Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 07:15, реферат
Медиация (в переводе с латинского «посредничество») представляет собой переговорную процедуру при участии третьего незаинтересованного лица - медиатора (посредника), который содействует сторонам в урегулировании конфликта.
Медиация (в переводе с латинского «посредничество») представляет собой переговорную процедуру при участии третьего незаинтересованного лица - медиатора (посредника), который содействует сторонам в урегулировании конфликта.
Медиация впервые стала применяться при урегулировании частных конфликтов в сфере семейных отношений в 60-х годах прошлого века в США. Но свое развитие медиация получила после того, как американский бизнес стал активно использовать эту процедуру в качестве альтернативы длительным и дорогостоящим судебным разбирательствам .
На сегодняшний день медиация повсеместно применяется не только в США, но и в странах Европы и Азии. В рамках Европейского союза создана эффективная правовая база регулирования медиации: принят Европейский кодекс поведения медиатора, а также ряд специальных директив ЕС, которые рекомендуют национальным правительствам поощрять распространение медиации.
В таких странах, как Австрия, Канада, Австралия, США, Сербия, Болгария и других, приняты специальные законодательные акты о медиации, закрепляющие ее регулирование на государственном уровне.
Идеи медиации популярны и на постсоветском пространстве. Многие государства бывшего СССР осуществляют активную деятельность по разработке национальных законов о медиации.
Широкое международное признание медиации обусловлено в первую очередь тем, что государства осознали невозможность поддержания социального мира в обществе лишь с помощью средств формальной юстиции. Современному обществу нужны альтернативные формы урегулирования отношений, способные быстро и эффективно разрешать проблемы. С этой точки зрения медиация является саморегулятором, позволяющим сторонам построить свободный и равный диалог, найти взаимоприемлемое решение и урегулировать конфликт.
Медиация является добровольной процедурой на каждом этапе ее прохождения - начиная с согласия сторон провести медиацию и выбрать медиатора до подписания итогового соглашения.
Добровольность процедуры выражается в следующем:
- стороны в любой момент могут отказаться от продолжения процедуры медиации;
- стороны обсуждают
любые вопросы, которые
- добровольно вырабатывают
соглашение об урегулировании
спора и берут на себя
- стороны сами
контролируют весь процесс
Добровольное принятие сторонами решения о проведении медиации обеспечивает ее высокую эффективность в достижении и исполнении достигнутых договоренностей.
Отличия судебного
процесса от медиации
Правовые решения проблем | Медиация |
Выяснение вины | Поиск решений |
Ориентация на нормы | Ориентация на предмет |
Обжалование (обращение) к вышестоящей компетенции | Доверие к мудрости участников |
Внешний контроль | Саморегуляция |
Обобщающие решения | Решение для отдельного случая |
Решение конфликта путем судебного решения | Решение посредством достижения консенсуса |
Поиск одной перспективы | Принятие различных точек зрения |
Ограничение проблемы | Расширение проблемы |
Убеждение | Сопереживающее слушание |
Другой характерной особенностью медиации является то, что медиатор не принимает каких-либо решений в процессе урегулирования спора. Медиатор отвечает за процесс переговоров и эффективность поиска сторонами взаимоприемлемого решения. Решение вырабатывается сторонами и только от них зависит успех медиации. Медиатор не имеет права даже предложить решение, чтобы у сторон не возникло подозрения о пристрастности медиатора или его симпатии к какой-либо стороне. Подобная позиция медиатора исключает предвзятость и коррупцию в этой процедуре. Единственный интерес медиатора заключается в том, чтобы обеспечить сторонам наилучшие условия для нахождения решения по спору, создавал позитивную атмосферу, задавая правильные вопросы, содействуя возникновению доверия между сторонами. И в выполнении этих задач нейтралитет не должен мешать медиатору.
Европейский кодекс медиаторов устанавливает, что медиатор не должен начинать работу, если у него существуют личные или деловые отношения с одной из сторон, прямой или косвенный, финансовый или иной интерес в исходе медиации либо если ранее им или его сотрудниками выполнялись работы в интересах одной из сторон (п. 2.1).
Основными функциями медиатора в процессе медиации являются:
- организация оптимальных условий для переговоров;
- создание атмосферы доверия и безопасности;
- поддержание конструктивного общения между сторонами и сотрудничество в поиске вариантов урегулирования конфликта.
Медиация позволяет сторонам разрешать конфликты конфиденциально, «в тени права и общества». Конфиденциальность процедуры медиации имеет два аспекта:
1) негласность процедуры. О месте и времени проведения медиации знают только его участники и медиатор. На разбирательстве присутствуют лишь непосредственные участники спора и медиатор. Присутствие иных лиц допускается только с согласия обеих сторон. Во время переговоров, как правило, записи не ведутся. Медиатор в виде исключения может делать записи, которые после окончания медиации уничтожаются;
2) неразглашение сторонами и медиатором информации, полученной в процессе медиации, третьим лицам. Стороны договариваются о конфиденциальности перед началом проведения медиации, как правило, в договоре о проведении процедуры медиации. Однако эффективность этого договора в части сохранения конфиденциальности информации будет зависеть от того, насколько это положение подкреплено соответствующим законодательством, устанавливающим ответственность за несоблюдение конфиденциальности. Так, в США, Аргентине. Франции, Австрии действуют соответствующие нормы законодательства, охраняющие конфиденциальность информации, полученной в ходе медиации.
Таким образом, основными преимуществами медиации являются:
- минимизация риска
публичного оглашения
- неформальный, гибкий характер процедуры;
- благоприятная психологическая обстановка;
- отсутствие состязательности и противостояния;
- экономия времени
и денег путем сокращения
- сравнительно низкая стоимость;
- необязательность
участия юридического
- высокий уровень непосредственного взаимодействия сторон, что дает им возможность находить взаимоприемлемое решение;
- возможность урегулирования
в рамках одной процедуры
- возможность нахождения решения, которое сохранит и укрепит отношения сторон.
Вместе с тем неправильно было бы рассматривать медиацию в качестве универсального средства разрешения любых конфликтов. Существует круг споров, где применение медиации менее эффективно.
К таким видам споров относят:
- споры, по которым сторонам нужно получить предварительный судебный запрет на совершение другой стороной определенных действий (обеспечение исполнения обязательств);
- дела с большим количеством участников;
- дела, которые могут
быть разрешены в рамках
- дела, по которым
важным является публичное
- споры, где стороной является государство;
- споры, где требуется однозначное решение суда «да» или «нет»;
- длительные конфликты
с высокой степенью