Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 19:56, автореферат
Актуальность темы исследования. Важная роль в поддержании нацио-нальной безопасности принадлежит оборонно-промышленному комплексу Рос-сии (ОПК), который представляет собой высокотехнологичный сектор эконо-мики, ее ключевое звено. Он включает промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными исследованиями и созданием воору-жения и военной техники.
Обоснованность
результатов диссертационной
Достоверность
результатов диссертационной
Практическая значимость проведенного исследования состоит в воз-можности использования результатов в управлении рыночно-ориентированными предприятиями оборонно-промышленного комплекса для повышения эффективности управления портфелем заказов по производству продукции военного и гражданского назначения.
Апробация работы. Научные и практические результаты исследования докладывались и обсуждались на Международной научно-практической конфе-ренции «Воспроизводственный потенциал региона»; Российской научно-методической конференции с международным участием «Управление экономи-кой: методы, модели, технологии».
Методические положения и практические рекомендации использованы для формирования предложений по модификации организационной структуры управления, выбора организации-аутсорсера и распределения ресурсов на обо-ронном предприятии ОАО «МК Витязь», а также нашли применение в учебном процессе УГАТУ.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 15 работ общим объе-мом 2,8 п. л., в том числе – 2 статьи в журнале, входящем в перечень ВАК.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заклю-чения, списка использованной литературы (234 наименования) и приложений. Объем основной части диссертации составляет 160 страниц, графическая часть представлена 18 рисунками и 23 таблицами.
Во введении обоснована актуальность темы диссертации, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, раскрыты научная новизна и значимость работы.
В первой главе «Комплексный анализ проблемы адаптации предприятий ОПК к рыночным условиям» проведен обзор существующих методов и инст-рументов рыночной адаптации предприятий ОПК по эволюционным этапам преобразований российской экономики. Выявлены основные проблемы, пока-заны возможности и ограничения использования рыночных инструментов с учетом специфики оборонно-промышленного комплекса.
Во второй главе «Разработка организационно-экономического механизма адаптации предприятий ОПК к рынку» определена концепция построения ме-ханизма рыночной адаптации предприятий ОПК, предполагающая расширение возможностей по производству продукции гражданского назначения в условиях ограниченных производственных мощностей и возможных изменений величи-ны ГОЗ за счет реорганизации структуры управления предприятием и исполь-зования аутсорсинга. Раскрыты возможности и ограничения использования 6
аутсорсинга на предприятиях ОПК. Определены основные элементы и органи-зационная схема функционирования механизма, сформированы рекомендации по реорганизации структуры управления предприятиями ОПК.
В третьей главе «Инструментарий рыночной адаптации предприятий ОПК» разработана методика выбора организации-аутсорсера с учетом особен-ностей рыночно-ориентированных предприятий ОПК. Построена модель опти-мизации распределения ресурсов между производством продукции военного и гражданского назначения, позволяющая определить оптимальный портфель за-казов, при котором прибыль будет максимальной, а риск – допустимым. Приве-дены результаты апробации разработанных инструментов на оборонном пред-приятии ОАО «МК «Витязь».
В заключении содержатся основные выводы и рекомендации по результа-там проведенного исследования.
Автор выражает благодарность доктору экон. наук, профессору Владимировой Татьяне Александровне за компетентные консультации в ходе проведения данного исследования.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.
Обоснован теоретико-
Оборонно-промышленный комплекс занимает особое место в системе на-циональной безопасности; он насчитывает более полутора тысяч организаций и предприятий, расположенных на территории 86 субъектов РФ. Немаловажен и его социальный аспект – в 32 субъектах страны расположены 129 градообра-зующих организаций «оборонки». Не менее значима и доля ОПК в производст-ве высокотехнологичной продукции: космической, авиационной и электронной техники, оптического приборостроения, промышленных взрывчатых веществ, судостроения, радиоэлектронной аппаратуры, средств связи, медицинского оборудования. Кроме этого, ОПК играет ведущую роль в экспорте наукоемкой машиностроительной продукции и технологий.
Эволюционные преобразования в экономической (развитие рыночных струк-тур), политической (угроза терактов) и военной (конверсия) областях привели к возрастанию степени неопределенности процесса разработки и производства про-дукции военного назначения как с финансово-экономической, так и с научно-производственной точки зрения. В 90-е годы Государственная программа конвер-сии предусматривала снижение государственного оборонного заказа (ГОЗ) и фи-нансирование продукции гражданского назначения (ПГН). Фактически же пред-приятия ОПК остались без государственной поддержки, а опыта вхождения на ры-нок не было из-за сложившейся за годы советской экономики жесткой организаци-7
онной структуры. В результате наблюдалось снижение темпов промышленного нной производства ОПК (рис. 1), а также сокращение численности занятых в промыш-ленном секторе ОПК и снижение инвестиций в основной капитал (рис. 2).
