Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 10:24, реферат
К началу 90-х годов по производству продукции сельского хозяйства Беларусь занимала одно из первых мест не только в бывшем Советском Союзе, но и среди многих развитых стран Европы. В расчете на душу населения республика производила мяса и молока больше, чем Германия, Франция, Великобритания, а зерна – на треть больше, чем страны Евросоюза. По выращиванию картофеля и получению льноволокна республике принадлежало мировое первенство. Один работник, занятый в сельском хозяйстве, кормил более 20 человек.
1.Введение
2.Место АПК в структуре экономики и его особенности.
3.Экономическое и социальное значение АПК
4.Структура АПК и соотношение отраслей
5.Производственная и социальная инфраструктуры АПК
6.Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы
7.Организационно-экономический механизм хозяйствования в АПК
Основу любого современного развитого государства составляет рынок, а его экономическую основу — сельскохозяйственный и агропромышленный рынки. Всесторонне анализируя развитие народного хозяйства республики, можно сказать, что доля АПК должна быть в нем если не преобладающей, то значительно большей. Ибо сама природа сделала аграрное производство (в отличие от промышленного) менее независимым от внешнеэкономических условий. Устанавливая пропорции развития народного хозяйства, наша республика, не имея собственного сырья, энергии, комплектующих, многие десятилетия опережающими темпами развивала промышленность (кроме перерабатывающей и производящей средства производства для АПК), в то время как аграрный сектор находился в жестких тисках диспропорции. Определять же положение сельского хозяйства и его стабильность, учитывая природные и экономические условия, должен агропромышленный комплекс. Однако на протяжении более чем полувековой истории село несет на себе тяжелый груз поставщика людских ресурсов, является инвестиционным донором для других отраслей народного хозяйства. В результате человеческий и агропромышленный потенциал АПК во многом исчерпан и нуждается в других подходах, а именно: развитию агропромышленного комплекса должен быть отдан приоритет. И чем быстрее это будет сделано, тем дешевле обойдется народному хозяйству.
Структура АПК и соотношение отраслей
АПК характеризуется особой сложностью. Соотношение отраслей, входящих в него, выражает его структуру. Ее можно рассматривать с разных сторон.
Организационно-
Воспроизводственно-
Воспроизводственно-
Территориальная (региональная) структура АПК^ включает совокупность соответствующих отраслей в рамках данной территории, т.е. в масштабах республики, области и района. Территориальные АПК районов и областей являются составными элементами единого агропромышленного комплекса республики. Их главная функция — оптимизация размеров производства сельскохозяйственной и промышленной продукции из сельскохозяйственного сырья собственного производства для нужд местного населения и для продажи и обмена с потребителями других региональных АПК. Отличительной особенностью региональных АПК является то, что специализация сельскохозяйственного производства того или иного региона соответственно влияет на специализацию их АПК.
Продуктово-сыръевая структура АПК включает продовольственный комплекс и комплекс непродовольственных товаров. Продовольственный комплекс включает подкомплексы: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный, водочно-винодельный, мясной, молочный, масложировой. Комплекс непродовольственных товаров включает следующие подкомплексы: кормовой, текстильный, кожевенный, меховой и др.
В каждый из этих комплексов и подкомплексов входят предприятия по производству соответственно специализированных средств производства, сельскохозяйственного сырья и его промышленной переработке, хранению и реализации готовой продукции.
Основная
целевая функция продуктово-
Для характеристики различных аспектов структуры АПК используется удельный вес численности занятых работников, стоимости производственных основных фондов, стоимости валовой, чистой и конечной продукции каждого комплекса или подкомплекса в общей сумме этих показателей по АПК республики или области. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры АПК являются: уровень производства продовольственных и непродовольственных товаров из собственного сельскохозяйственного сырья в расчете на душу населения в сравнении с научно обоснованными нормами и фактическим уровнем в наиболее развитых странах; уровень и темпы роста производительности труда; уровень и темпы роста фондоотдачи; уровень и темпы роста рентабельности агропромышленного производства.
Производственная и социальная инфраструктуры АПК
Инфраструктура включает в себя предприятия и организации, обслуживающие АПК. Они обеспечивают общие условия развития производства и жизнедеятельности людей. По своему целевому назначению инфраструктура как целостная система подразделяется на производственную и социальную.
Производственная инфраструктура включает: систему материально-технического обслуживания (электро-, газо-, водоснабжение и т.д.); систему материально-технического снабжения и заготовок сельскохозяйственной продукции, элеваторное, холодильное и складское хозяйство; систему доведения продукции до потребителя (распределительные холодильники, оптовые базы и т.д.); транспорт и связь по обслуживанию производственных нужд всех отраслей и предприятий АПК.
Производственная структура АПК обеспечивает взаимосвязь всех фаз процесса воспроизводства: производства, распределения, обмена и потребления. Задачей производственной инфраструктуры являются обеспечение нормального функционирования сельскохозяйственных предприятий, освобождение от несвойственных им функций и сосредоточение их усилий на основной деятельности. Эффективность функционирования производственной инфраструктуры выражается в увеличении производства, сохранении качества и устранении потерь сельскохозяйственной продукции.
