Медицинская услуга как экономическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:08, контрольная работа

Описание работы

Современное понимание здоровья давно вышло за рамки рассуждений на морально-этические темы и рассматривается, в том числе и как экономическая категория. Подробно рассмотрены характерные особенности медицинских услуг. Особая значимость придается выделению различий между частными и общественными благами в составе медицинских услуг. Это позволяет выявить особенности функционирования здравоохранения в условиях современной рыночной экономики. В результате этого возможно выявить теоретические предпосылки существования рыночных и нерыночных отношений в системе здравоохранения, так и их соотношение. Двойственная сущность медицинской услуги накладывает отпечаток не развитие всей системы здравоохранения.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3

2. Медицинская услуга как экономическая категория……………………3-5

2.1 Особенности медицинских услуг………………………………………5-8

2.2 Частные и общественные медицинские услуги……………………….8-11

3. Заключение………………………………………………………………..11

4. Список использованной литературы……………………………………11

5. Практическая часть……………………………………………………….12

Работа содержит 1 файл

КР экономика здравоохранения.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

   Особенности медицинской услуги как общественного  блага могут привести к возникновению  такой ситуации, при которой потребители  могут избежать оплаты по её созданию и использованию. Например, проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение или ограничение распространения инфекционного заболевания, предполагает формирование соответствующего рынка, но его потенциальные потребители не имеют реальных стимулов для приобретения продукта данного рынка. Это возникнет из-за того, что любой потребитель этого рынка получит одинаковый объем медицинских услуг. В данной ситуации потребители, во избежание собственных денежных расходов предпочитают не тратить средства и дожидаются, когда эти покупки сделают другие. В итоге рынок данной медицинской услуги может не возникнуть совсем, так как когда последние предоставляются бесплатно, то становится практически невозможно выявить их спрос и предложение. Вследствие этого перестают действовать рыночные механизмы, регулирующие распределение экономических ресурсов, что ведет к ситуации неэффективности рынка.

   Для того, чтобы избежать негативных социально-экономических  последствий отсутствия такого рода рынков, следует найти способ принятия совместного решения о затратах, необходимых для создания общественных благ. В частности, следует определить какой субъект экономики будет решать следующие вопросы: сколько такого рода медицинских услуг требуется обществу в конкретный момент времени и на какие затраты в связи с этим готово общество. В современной рыночной экономике решение таких вопросов возлагается на государство. Именно оно через реализацию функций здравоохранения предоставляет населению так называемые общественные блага.

   Например, государство обеспечивает эффективную  организацию и финансирование медицинских услуг, обеспечивающих борьбу и распространение опасных инфекционных заболеваний. Основная часть населения хочет жить в обществе, в котором отсутствует подобные больные, ведется постоянная профилактическая работа по предупреждению  опасных инфекционных заболеваний. Необходимые в данном случае медицинские услуги не являются частными благами, которые могут предоставляться посредством рыночного механизма. Рынок не сможет выполнить эту функцию.

   Наиболее  эффективно эту функцию выполняет  государство. В итоге выгоду получают все слои населения. Малообеспеченные люди могут бесплатно получать необходимые общественные медицинские услуги (напр. профилактика и лечение инфекционных заболеваний). Несомненную выгоду в данном случае получают и те люди, которые посредством уплаты налогов в бюджет оплачивают предоставление такого рода услуг. Они живут в обществе с меньшим уровнем заболеваемости.

   Следует отметить, что общественные блага  не рассматриваются как однородное понятие, поскольку обладают в разной степени признаками «соперничества» и «исключаемости».  Блага, в которых они присутствуют в наибольшей мере, именуются «чистыми общественными благами», те же, что обладают хотя бы одним из этих свойств в меньшей мере, относятся к «смешанным общественным благам». К последним, в частности, относятся многие медицинские услуги.

   Принятие  решения о количестве чисто общественных благ в сфере здравоохранения  в рыночной экономике возлагается  на государство. Создание и реализация смешанных общественных благ может  осуществляться как государством, так и частным бизнесом.

