Малый и средний бизнесс в развитых и развивающихся странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:43, реферат

Описание работы

Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.

Содержание

1. Роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике
a) США
b) Испания
c) Франция
d) Республика Беларусь
e) Япония
f) Китай
g) Сингапур
h) Украина
2. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Малый и средний бизнес в развитых и развивающихся странах.doc

— 572.50 Кб (Скачать)

 Эту тему  можно было бы продолжить, но  ограниченные рамки интервью  не позволяют этого сделать.

Одним из главных  направлений развития мировой экономики  является, как известно, глобализация. Япония — один из наиболее активных участников процессов глобализации, и малый бизнес страны не остается в стороне от этих процессов. При этом в последние годы мелкие и средние предприятия не только расширяют объемы своих внешнеторговых операций, но и все активнее занимаются созданием предприятий за рубежом на основе прямых инвестиций (в первую очередь в Китае и странах АСЕАН).

Большую помощь в этом им опять же оказывает государство. Например, полуправительственная организация  Джетро (Японская организация внешней  торговли) не только предоставляет  мелким и средним фирмам всю необходимую информацию о состоянии мировых рынков, законодательной базе различных стран, их инвестиционном климате и т.д., но и организует выставки в Японии и за рубежом, проводит специальные лекции и семинары, организует поездки японских предпринимателей в разные страны мира и т.д.

По линии  другой правительственной организации  — Японской корпорации малого бизнеса  — организуется обучение персонала  малых предприятий, направляемого  на работу за рубеж. И наконец, государственные  финансовые институты предоставляют малым фирмам льготные кредиты для внешнеторговых операций и зарубежного инвестирования.

 

    1. Малый и средний бизнес в Китае

Китайское правительство  уделяет большое значение развитию малого бизнеса в стране, поскольку  именно этот сектор создает новые рабочие места, активно участвуя при этом в освоении инновационных технологий. Малый бизнес наиболее отвечает принятому в 2006 году тезису – «переориентировать ресурсоемкое производство в сторону высокотехнологичных решений».

 Несмотря  на это, малый бизнес Китая все равно нуждается в дополнительной поддержке государства, привлечении инвестиций, расширении программ кредитования малого бизнеса. Осознавая это, китайские власти пытаются всевозможными способами стимулировать экономический рост предприятий малого бизнеса, в частности совершенствуют правовое законодательство в области регулирования деятельности малого бизнеса и налогообложения малых предприятий. Основным из таких законов стал принятый в 2002 году «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который предусматривает равные возможности предприятиям малого бизнеса относительно кредитования, инвестиций, модернизации производства, внедрения информационных и наукоемких технологий.

 Как и  в других странах, в Китае  созданы и активно усовершенствуются государственные фонды содействия развитию малого и среднего бизнеса. Основная их роль и задача – это обеспечение гарантийных обязательств и залогового обеспечения предприятиям малого бизнеса для возможности получения банковских кредитов для бизнеса. Для этого Коммунистической партией Китая было разработано и утверждено специальное положение о создании «Государственного фонда развития малых и средних предприятий». Данный фонд финансировался исключительно из бюджета Китая и выступал в роли катализатора развития малых предприятий. Государственный фонд призван защитить и отстоять в борьбе с крупными компаниями интересы предприятий малого бизнеса во всех отраслях экономики, обеспечивая им налоговые льготы, финансирование, законную защиту своих доходов.

 Китайские  программы развития страны предусматривают  довольно внушительный экономический  рост и увеличение эффективности  деятельности народного хозяйства  именно за счет комплексного  развития, в том числе малого  и среднего бизнеса. В частности,  утверждены программы, рассчитанные на полную модернизацию китайской экономики вплоть до 2020-2050 годов. Одной из таких программ является принятая в 2003 году программа социально-экономического развития страны до 2020 года, предусматривающая к 2050 году полную модернизацию всей отраслей экономики.

 После 2003 года в КНР отмечен небывалый  подъем развития малого бизнеса,  улучшение рентабельности предприятий,  увеличение налоговых поступлений  в центральный бюджет. Этот скачок  развития был обеспечен, прежде  всего, увеличивающимся количеством малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

 Государственный  комитет статистики КНР обнародовал  следующие данные: в 2010 году в стране насчитывалось 4,5 млн. малых предприятий и почти 40 млн. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, предприятия малого бизнеса составили подавляющее большинство от общего количества предприятий в Китае. Становится понятно, почему малый бизнес считается в Китае ключевым сектором экономики. Именно на малый бизнес трудятся около 60% трудоспособного населения КНР.

 Если дать  качественную характеристику малого  бизнеса Китая, то малый бизнес  является научным двигателем  страны, поскольку именно в этом  секторе производится больше  всего инновационной продукции,  изобретений и технических новинок. Именно предприятия малого бизнеса составляют экспортную основу производимой в стране продукции, поставляя свои товары на мировой рынок.

