Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Сегодня мы можем наблюдать повышенное внимание к вопросу дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства, в частности в нашей стране. А ведь это и понятно: малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 63.20 Кб (Скачать)

В мировой практике для  решения проблемы ограниченности доступа  малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам применяются различные  варианты его финансовой поддержки, основными среди которых являются:

• прямое финансирование;

• гарантирование кредитов;

• субсидирование процентных ставок по кредитам;

• стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование);

• стимулирование развития микрофинансирования.

 
На современном этапе повышение  роли предприятий малого бизнеса  в экономике Германии, США и  других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная  самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и  технологий.

3. Проблемы развития малого  бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации

В соответствии с законодательством  Республики Беларусь в стране гарантируется:

• право граждан и юридических лиц заниматься предпринимательской деятельностью, создавать предприятия и приобретать необходимое для этой деятельности имущества;

• защита прав и законных интересов всех предпринимателей, действующих в соответствии с законодательством страны и договорами;

• научно-техническая и правовая поддержка предпринимательской деятельности;

• страхование предпринимательского риска;

• запрет вмешательства собственника и любого третьего лица в деятельность предпринимателя после заключения с ним контракта, кроме случаев, предусмотренных в контракте.

Для повышения эффективности  и широкого распространения предпринимательской  деятельности государство создаёт  информационные, консультативные, исследовательские  и другие центры, инновационные и  другие фонды, оказывая тем самым  помощь в становлении этого сектора  экономики.

В целом поддержка субъектов  малого и среднего предпринимательства  имеет свои эффективные формы, которые  широко применяются не только в Республике Беларусь, но и за рубежом. Прежде всего, это – Инфраструктура поддержки  малого и среднего предпринимательства.

Субъектами инфраструктуры являются:

1. центры поддержки предпринимательства (юридические лица, осуществляющие деятельность по обеспечению экономической и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства). Их основными задачами является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении: финансовых и материально-технических ресурсов; информационных, методических и консультационных услуг; подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров; проведении маркетинговых исследований.

2. инкубаторы малого предпринимательства (юридические лица, имеющие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или на ином законном основании специально оборудованные под офисы и производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) помещения и находящееся в них имущество и предоставляющее их в соответствии с законодательством в пользование начинающим свою деятельность субъектам малого предпринимательства в целях оказания им помощи в развитии и приобретении финансовой самостоятельности). Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления: помещений и имущества; информационных и консультационных услуг; оказание содействия в поиске партнеров; в получении финансовых ресурсов.

По состоянию на 1 октября 2010 года в Минэкономики были зарегистрированы 52 центра поддержки предпринимательства  и 9 инкубаторов малого предпринимательства.

Финансовое обеспечение  государственной политики поддержки  малого предпринимательства осуществляет Белорусский фонд финансовой поддержки  предпринимателей (БФФПП), который является юридическим лицом.

Средства Белорусского фонда  финансовой поддержки предпринимателей формируются за счёт:

• отчислений (взносов) министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей;

• средств министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей, временно передаваемых фонду для осуществления уставных задач;

• ассигнований из республиканского бюджета;

• банковских процентов за использование временно свободных средств фонда;

• иных поступлений и доходов.

Фонд осуществляет:

• финансирование разработок и реализацию программ, связанных с развитием предпринимательской деятельности;

• финансовую поддержку территориальных программ развития предпринимательства, непосредственное инвестирование частной инициативы и другие виды финансовой поддержки предпринимательства;

• установление и развитие взаимовыгодных контактов с аналогичными фондами и другими организациями зарубежных стран.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей предоставляет  субъектам малого предпринимательства:

• финансовые средства на возвратной возмездной или безвозмездной основе;

• имущество на условиях лизинга;

• гарантии по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь.

 Однако Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей не может рассматриваться как серьезный источник развития малого бизнеса. Незначительный объем располагаемых ресурсов и, как следствие, небольшое количество профинансированных проектов объективно не могут оказывать существенного влияния на динамику данного сектора экономики и реализацию приоритетных направлений его развития.

В значительной мере фонд дублирует  банковскую деятельность (кредиты предоставляются  на платной основе, с соблюдением  принципов материальной обеспеченности, целевой направленности, срочности  и возвратности), но при этом круг оказываемых клиентам услуг является крайне узким. При этом имеют место ограничения по сумме поддержки (объем финансовой помощи – до 2 500 минимальных заработных плат при первом обращении и до 5 000 минимальных заработных плат – при повторном) и срокам ее предоставления (срок предоставления кредита/микрокредита – от 30 дней до 12 месяцев, лизинга – от 12 месяцев до 18 месяцев), которые не всегда корреспондируют со сроками реализации инвестиционных проектов. В связи с этим популярность услуг БФФПП в среде предпринимателей была достаточно невысокая.