   Отсюда  следует, что только рынок не может  быть мерилом потребности общества в медицинской помощи и таким  образом, регулировать функционирование медицинского производства. Объясняется  это тем, что рынок имеет дело только с платежеспособными покупателями. Неплатежеспособные покупатели исключаются из рыночного потребления. В связи с этим рыночный спрос не отражает истинного спроса общества на те или иные товары и услуги.

   Исключение  из медицинского производства неплатежеспособных покупателей медицинских услуг может грозить опасными медико-социальными последствиями не только для неплатежеспособных, но и платежеспособных. Таким образом, платежеспособные лица вынуждены считаться с неплатежеспособными и, ради собственного здоровья и обеспечения производства  работоспособной производительной силой, допускать их к медицинским услугам. Причем это осуществляется не только в форме гуманитарной помощи, но и в организации общественных структур по охране здоровья, не укладывающихся в рыночные закономерности. При общей рыночной ориентации производства в целях самосохранения нации, медицина на объективном основании должна быть выделена из системы коммерческих интересов. Это ведет к тому, что из факторообразующих компонентов стоимости выключается рыночное воздействие. Тогда стоимость медицинской услуги определяется общественно необходимыми затратами для производства и воспроизводства медицинской помощи на общественно нормальном для общества уровне, без опосредования в признании их общественной полезности рынком. Место рыночного фактора, воздействующего на формирование стоимости обычных товаров, занимает фактор социальности – фактор, отражающий общесоциальную потребность общества в необходимости поддержания здоровья всех членов общества независимо от материального обеспечения их существования. Это не укладывается в требования рыночных закономерностей, но соответствует внутренней потребности жизнеобеспечения общества. 

  1. Заключение.
 

   При разработке хозяйственного механизма здравоохранения необходимо учитывать, прежде всего, экономическую сущность медицинских услуг. Специфика благ, удовлетворяющих потребности в здоровье, заключается в её двойственности, т.е. потребности в здоровье не могут быть удовлетворены только использованием общественных благ или в результате потребления частных благ. Эта двойственность накладывает отпечаток на развитие системы здравоохранения в целом. Таким образом, необходимость государственного контроля здравоохранения определяется самой экономической природой медицинских услуг. 

  1. Список  использованной литературы:
 

   1.      Бойков В., Фили Ф., Шейман И., Шишкин  С. Участие населения в финансировании  здравоохранения// Здравоохранение.-2000.-№2

   2.      Здравоохранение в России: Стат. сб./Госкомстат России.-М.:2001.-с.260.

   3.      Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.-С.638.

   4.      Лисицын Ю.П. Концепция «человеческого  капитала»: медико-экономический  аспект//Экономика здравоохранения. 1998. №2/26.С.6.

   5.      Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс:  Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. Т. 2.-М.: Республика, 1992. С. 398.

   6.      Маркс К., Энгельс Ф. Соч.-2-е  изд.-Т.26.-Ч.1.-С.413.

   7.      Маркс там же, С.151.

   8.      Общая экономическая теория (политэкономия). / Под ред. акад. В.И. Видяпина, акад. Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.С.73.

   9.      Российская экономика в 2002 г.  Тенденции и перспективы. М.:ИЭПП, 2003.с.310.

   10.  Социальные индикаторы доходов  и уровня жизни населения. Выпуск  №6 (116) по состоянию на 20 июня 2003 г  
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая часть.
 
 

   Медицинская организация взяла кредит для  покупки оборудования. Две фирмы, торгующие однотипным оборудованием, предлагают различные условия оплаты. Первая фирма предлагает оплатить  оборудование немедленно за 1 млн. руб., вторая фирма – оплатить немедленно 500 тыс. руб., а затем по 200 тыс. руб., в течение трех лет. Оборудование в любом случае будет поставлено немедленно. Какая форма оплаты выгоднее медицинскому учреждению, если банковская ставка:

    • 5%;
    • 10%;
    • 20%?

Информация о работе Медицинская услуга как экономическая категория