После кризиса 1998 г. ОПК стал одним из лидеров развития всей отечест-венной экономики, значительно опережая темпы общепромышленного роста. Гособоронзаказ пошел медленно, но неуклонно в рост. За 1999 – 2008 гг. он возрос в сопоставимых ценах по сравнению с 1998 г. более чем в 2,5 раза (в том числе более чем в 7 раз на военные НИОКР). Тенденции изменения объема производства ОПК до 2008 года демонстрирует рис. 3. Началось неустойчивое, но все же последовательное увеличение государственных инвестиций, сформи-рована система оборонно-ориентированных федеральных целевых программ (ФЦП), что обеспечило привлечение персонала (рис. 4).
Показано, что существующие характеристики компонент безопасности, базирующиеся на трех уровнях, не позволяют в полной мере отразить пробле ГЧИ гоОПКПВПГ
Показано,
что существующие характеристики компонент
безопасности, базирующиеся на трех уровнях,
не позволяют в полной мере отразить пробле-мы,
требующие решения на региональном и корпоративном
уровнях. Предло-жено детализировать структуру
системы безопасности, выделив в качестве
до-полнительных региональный и корпоративный
уровни (рис. 5).
Рисунок
2 –Темпы снижения численности занятых
в промышленном секторе ОПК и
инвестиций.
Рисунок
1 – Темпы изменения
Рисунок
4 – Темпы изменения численности
занятых в промышленном секторе ОПК и
инвестиций
Рисунок 3 – Темпы роста промышлен-ного производства ОПК
Рисунок
5 – Расширенная структура
889
При этом основное внимание в данной работе, в соответствии с объектом исследования, будет уделено корпоративной безопасности, которая рассматри-вается, как способность обеспечивать требования национальной безопасности путем полного, своевременного и качественного выполнения ГОЗ, а также со-хранять и развивать предприятия ОПК в условиях неопределенности величины ГОЗ и изменения рыночной ситуации.
Кроме этого, в число компонент безопасности дополнительно включена инновационная составляющая, обеспечивающая возможность развития системы в целом в условиях неопределенности внешней среды. Характеристика компо-нент системы безопасности по уровням представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика компонент системы безопасности по уровням
По результатам проведенного анализа также выявлены основные факторы (рис. 6), как определяющие необходимость адаптации предприятий ОПК к рынку в целях обеспечения его сохранения и развития (движущие силы), так и затрудняющие этот процесс (сдерживающие силы). 10
Рисунок 6 – Факторы, влияющие на адаптацию предприятий ОПК к рынку
Проведен анализ методов и инструментов адаптации предприятий ОПК к рынку, в числе которых рассмотрены: акционирование предприятий ОПК, соз-дание интегрированных структур, государственная поддержка продвижения продукции на внешний рынок, формирование системы оборонно-ориентированных ФЦП, контрактно-конкурсный механизм формирования го-сударственного оборонного заказа (ГОЗ). Выявлены перспективы использова-ния аутсорсинга, позволяющего путем передачи сторонней организации полно-мочий по производству определенной продукции, использовать ее ресурсы для более гибкого реагирования предприятий ОПК на изменение ГОЗ и/или по-требностей рынка.
2.
Сформирован организационно-
При формировании рекомендаций относительно использования аутсорсин-га для повышения гибкости управления предприятиями ОПК следует учитывать, что специфика таких предприятий накладывает определенные ограничения. Так, например, недопустима передача организации-аутсорсеру технологий и инфор-мации, представляющих государственную тайну. Показано, что предприятия ОПК различаются по степени «рыночной открытости». Поэтому для проведения дальнейших исследований разработана классификация предприятий ОПК (таблица 2), позволяющая уточнить объект данного исследования как рыночно-ориентированное предприятие оборонно-промышленного комплекса. 11
Классификационный признак | Единственные
поставщики ВВТ |
Рыночно-ориентированные | Открытые
к рыночной среде |
Вышестоящая органи-зация | Минобороны РФ | Оборонные отрасли промыш-ленности | Другие отрасли промышленности |
Доля предприятий в Сводном реестре пред-приятий ОПК | 16% | 77% | 7% |
Доля ГОЗ в портфеле заказов | Выше 75% | От 25 до 75% | Меньше 25% |
Государственные тре-бования (ограничения) | Имеет | Частично | Только на долю ГОЗ |
Использование рыноч-ных возможностей | Не имеет | Частично | Имеет |
Таблица 2 – Классификация предприятий ОПК по степени рыночной ориентированности