Начиная с 2010 года, БФФПП  предоставляет гарантии для исполнения обязательств по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь субъектам  малого предпринимательства в соответствии с Положением об оказании государственной  финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства.

Размер гарантий составляет не более 70 % размера кредита. За предоставление гарантии взимается плата в размере 5 % от размера гарантии. Срок действия гарантии – до 3 лет.

Наделение БФФПП функциями  гарантийного фонда является перспективным  шагом в направлении развития механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства и повышения  эффективности использования бюджетных  средств.

Таким образом, исследования показали, что в последнее время  в Республике Беларусь осуществлены некоторые меры по либерализации  условий экономической деятельности, принят целый ряд нормативных  правовых актов, направленных на устранение излишнего вмешательства государственных  органов в деятельность субъектов  предпринимательства, упразднение  необоснованных административных барьеров для бизнеса, стимулирование инициативы и Самостоятельности всех субъектов  хозяйствования. Вместе с тем, согласно оценкам Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР) уровень рыночных реформ в Беларуси остается одним  из самых низких среди стран с  переходной экономикой, несмотря на то, что в 2008–2009 г. наблюдается прогресс в крупномасштабной приватизации, реконструкции предприятий, либерализации цен, банковского сектора. Однако особенно слабые реформы прошли в Беларуси в секторе приватизации, управлении и реструктуризации предприятий, инфраструктуры.

Очередное исследование Международной  финансовой корпорации и Всемирного банка «Doing Business-2010» («Ведение бизнеса – 2010»), построенное по результатам анализа деловой среды в 193 странах, показало, что Республика Беларусь передвинулась в рейтинге еще на 24 позиции вверх по сравнению с прошлым годом (на 30 в 2009 г.) и заняла 58 место. Из стран бывшего союза перед Беларусью в рейтинге расположились Грузия, Эстония, Литва, Азербайджан, Кыргызстан и Армения. Первые позиции занимают Сингапур, Новая Зеландия, Гонконг, США, Великобритания, Дания, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия. Таким образом, Беларусь снова вошла в четверку лидирующих стран-реформаторов Наряду с Руандой, Кыргызстаном и Македонией), существенно приблизив тем самым цель правительства войти в тридцатку стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса.

Наибольший прогресс в  реформах наблюдался в регистрации  предприятий. Благодаря принятию декрета  № 1 от 16 января 2009 г. «О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования»  Беларусь переместилась в рейтинге с 98 на 7 место в мире (на 91 позицию  вверх). Благодаря декрету четыре процедуры регистрации объединены в одну, отменены требования о минимальном  уставном фонде, время открытия бизнеса  сократилось почти на месяц.

Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год  подряд остается на последнем 183 месте  в рейтинге условий ведения бизнеса  по сложности уплаты налогов и  налоговому бремени, несмотря на некоторые  реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве.

С 1 января 2010 г. произошли  существенные изменения в налоговом  законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу  выбора предприятия по квартальной  или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного  сократить затраты по времени  администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.

В целях стимулирования экспорта белорусских товаров правительство  пошло на диалог с частным бизнесом, предлагая ему льготные условия  по реализации белорусских товаров  на внешних рынках. Как следствие, 25 сентября 2009 г. был подписан указ президента № 477 «О некоторых вопросах деятельности индивидуальных предпринимателей и  внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 194», предоставляющий льготы при  экспорте белорусских товаров индивидуальным предпринимателям.

Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный  таможенный комитет Беларуси. Принято  решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без  ограничений, без учета стоимости  и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что  белорусские предприниматели могут  столкнуться с препятствиями  на границе страны назначения, где  существуют другие таможенные правила.

Важной мерой по улучшению  условий ведения малого бизнеса  в стране и развития сферы услуг  стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений  в нежилые и внесении изменения  в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность  перевода жилых помещений, расположенных  в одноквартирных (блокированных) жилых  домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.

Следует отметить, что в  республике Беларусь отмечены реформы  в шести из десяти исследуемых  сферах регулирования бизнеса –  создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля.

И, тем не менее, принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали серьезное  влияние на изменение бизнес-климата и деловой среды в Беларуси. Если бы не последствия финансового кризиса, то позитивные результаты диалога между бизнесом и властью были бы еще более ощутимыми.

Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь была утверждена постановлением Совета Министров от 29 декабря 2012 года №124 программа господдержки малого бизнеса в Беларуси на 2013-2015, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:

  • формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
  • создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
  • введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
  • лицензирования их деятельности, сертификации впускаемой ими продукции;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
  • реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
  • организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