостроение, судоремонт, авиационная промышленность)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Место и роль машиностроения в России