Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:33, контрольная работа
Сегодня мы можем наблюдать повышенное внимание к вопросу дальнейшего развития малого бизнеса и предпринимательства, в частности в нашей стране. А ведь это и понятно: малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
уо «гРОДНЕНСКИЙ гОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
РЕФЕРАТ |
МАЛЫЙ БИЗНЕС: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ В РБ |
ЯРОШЕВИЧ КСЕНИИИ НИКОЛАЕВНЫ
|
ГРОДНО 2013 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня мы можем наблюдать повышенное
внимание к вопросу дальнейшего развития
малого бизнеса и предпринимательства,
в частности в нашей стране. А ведь это
и понятно: малый бизнес - важнейший элемент
рыночной экономики, без которого не может
гармонично развиваться государство.
Малый бизнес во многом определяет темпы
экономического роста, структуру и качество
валового национального продукта. И одним
из самых главных преимуществ является
то, что малый бизнес неизбежно ведет к
появлению конкуренции на отечественном
рынке, что благоприятно сказывается на
экономическом состоянии страны.
Рыночные преобразования, их темпы и успех
в значительной степени зависят от решения
проблем, которые связаны с развитием
предпринимательской деятельности, определяющей
в современном мире наиболее важные экономические
процессы и тенденции.
Наличие регулярных дискуссий, споров,
различных точек зрения в рамках данной
темы в настоящее время указывает на значительную
роль предпринимательства в становлении
эффективной модели национальной экономики.
Предпринимательство представляется
неотъемлемым элементом рыночного механизма.
Полагаю, весьма уместно сравнение малого
бизнеса с шестеренкой огромного механизма
под названием «экономика», если убрать
ее – остановится работа всего механизма.
Данная тема весьма актуальна на сегодняшний
день, поскольку развитие малого бизнеса
позволяет развивать внутреннее инвестирование
и кредитование, конкуренцию, позволяет
создавать тысячи рабочих мест, а также
позволяет привлекать дополнительные
денежные средства в местные и республиканский
бюджеты. Огромную роль в становлении
малого бизнеса играет устанавливающиеся
отношения между государством и данным
сектором экономики, весьма важно взаимопонимание
и совместное решение складывающихся
в процессе развития проблем.
Глава 1. Малый бизнес и
его роль в рыночной экономике
Как показывает мировая практика, основным
критерием, на основе которого предприятия
различных организационно-правовых форм
относятся к субъектам малого предпринимательства.
Является в первую очередь средняя численность
работников, занятых за отчетный период
на предприятии. В ряде научных работ под
малым бизнесом понимается деятельность,
осуществляемая небольшой группой лиц,
или предприятие, управляемое одним собственником.
Как правило, наиболее общими критериями,
на основе которых предприятие относится
к малому бизнесу, являются: численность
персонала и размер уставного капитала.
Малый бизнес может стать той важной основой,
с помощью которой будет осуществлен поворот
к позитивным хозяйственным процессам.
С помощью именно малого бизнеса может
быть создана предпринимательская хозяйственная
среда, т.е. начато реальное становление
рынка: постепенное восстановление заброшенных
производств, освоение ресурсов, расширение
сфер. Развитие которых возможно на базе
малых хозяйственных форм, создание новых
рабочих мест; организация услуг и т.д..
Из опыта стран с рыночной экономикой
известно, как влияет на роль и место малого
бизнеса общее состояние и социально-экономический
уровень развития страны. Интенсивный
рост в этих странах числа предприятий
малого бизнеса, обусловленный появ¬лением
новых технологий, видов оборудования
и техники, научных разработок, эффективно
используемых именно в малом производ¬стве,
качественными переменами в развитии
многообразных отрас¬лей инфраструктуры,
создании их новых форм, особенно в средст¬вах
связи и информации, а также рост образовательного
и квали¬фикационного уровня населения
и работников привели поистине к революционному
скачку в малом бизнесе и в рыночной экономике.
Этому же способствовала и индивидуализация
потребления, во многом изменившая направленность
производства, его привычные и устоявшиеся
ранее приоритеты.
Рассмотрим, подробнее, какое значение
малый бизнес имеет для развития экономики
государства.
Малый бизнес – важный сектор экономики.