 Основным  государственным органами поддержки  малых предприятий в Китае  выступает специализированное агентство  - Китайский центр по координации  и кооперации бизнеса. Основная  задача данного центра – создание  необходимой инфраструктуры для  технологического сотрудничества между национальными и зарубежными организациями в сфере поддержки предпринимательства. По инициативе центра реализуется консультационная и информационная поддержка малого бизнеса, организуются торговые ярмарки, выставки в области разработки инновационной продукции, проводятся семинары, конференции по исследованию проблем малого бизнеса и реализации программ.

 Еще один  важный орган поддержки и развития  малого бизнеса – это созданная  в 2001 году государственная информационная  служба CSMEO . Этот координационный центр, в основном через свой сайт в Интернете, оказывает услуги по информационному обслуживанию населения и организаций в вопросах деятельности малых и средних предприятий. Сеть CSMEO , охватывающая все регионы и города КНР, своевременно информирует о состоянии рынка труда, об изменениях действующего законодательства, о последних научно-технических достижениях и технологических новинках, о состоянии и развитии предприятий малого и среднего бизнеса. Помимо этого информационная служба инициирует проведение ярмарок, различных совещаний между предприятиями и представителями власти, обеспечивает консультативную поддержку предприятиям.

 

    1. Малый и средний бизнес в Сингапуре

Сингапур –  крупнейший мировой центр по переработке  нефтяных продуктов и производству полупроводников. Трудно представить, но если ВВП Сингапура разделить на количество всех жителей, то на душу населения придется по 63 тысяч долларов (согласно данным 2011 года МВФ) . Многие специалисты сходятся во мнение, что Сингапур – идеальное место для открытия и ведения малого бизнеса. Страна обладает прекрасной финансовой инфраструктурой, неспроста именно здесь находятся отделения более 3000 самых крупнейших компаний мира.

В стране создан привлекательный инвестиционный климат. В частности, действует льготная налоговая политика по отношению к малому бизнесу, связанного с привлечением иностранного капитала и инвестиций, отсутствует пошлина на перевод прибыли, обеспечиваются гарантии капиталовложений и т.д.

Основой малого бизнеса в Сингапуре является оказание различных услуг: торговых, транспортных, коммуникационных, финансовых, туристических и т.д. Причем в сфере этих услуг занято подавляющая часть населения страны (до 70-80%). Многие жители Сингапура ведут индивидуальную предпринимательскую деятельность, часть жителей владеет акциями различных компаний. Средний класс в Сингапуре составляется до 80% от общего числа жителей.

 Хорошие условия созданы как для открытия малого бизнеса, так и для осуществления непосредственной деятельности. Все эти условия закреплены законодательно и строго исполняются. Особые льготы предоставляются тем малым и средним предприятиям, которые только начинают свой бизнес. По исследованиям международных экспертов из CNN Time Warner Group Сингапур занимает 5 место по развитию малого бизнеса.

 Нужно сказать,  что малые и средние предприятия  в Сингапуре составляют единую  группу. Главным показателем при  этом считается количество занятых  на предприятии работников. Их  число не должно превышать  двухсот. Эту группу можно разбить  на две категории. Первая из них занимается организацией различного сервиса – созданием и развитием ресторанного, гостиничного, туристического, строительного, торгового бизнеса и т.д. Причем малый бизнес имеет жесткие стандарты, которые касаются абсолютно всех мелочей, начиная от обустройства помещений, заканчивая высокой квалификацией персонала. Благодаря этому ежегодно страну посещает около 6 млн.туристов.

 Вторая группа  предприятий малого бизнеса занята  в производственной сфере, в  том числе с применением инновационных технологий и высокотехнологичных производств. Государственная политика Сингапура направлена на тесное сотрудничество предприятий и объединению их в союзы. Делается это с целью эффективного разделения труда и для более продуктивной работы в области запуска новых современных технологий, производства новой продукции. Одному предприятия зачастую это не удается сделать, а в сотрудничестве с другими компаниями значительно проще.

 В Сингапуре  насчитывается около 140 тыс. предприятий  малого и среднего бизнеса, это примерно 90 процентов от всех предприятий страны. Малый бизнес покрывает значительную часть занятости населения и обеспечивает примерный прирост около 5-6 процентов в год.