Социальную инфраструктуру образуют: дошкольные учреждения, органы просвещения, образования, науки; учреждения здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды; жилищно-коммунально-бытовое хозяйство; розничная торговля и общественное питание; общественный транспорт, связь; информационная служба; служба охраны и техники безопасности труда. Задачей социальной инфраструктуры является обеспечение нормальной жизнедеятельности, воспроизводства и закрепления рабочей силы. Эффективность функционирования социальной инфраструктуры АПК выражается в повышении производительности труда и уровня жизни его работников.
Следовательно, производственные и социальные инфраструктуры обслуживают все стадии агропромышленного производства. Поэтому их роль в повышении уровня интенсификации и эффективности АПК неуклонно растет.
Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы
Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2005 г. № 150 утверждена Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы. Программа носит комплексный характер. Основными ее целями и задачами являются: возрождение и развитие социальной и производственной сфер белорусского села, обеспечивающие условия для устойчивого ведения сельскохозяйственного производства; повышение доходов сельского населения, создание основ для престижности проживания в сельской местности и улучшения демографической ситуации; обеспечение эффективного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в объемах, достаточных для внутреннего рынка и формирования экспортных ресурсов.
Все мероприятия, указанные в программе, охватывают как производственную, так и социальную сферы. В производственной сфере предусмотрены совершенствование специализации сельскохозяйственного производства, повышение эффективности использования земель, развитие крупнотоварного сельскохозяйственного производства, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан, перерабатывающей промышленности, государственная поддержка агропромышленного производства, совершенствование организационно-экономических структур, техническое переоснащение и кадровое обеспечение АПК.
В социальной сфере предусмотрены: повышение привлекательности труда и жизненного уровня сельского населения; совершенствование инфраструктуры сельских населенных пунктов; развитие жилищного строительства, коммунального обслуживания, электрификации, газификации, водоснабжения, телекоммуникационной связи; модернизация дорог и транспортного обеспечения; развитие образования, здравоохранения, культуры, физкультуры, спорта и туризма, торгово-бытового обслуживания.
Реализация мер, определенных программой, позволит достичь социальных стандартов, гарантирующих повышение уровня и качества жизни сельского населения, и устойчиво развивать сельское хозяйство, обеспечить продовольственную безопасность страны.
В результате реализации программы в производственной сфере будет усовершенствована специализация; обеспечено развитие отраслей сельскохозяйственного производства; созданы устойчивые сырьевые зоны для перерабатывающей промышленности; обеспечена интеграция субъектов АПК во многоотраслевые и специализированные объединения юридических лиц, осуществляющих производство продуктов питания. Будут достигнуты техническое и технологическое переоснащение АПК; увеличен совокупный объем валовой продукции на 45 % при годовом производстве 8,4 млн т зерна, 3,8 млн т сахарной свеклы, 9,0 млн т картофеля, 6,5 млн т молока и 1,44 млн т мяса скота и птицы; обеспечено повышение рентабельности сельскохозяйственного производства до 18-20 % ; созданы условия для достижения работниками сельскохозяйственного производства среднемесячной заработной платы, эквивалентной 320-360 дол. США.
В социальной сфере реализация программы позволит сформировать в республике 1481 агрогородок; улучшить жилищные условия сельского населения за счет строительства не менее 50 тыс. жилых домов (квартир); обеспечить полную газификацию домов (квартир), в том числе перевод не менее 20 % их на потребление природного газа; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергии за счет строительства и реконструкции не менее 15 тыс. км электрических сетей; полностью удовлетворить потребности сельского населения в качественной питьевой воде за счет реконструкции и развития систем центрального и локального водоснабжения; обеспечить все сельские населенные пункты стационарной или мобильной связью, довести количество телефонов на 100 жителей до 26; провести реконструкцию и ремонт 4,3 тыс. км местных автомобильных дорог, обеспечив транспортную связь районных центров с агрогородками и другими населенными пунктами; охватить не менее 85 % детей дошкольным образованием; создать амбулатории общей врачебной практики с обслуживанием населения в радиусе 10—15 км и укомплектовать медицинские учреждения на селе специалистами общей врачебной практики.
Предусматривается создать 186 качественно новых сельских учреждений культуры — домов социально-культурных услуг, центров ремесел, фольклора, усадебно-этнографических туристических комплексов; возобновить деятельность передвижных библиотек; открыть при сельских общеобразовательных школах филиалы детско-юношеских спортивных школ, развивать агро- и экотуризм; увеличить к 2010 г. оказание бытовых услуг в сельской местности по сравнению с 2004 г. не менее чем в 1,5 раза.
Следует возобновить работу магазинов в 800 населенных пунктах, дополнительно открыть 140 торговых объектов типа мини-магазинов, осуществить реконструкцию и ремонт 210 магазинов с переводом их на новые формы обслуживания, сформировать надежную систему обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента; дополнительно создать на селе более 16,2 тыс. рабочих мест. Намечено сократить потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, минимизировать число людей, погибших от пожаров в сельской местности.
Сумма расходов на реализацию программы составит 69,8 трлн р. (в ценах 2005 г.). Предстоит создать устойчивую аграрную экономику, гарантирующую продовольственную безопасность Беларуси; обеспечить более высокий уровень жизни сельского населения, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы; улучшить благосостояние жителей села и повысить их культуру.
Информация о работе Место АПК в структуре экономики и его особенности