Место и роль ЕС в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 15:59, реферат

Описание работы

Международная экономическая интеграция - характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В начале ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция - это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Финансовая, структурная и научно-техническая политика ЕС …………... 5
2. Особенности функционирования европейской валюты………………….. 9
Заключение ……………………………………………………………………... 13
Список литературы…………………………………………………………….. 14

Работа содержит 1 файл

Мировая экономика.docx

— 29.99 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство по образованию

Государственное  образовательное учреждение

Высшего  профессионального образования

Тамбовский  государственный университет им Г.Р. Державина 

Кафедра политологии и мирового хозяйства 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

По мировой  экономике на тему:

«Место и роль ЕС в мировой экономике» 
 
 
 
 

Выполнила

студентка 208 группы

Дронова Дарья Александровна 
 

Проверила:

Шишкина А.А. 
 
 

            Тамбов 2011 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Финансовая, структурная и научно-техническая политика ЕС …………...  5

2. Особенности функционирования европейской валюты…………………..  9

Заключение ……………………………………………………………………... 13

Список  литературы…………………………………………………………….. 14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Международная экономическая интеграция - характерная  особенность современного этапа  развития мировой экономики. В начале ХХ века она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности  на мировом рынке стран - членов интеграционных группировок. Международная экономическая  интеграция - это процесс срастания  экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение  региональная экономическая интеграция в будущем станет начальной стадией  глобальной интеграции, т.е. слияния  региональных интеграционных объединений.

     Объективный характер экономической интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в  региональные международные комплексы  и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни.

     Среди многочисленных интеграционных группировок  можно выделить в Западной Европе - ЕС и ЕАСТ, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество (АТЭС).

     Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где  во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются  общие условия воспроизводства  и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм.

     Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в  мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного ВМП (20% по покупательской способности валюты) и 6,4% населения мира. Он не представляет «сверхдержаву» в экономическом и политическом отношении. Европейский Союз представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Европейский Союз насчитывает ныне в своем составе 27 государств, которые различаются размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

     Его создание было обусловлено тем, что  именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой  проявилось противоречие между интернациональным  характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х  гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией  на континенте двух противоположных  общественных систем. Важная причина  состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность  возникновения их на континенте в  будущем.

     В своей эволюции ЕС прошел все формы  интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и  валютный союз; политический союз (становление  третьей и четвертой форм еще  не завершено), развиваясь вглубь и  вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные  названия данной интеграционной группировки, что отражало её эволюцию. 
 
 
 
 
 
 

1. Финансовая, структурная и научно-техническая политика ЕС 

     Основой национального и межнационального финансового регулирования всех сторон деятельности ЕС является общий  бюджет Евросоюза. Его доля в совокупном ВНП стран ЕС постоянно растет: от 0,7% в 1977 г. до 1,2% в 1992 г. и 1,37% -- в 1998 г. Согласно Маастрихтским договоренностям  ежегодный реальный рост бюджета  должен составлять 5%(номинально 9%).

     Сравнительно  небольшая доля бюджета ЕС в совокупном ВНП стран ЕС объясняется принципом  дополнительности средств бюджета, направляемых на различные программы  Евросоюза., Бюджетные ассигнования играют роль мультипликатора, стимулирующего развитие определенных проектов, что, как правило, не предусматривает  их полного бюджетного финансирования (особенно это характерно для структурных  и научно-технических программ).

     Доходная  часть бюджета формируется за счет отчислений от налога на добавленную  стоимость в размере 1,4% от национальных поступлений (что составляет более  половины доходов бюджета ЕС), таможенных пошлин, взимаемых при импорте  в зону ЕС промышленных товаров из третьих стран, аграрных компенсационных  сборов на импортируемую сельскохозяйственную продукцию, а также отчислений из национальных бюджетов.

     Расходная часть бюджета распределяется неравномерно: традиционно основная доля расходов предназначается на проведение аграрной политики (регулирование цен, пропорций  на рынке сельскохозяйственной продукции) -- 66,4%. Затем идут расходы на региональную политику -- 10,4%, социальную -- 5,7%, научно-техническую  и промышленную политику -- 5,6%, помощь развивающимся странам - 4,0%, административные расходы -- 4,5%. В смету расходов бюджета включаются расходы основных бюджетных фондов ЕС, осуществляющих финансирование различных направлений структурной политики (аграрной, социальной, региональной): Европейского фонда ориентации и гарантирования сельского хозяйства, Европейского социального фонда и Европейского фонда регионального развития.

     Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (1962 г.) - источник финансирования единой аграрной политики ЕС. В соответствии с целевым назначением средства фонда делятся на две части:

     1) фонд гарантирования (более 90% всех  средств), за счет которого скупаются  излишки продукции по гарантированным  ценам и субсидируются экспортеры;

     2) фонд ориентации, целью которого  является финансирование программ  модернизации европейского сельского  хозяйства.

     Взаимопереплетение  целей и задач этих фондов приводит к использованию каждым из них  средств не по прямому назначению. Так, региональный фонд может финансировать  аграрную политику; социальный фонд - региональную; аграрный -- и региональную, и социальную политику.

