Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:43, реферат
Малый и средний бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта (ВНП). Во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70% ВНП.
1. Роль малого и среднего бизнеса в национальной экономике
a) США
b) Испания
c) Франция
d) Республика Беларусь
e) Япония
f) Китай
g) Сингапур
h) Украина
2. Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Список использованных источников
Наибольшая
часть малых предприятий в
современной Испании –
Во Франции к категории малых относятся предприятия, на которых трудится менее 50 наемных работников.
В настоящее время во Франции зарегистрировано около 3 млн. малых и средних предприятий. Из них 1,5 млн. работает в сфере услуг, 780 тыс. — в торговле, 350 тыс. — в строительстве, 303 тыс. — в промышленности. Ежегодно в стране открывается около 250 тыс. малых предприятий, а банкротится 50 тыс. При этом 40-50% новых рабочих мест, создаваемых во Франции, приходится именно на малые предприятия. Из 3-х млн. малых предприятий около 1,5 млн. относится к индивидуальному или семейному бизнесу и обходится вообще без наемного персонала, а на 1200 предприятий трудится менее чем по 10 человек. Доходы фирм и малого бизнеса не имеют четких и законодательных ограничений.
В качестве государственной поддержки малого и среднего бизнеса во Франции можно отметить следующее.
За последние
четверть века в стране создана внушительная
государственная система
Поощрение и создание предприятий и предотвращение их банкротств, является одной из ключевых сфер сотрудничества государства и бизнеса. Этим занимается специальное учреждение — Национальное агентство по созданию предприятий (АНСЕ), которое не только содействует будущим частным предпринимателям, но и изыскивает возможные скупки предприятий при возникновении угрозы банкротства.
Также государственную помощь при создании предприятий оказывают органы министерств по обустройству территорий, торгово-промышленные палаты, выборные органы местного самоуправления — региональные и генеральные советы, а также частные фонды, созданные крупными корпорациями, получающими в свою очередь целевые налоговые льготы.
Ведущей организацией, созданной для лоббирования предпринимательского сообщества, является Движение французских предпринимателей. Владельцы малых предприятий достаточно жестко и решительно отстаивают свои права в диалоге с государством, особенно когда дело касается налогов и отчислений во всевозможные фонды.
В условиях мирового финансового кризиса президент Франции Николя Саркози объявил о создании фонда объемом 2 млрд. евро, средства которого будут направлены на инвестиции и кредиты малому и среднему бизнесу. Также было предусмотрено снижение ставки социального налога для малых и средних предприятий и ряд других налоговых послаблений.
В целом же, можно сделать вывод, что условия для развития малого и среднего бизнеса во Франции довольно благоприятны, как и в Испании. Государственная поддержка таким предприятиям оказывается на высоком уровне, как и в США.
Согласно законодательству, к субъектам малого предпринимательства в Республике Беларусь относят:
• Микропредприятия, численностью до 15 человек;
• Малые предприятия, численностью от 16 до 100 человек;
• Средние предприятия, численностью от 101 до 250 человек.
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает уже чуть более 20 лет. За прошедший период произошли большие изменения в развитии малого и среднего бизнеса, а также в политике государственного стимулирования. Было разработано множество нормативно-правовых актов, касающихся малого и среднего бизнеса. К основным из них можно отнести:
• Закон «О предприятиях» №462-XII, принятый Верховным Советом БССР 14 декабря 1990 г. В данном законе были определены общие основы организации предприятия и его деятельности в условиях рыночных отношений. Малые предприятия разрешается создавать как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики;
• Закон «О предпринимательстве в Республике Беларусь» № 813-XII, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 28 мая 1991 г. В данном законе определены общие правовые и экономические основы предпринимательства, установлен порядок регистрации и прекращения деятельности, определена ответственность государственных органов за нарушение прав предпринимателей. Данный закон установил меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь;
• Указ Президента Республики Беларусь № 262 от 19 июля 1996 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства». Данным указом были установлены основные меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также были определены критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства. Также данным указом было создано Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь, которое является основным государственным органом управления, ответственным за развитие малого бизнеса;
• Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2008 г. № 760.
Таким образом, можно отметить, что нормативно-правовая база по малому и среднему бизнесу в Республике Беларусь существует, развивается и требует постоянного совершенствования с целью создания благоприятных условий деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. По мнению некоторых экспертов, основными направлениями в развитии малого и среднего бизнеса в стране должны стать защита прав собственности, развитие рыночных институтов, повышение конкурентоспособности бизнеса, обеспечение прозрачности государства и развитие социальной ответственности бизнеса, а также противодействие коррупции и упрощение бумажной волокиты.
Для развития бизнеса в республике Беларусь созданы свободные экономические зоны и действуют специальные налоговые льготы для компаний, которые работают в малых городах и в сельской местности.