 Такие внушительные  успехи малого бизнеса были  бы невозможны без целенаправленной государственной поддержки. В частности, государство заинтересовано помощь предприятиям малого и среднего бизнеса стать конкурентоспособными на международной арене. Для поддержки малых предприятий в стране создано специальное агентство «Spring». Оно разрабатывает и реализует различные программы помощи малого бизнесу. Основными направлениями этой работы являются:

  • развитие предпринимательского потенциала компаний малого бизнеса;
  • оказание консалтинговых, бухгалтерских, информационных услуг предпринимателям;
  • конкретная помощь предприятиям по специфике их работы;
  • борьба за качество и стандартизацию услуг и производимых в стране товаров;
  • совершенствование структуры предприятий малого бизнеса;
  • подготовка кадров для управления малым бизнесом

 Как показывает  мировая практика, кредитование малого бизнеса – жизненно необходимых фактор развития малых предприятий. В Сингапуре внедряются сотни различных программ льготного кредитования. Сюда входят и специальные займы на выгодных условиях, страхование кредитных рисков, субсидирование. Для микропредприятий, численность занятых работников в которых не превышает 10 человек, созданы специальные льготные условия кредитования. В целом, кредитно-банковская система страны полностью поддерживается и контролируется государством, позволяя при этом постоянно снижать кредитные ставки.

 Нужно отдельной  строкой отметить работу государственных  структур в области подготовки  квалифицированных менеджеров, специалистов, персонала. Государство покрывает  за свой счет большую часть  расходов на обучение и переподготовку кадров, занятых в сфере малого бизнеса. Для этого в Сингапуре действуют государственные и частные учебные заведения.

 Несмотря  на то, что в Сингапуре созданы  государственные контролирующие  органы, которые следят за соблюдением  норм и стандартов в различных отраслях малого бизнеса, бюрократия чиновников в стране сведена к минимуму. Контроль нужен для эффективного мониторинга состояния малого бизнеса, выявления необходимости модернизации оборудования того или иного предприятия, предоставления помощи. Нужно отметить, что вероятность подкупа должностного лица исключена практически на 100%. Чиновникам запрещается принимать какие-либо подарки, совместно посещать рестораны, кафе и т.д.

 

    1. Малый и средний бизнес в Украине

Значимость  малого предпринимательства ни в коей мере не уступает значимости больших предприятий, а ради динамичности развития экономики необходимы разные по масштабам деятельности бизнес-структуры, которые дополняют друг друга. На сегодня вклад малого предпринимательства в ВВП страны не превышает 5% в то время когда в зарубежных странах этот показатель достигает 60% [7]. Можно утверждать - перспективы развития малого предпринимательства достаточно веские, несмотря на неутешительные показатели их деятельности по сравнению с зарубежными странами. Несмотря на неблагоприятные и довольно часто изменяемые условия, отмечается рост количества субъектов малого предпринимательства. В структуре предприятий наибольшую долю занимают малые - 85,1%, на средние приходится 14,7%, а на большие лишь 0,2% [13].

Наблюдается систематическое увеличение субъектов малого предпринимательства, как за счет увеличения количества физических лиц - предпринимателей (в большей части), так и за счет малых предприятий и фермерских хозяйств. Что касается количества занятых у субъектов малого предпринимательства, то наблюдается увеличение абсолютных показателей, и в основном, этот рост происходит за счет малых предприятий и физических лиц предпринимателей. Так в 2010 году в МСП было занято почти 5 млн. человек, что в свою очередь составляет 30% всех занятых трудоспособного возраста, для сравнения, в 2004 году при численности занятых 3,9 млн. человек [13], доля составляла 23 %, что подтверждает значимость малого предпринимательства для государства в вопросе создания рабочих мест.

В отличие от роста абсолютных показателей, темпы  роста количества занятых у субъектов  малого предпринимательства имеют  тенденцию к снижению, которую  можно обосновать недостаточностью помощи и поддержки со стороны государства в таком важном вопросе как создание рабочих мест.

Как известно, в  конце 2010 года, был принят Налоговый  кодекс, вступивший в силу с 1 января 2011 года. Этим документом предусмотрено  временное существование упрощенной системы налогообложения по единому налогу, до момента принятия законодательно-нормативного документа, который будет регулировать налогообложение малого бизнеса, более того, им создается больше налоговая нагрузка на малый бизнес чем раньше, а возможности сотрудничества малых предприятий со средними и крупными значительно сокращаются, в результате ряда новшеств, нашедших место в Налоговом кодексе. Итак, ситуация по развитию малого предпринимательства и устранение основных недостатков со стороны законодательства продолжается. На сегодняшний день более 51% субъектов малого предпринимательства используют альтернативные системы налогообложения одной из которых (и крупнейшим по количеству зарегистрированных юридических и физических лиц среди таких субъектов малого предпринимательства) является единый налог. Поэтому основными путями улучшения состояния и развития малого предпринимательства в Украине являются: создание законодательно нормативной базы с благоприятными условиями развития малого бизнеса, а также совершенствование налоговой политики и обеспечения функционирования упрощенной системы налогообложения, более того, такое усовершенствование должно состояться как можно скорее.

Информация о работе Малый и средний бизнесс в развитых и развивающихся странах