     В финансовый механизм ЕС включаются также  Европейский фонд развития, созданный  для оказания помощи ассоциированным  членам ЕС (странам, проходящим начальный  этап интеграции), Европейский инвестиционный банк, обеспечивающий финансирование региональных программ, модернизацию предприятий за счет долгосрочных кредитов и гарантий.

     Интеграционные  процессы в сфере финансов проявляются  и в гармонизации налогов путем  сглаживания различий в уровнях  налогообложения. В первую очередь  это касается косвенных налогов: во всех странах ЕС действует налог  на добавленную стоимость, но колебания  ставок по различным странам значительны (от 23% в Ирландии до 12% в Испании  и Люксембурге). Однако в последнее  время среди ведущих стран  ЕС наметилась тенденция к сближению доли косвенных налогов (НДС и акцизов) в государственных бюджетах. Что касается прямых налогов, то колебания их доли в бюджетах отдельных стран более значительны. Процесс дальнейшей налоговой гармонизации предполагает применение в налогообложении одинаковых схем и постепенное сглаживание разницы в налоговых ставках. Финансовая политика ЕС нацелена на эффективное решение вопросов структурной перестройки экономики, повышения ее научно-технического потенциала.

     Структурная политика ЕС проводится одновременно на двух уровнях: секториальном (отраслевом) и региональном. В наибольшей степени  интеграционному регулированию  подвержена такая отрасль, как сельское хозяйство. Для стимулирования аграрного  производства при более высоких, чем мировые, ценах на территории ЕС действует ряд регламентов, предусматривающих  защиту внутреннего рынка ЕС от международной  конкуренции: при импорте более  дешевой продукции от третьих  стран на границах ЕС взимается компенсационный  сбор; «своим» сельскохозяйственным производителям гарантирован сбыт по заранее определенной цене.

     Закрытость  рынка для внешней конкуренции, крупные дотации в сельское хозяйство, а также применение новейших технологий в этой сфере приводят к перепроизводству многих видов сельхозпродукции в  ЕС: зерна -- на 20%, сахара -- на 37, говядины -- на 10, сливочного масла -- на 22, молочного  порошка -- на 64%. Эти излишки скупаются  Европейским фондом сельскохозяйственных гарантий и ориентации и продаются  в основном в странах Восточной  Европы и СНГ.

     Европейский фонд регионального развития оказывает  финансовую помощь проблемным регионам в строительстве новых промышленных объектов, создании новых рабочих  мест на успешно работающих предприятиях региона, в реализации программ переобучения и переквалификации. Однако участие  фонда может составлять только до 20% инвестиционных затрат, но не более 50% помощи, оказываемой данному проекту национальным правительством.

     В последние годы в структурной  политике преимущественное развитие получает селективный подход, направленный на стимулирование деятельности конкретных компаний. Суть данного подхода состоит  в том, что только частный бизнес может эффективно решать вопросы  подъема депрессивных регионов, причем не путем строительства крупных  индустриальных предприятий, а главным  образом созданием малых и  средних предприятий передовых  отраслей.

     Помимо  льготного налогообложения, облегчения доступа к кредитам, антимонопольных  процедур предусмотрены мероприятия, подготавливающие малые и средние  предприятия к эффективному участию  в европейской конкуренции. В  рамках этих мер предоставляется  более полная информация о рынке, например, за счет расширения числа  участников электронной базы данных ТЕД. Проводится специальная подготовка персонала к работе в новых  условиях, оказывается техническая  помощь предприятиям, участвующим во внутриевропейских обменах (в рамках программы «Приема»). Таким образом, основными направлениями структурной  политики стран ЕС являются ломка  старой индустриальной базы, деиндустриализация на основе развития новых наукоемких отраслей и ресурсосберегающих технологий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности функционирования европейской валюты 

     К 1 января 2003 года завершился переход  всех стран ЕС к новой валюте –  евро. Отныне, евро стал единственным законным платежным средством в странах Еврозоны.

     Новая валюта неожиданно быстро завоевала  популярность и расположение европейцев. Руководство Европейского союза  позитивно оценило этот процесс. Европейская валюта даже стала пользоваться популярностью в странах, не присоединившихся к Еврозоне.

     Несмотря  на противоречивые прогнозы, единая европейская  денежная единица состоялась и существует. Евро стала одной из сильнейших валют  в мире. Она принесла всем членам ЭВС ощутимую пользу, способствовала снижению издержек и росту эффективности  производства. В организации Европейского экономического и валютного союза  никаких кардинальных недостатков, которые угрожали бы его жизнеспособности, также не обнаружено.

     Введение  единой европейской валюты создало  мощные предпосылки для развития и углубления единого европейского финансового рынка, развития его  инфраструктуры и приближения его  характеристик к параметрам североамериканского. Кроме того, расширение использования  евро усилило необходимость структурных  изменений, в первую очередь на финансовых рынках.

Информация о работе Место и роль ЕС в мировой экономике