По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, на начало 2008 г. в республике насчитывалось 33 094 малых предприятий, что на 270 больше, чем на начало 2007 г. и на 2 107 больше чем на начало 2006 г. Соответственно, темп роста числа малых предприятий в 2007 г. в сравнении с 2006 г. составил 100,8 %, и в 2006 г. по сравнению с 2005 г. — 105,9% [1].
В условиях мирового финансового кризиса, государством также оказывалась всяческая поддержка малому и среднему бизнесу. В частности, были приняты шаги по упрощению налогового законодательства. Но, тем не менее, следует отметить, что поддержка бизнеса государством все же была менее значительной, по сравнению с экономически развитыми странами.
По данным Министерства экономики в Республике Беларусь за январь-ноябрь 2011 г. численность малых и средних предприятий увеличилась на 10%, по сравнению с 2010 г. В целом, можно отметить, что малый и средний бизнес в Республике Беларусь имеет все перспективы для дальнейшего развития. И оно должно стать важным государственным приоритетом для страны.
Мелкие и средние фирмы, объединяемые понятием «малый бизнес», играют очень важную роль в японской экономике. На них производится около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых — порядка 3/4.
В других отраслях роль малого бизнеса еще значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи — более 85%, в оптовой и розничной торговле — около 90% и т.д.
Помимо производства значительной доли товаров и услуг малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания динамизма японской экономики. Во-первых, именно здесь «ежедневно и ежечасно рождается капитализм», то есть происходит приток свежих сил в предпринимательскую среду. Во-вторых, здесь сохраняется высоко конкурентная рыночная среда — основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям. В-третьих, в силу своей гибкости и подвижности малые предприятия способны быстрее, чем крупные, перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми потребностями экономики и общества.
Мелкие и средние фирмы, объединяемые понятием «малый бизнес», играют очень важную роль в японской экономике. На них производится около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых — порядка 3/4.В других отраслях роль малого бизнеса еще значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи — более 85%, в оптовой и розничной торговле — около 90% и т.д.Помимо производства значительной доли товаров и услуг малый бизнес выполняет ряд функций, чрезвычайно важных для поддержания динамизма японской экономики. Во-первых, именно здесь «ежедневно и ежечасно рождается капитализм», то есть происходит приток свежих сил в предпринимательскую среду. Во-вторых, здесь сохраняется высоко конкурентная рыночная среда — основа жизнеспособности экономики, которая противостоит тенденции к монополизации, свойственной крупным компаниям. В-третьих, в силу своей гибкости и подвижности малые предприятия способны быстрее, чем крупные, перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми потребностями экономики и общества.
Мелкие и средние предприниматели Японии — основа среднего класса страны, которому свойственно консервативное сознание, отторжение радикальных перемен. Так что уже одним своим существованием мелкие и средние предприниматели (а их в Японии насчитывается более 7 млн человек) способствуют поддержанию социально-политической стабильности.
Кроме того, малые предприятия способствуют сглаживанию диспропорций на рынке труда и тем самым способствуют снятию социальной напряженности.
Во-первых, по сравнению с крупными компаниями они менее избирательны в отношении качества рабочей силы и используют те ее контингенты, которые в данный момент имеются на рынке. Во-вторых, они предлагают самые разнообразные условия найма (от постоянной работы до различных форм временной или частичной занятости), то есть способны в гораздо большей степени, чем крупные фирмы, учесть возможности и обстоятельства своих работников и тем самым расширить возможности трудоустройства для значительного числа людей.
Система государственной
поддержки малого бизнеса в Японии
чрезвычайно развита и очень
хорошо отлажена. Еще в 1948 г . в стране
было создано Управление мелких и
средних предприятий как
Огромную роль с точки зрения расширения финансовых возможностей малого бизнеса играет система государственных гарантий по кредитам, предоставляемым малым предприятиям частными банками. Законодательство предусматривает ряд налоговых льгот для малых предприятий (по налогу на прибыль, на предпринимательство — в зависимости от масштабов бизнеса), а также ряд других льгот — для венчурных фирм, для предприятий депрессивных районов и т.д.
Учитывая, что значительная часть мелких и средних промышленных предприятий (около половины) являются субподрядчиками крупных компаний, государство на основе специальных законов берет на себя их защиту, строго формулируя требования в отношении соблюдения заказчиками условий сделок.
Особо следует сказать о прекрасно отлаженной системе информирования и консультирования мелких и средних предприятий. Так, через Интернет любое предприятие может получить всю необходимую информацию в централизованной базе данных SMRJ.
В разных городах страны созданы Центры поддержки предпринимателей (более 330), которые консультируют мелких и средних предпринимателей по вопросам управления, финансов, законодательства и т.д., а также по заявкам предприятий направляют на них технических специалистов.
Информация о работе Малый и средний бизнесс в развитых и развивающихся странах