Медиация

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:15, реферат

Описание работы

Медиация (в переводе с латинского «посредничество») представляет собой переговорную процедуру при участии третьего незаинтересованного лица - медиатора (посредника), который содействует сторонам в урегулировании конфликта.

Работа содержит 1 файл

Медиация.doc

— 45.00 Кб (Скачать)

Медиация (в переводе с латинского «посредничество») представляет собой переговорную процедуру при участии третьего незаинтересованного лица - медиатора (посредника), который содействует сторонам в урегулировании конфликта.

Медиация впервые  стала применяться при урегулировании частных конфликтов в сфере семейных отношений в 60-х годах прошлого века в США. Но свое развитие медиация получила после того, как американский бизнес стал активно использовать эту процедуру в качестве альтернативы длительным и дорогостоящим судебным разбирательствам .

На сегодняшний  день медиация повсеместно применяется  не только в США, но и в странах  Европы и Азии. В рамках Европейского союза создана эффективная правовая база регулирования медиации: принят Европейский кодекс поведения медиатора, а также ряд специальных директив ЕС, которые рекомендуют национальным правительствам поощрять распространение медиации.

В таких странах, как Австрия, Канада, Австралия, США, Сербия, Болгария и других, приняты специальные законодательные акты о медиации, закрепляющие ее регулирование на государственном уровне.

Идеи медиации популярны  и на постсоветском пространстве. Многие государства бывшего СССР осуществляют активную деятельность по разработке национальных законов о медиации.

Широкое международное признание медиации обусловлено в первую очередь тем, что государства осознали невозможность поддержания социального мира в обществе лишь с помощью средств формальной юстиции. Современному обществу нужны альтернативные формы урегулирования отношений, способные быстро и эффективно разрешать проблемы. С этой точки зрения медиация является саморегулятором, позволяющим сторонам построить свободный и равный диалог, найти взаимоприемлемое решение и урегулировать конфликт.

Медиация является добровольной процедурой на каждом этапе ее прохождения - начиная с согласия сторон провести медиацию и выбрать медиатора до подписания итогового соглашения.

Добровольность процедуры  выражается в следующем:

- стороны в любой  момент могут отказаться от  продолжения процедуры медиации;

- стороны обсуждают  любые вопросы, которые считают  необходимыми, не нужно следовать  процедуре или ограничиваться  рамками исковых требований;

- добровольно вырабатывают  соглашение об урегулировании  спора и берут на себя обязательства по его добровольному исполнению;

- стороны сами  контролируют весь процесс согласования решения, а не поручают это третьей стороне (судье, арбитру). 

Добровольное принятие сторонами решения о проведении медиации обеспечивает ее высокую эффективность в достижении и исполнении достигнутых договоренностей.  

Отличия судебного процесса от медиации  

Правовые  решения проблем Медиация
Выяснение вины Поиск решений
Ориентация  на нормы Ориентация на предмет
Обжалование (обращение) к вышестоящей компетенции Доверие к мудрости участников
Внешний контроль Саморегуляция
Обобщающие  решения Решение для отдельного случая
Решение конфликта  путем судебного решения Решение посредством  достижения консенсуса
Поиск одной  перспективы Принятие различных  точек зрения
Ограничение проблемы Расширение проблемы
Убеждение Сопереживающее  слушание

 

Другой характерной  особенностью медиации является то, что медиатор не принимает каких-либо решений в процессе урегулирования спора. Медиатор отвечает за процесс переговоров и эффективность поиска сторонами взаимоприемлемого решения. Решение вырабатывается сторонами и только от них зависит успех медиации. Медиатор не имеет права даже предложить решение, чтобы у сторон не возникло подозрения о пристрастности медиатора или его симпатии к какой-либо стороне. Подобная позиция медиатора исключает предвзятость и коррупцию в этой процедуре. Единственный интерес медиатора заключается в том, чтобы обеспечить сторонам наилучшие условия для нахождения решения по спору, создавал позитивную атмосферу, задавая правильные вопросы, содействуя возникновению доверия между сторонами. И в выполнении этих задач нейтралитет не должен мешать медиатору.

Европейский кодекс медиаторов устанавливает, что медиатор не должен начинать работу, если у него существуют личные или деловые отношения с одной из сторон, прямой или косвенный, финансовый или иной интерес в исходе медиации либо если ранее им или его сотрудниками выполнялись работы в интересах одной из сторон (п. 2.1).

Основными функциями  медиатора в процессе медиации являются:

- организация оптимальных  условий для переговоров;

- создание атмосферы доверия и безопасности; 

- поддержание    конструктивного    общения между сторонами и сотрудничество в поиске вариантов урегулирования конфликта.

Медиация позволяет  сторонам  разрешать конфликты конфиденциально, «в тени права и общества». Конфиденциальность процедуры медиации имеет два аспекта:

1) негласность процедуры. О месте и времени проведения медиации знают только его участники и медиатор. На разбирательстве присутствуют лишь непосредственные участники спора и медиатор. Присутствие иных лиц допускается только с согласия обеих сторон. Во время переговоров, как правило, записи не ведутся. Медиатор в виде исключения может делать записи, которые после окончания медиации уничтожаются;

2) неразглашение сторонами  и  медиатором информации, полученной в процессе медиации, третьим лицам. Стороны договариваются о конфиденциальности перед началом проведения медиации, как правило, в договоре о проведении процедуры медиации. Однако эффективность этого договора в части сохранения конфиденциальности информации будет зависеть от того, насколько это положение подкреплено соответствующим законодательством, устанавливающим ответственность за несоблюдение конфиденциальности. Так, в США, Аргентине. Франции, Австрии действуют соответствующие нормы законодательства, охраняющие конфиденциальность информации, полученной в ходе медиации.

Таким образом, основными  преимуществами медиации являются:

- минимизация риска  публичного оглашения конфликта;

- неформальный, гибкий  характер процедуры; 

- благоприятная психологическая обстановка;

- отсутствие состязательности  и противостояния;

- экономия времени  и денег путем сокращения расходов  на судебный процесс;

- сравнительно низкая  стоимость;

- необязательность  участия юридического представителя;

- высокий уровень непосредственного взаимодействия сторон, что дает им возможность находить взаимоприемлемое решение;

- возможность урегулирования  в рамках одной процедуры нескольких, не связанных между собой, споров;

- возможность нахождения  решения, которое сохранит и укрепит отношения сторон.

Вместе с тем  неправильно было бы рассматривать медиацию в качестве универсального средства разрешения любых конфликтов. Существует круг споров, где применение медиации менее эффективно.

К таким видам  споров относят:

- споры, по которым сторонам нужно получить предварительный судебный запрет на совершение другой стороной определенных действий (обеспечение исполнения обязательств);

- дела с большим  количеством участников;

- дела, которые могут  быть разрешены в рамках приказного производства;

- дела, по которым  важным является публичное освещение; 

- споры, где стороной  является государство; 

- споры, где требуется  однозначное решение суда «да»  или «нет»; 

- длительные конфликты  с высокой степенью напряженности. 


Информация о работе Медиация