Предприятия малого бизнеса более устойчивы
к внешним изменениям. В период общего
экономического спада России в начале
90-х годов именно малый бизнес поддержал
российскую экономику и вовремя адаптировался
под новые рыночные условия . Государственные
предприятия же не выдержали конкуренции,
были разрушены или приватизированы. Таким
образом малый бизнес демонстрирует свою
гибкость, «живучесть», укрепляя и поддерживая
рыночную экономику.
Малый бизнес - один из основных источников
налоговых поступлений.
Малый бизнес участвует в формировании
бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных
отчислений в бюджет от доходов компаний,
предприятия малого бизнеса, создавая
рабочие места и являясь источником доходов
населения, помогает сбору налогов непосредственно
с физических лиц. Малые предприятия исправно
и своевременно платят налоги по сравнению
с представителями среднего и крупного
бизнесом.
Малый бизнес способствует развитию инновационных
технологий.
Малый бизнес выполняет важную функцию
в развитии инновационной экономики государства,
инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные
направления производства. К малому бизнесу
России это относится в малой степени
(около 6%), поскольку основное направление
деятельности – торговля. Однако есть
малые предприятия, которые занимаются
разработкой новых научно-технических
изобретений. В основном они пользуются
поддержкой со стороны государства в виде
дотаций, дополнительного субсидирования
и т.д. Перестройка малого бизнеса в инновационную
направленность позволит подготовить
базис для развития больших технических
предприятий, которые поспособствуют
подъем и развитию всей национальной экономики.
Социально-экономическая роль малого
бизнеса
Малый бизнес способствует созданию новых
рабочих мест, обеспечивает занятость
населения, в итоге уменьшается безработица.
Относительно небольшой персонал предприятий
малого бизнеса способствует большему
сплочению трудового коллектива по сравнению
с крупными предприятиями. Это еще более
усиливает трудовую мотивацию и положительно
сказывается на результатах труда компании.
Необходимо отметить тот факт, что предприятия
малого бизнеса обеспечивают трудоустройство
социально нестабильных слоев населения,
в частности, молодежи, женщин, иммигрантов
и т.д. Именно на этих предприятиях они
набираются опыта, знаний, добиваются
карьерного роста и самореализации. Несмотря
на более высокие темпы производительности
труда малого бизнеса, необходимо отметить,
что средний уровень заработной платы
на малых предприятиях меньше по сравнению
с крупными. Это связано с чрезмерной экономией
предпринимателей, а также сравнительно
меньшими доходами.
При современных масштабах развития малый
бизнес во многих странах обеспечивает
стабильность государства, обслуживает
своих граждан, создает богатство стране.
Занимая определенную нишу в экономической
структуре общества, он имеет ряд достоинств:
- сравнительно низкую капиталоемкость
и поэтому широкую доступность населению;
- массовость, что позволяет в короткий
срок наладить производство разнообразных
товаров и услуг;
- ориентацию на потребителя, так как выживаемость
зависит от быстрой окупаемости;
- мобильность на рынке и в сфере технологий,
что способствует ускоренному развитию
НТП;
-быстрое накопление капиталов и их свободный
перелив в наиболее окупаемые отрасли,
что способствует их быстрому развитию;
-способность быстро поглощать большое
количество рабочей силы;
- коллективистский социально-психологический
климат, низкий уровень конфликтности,
отсутствие бюрократизма в управлении;
-быструю адаптацию на внешнем рынке;
-углубление внутриотраслевой специализации,
снижение затрат на производство благодаря
возникновению узкоспециализированных
малых предприятий;
-значительно меньшее по сравнению с большими
предприятиями воздействие на окружающую
среду.
Во многом благодаря целенаправленным
усилиям государств в этой среде сформировался
специфический социально-экономический
климат, благоприятный для предпринимательства.
Его характерные признаки:
-стабильность государственной, экономической
и социальной политики, нацеленной на
поддержку предпринимательства;
-позитивное общественное мнение;
-льготный налоговый режим;
-наличие развитой инфраструктуры поддержки
предпринимательства.
-значительная дебюрократизация процедур
регулирования хозяйственной деятельности
со стороны государственных органов.
Однако, как показывает практика, малому
предпринимательству присущи и определенные
недостатки, среди которых: более высокий
уровень риска, что обусловливает высокую
степень неустойчивости положения на
рынке; большая зависимость от крупных
компаний; ошибки в управлении собственным
делом; слабая компетентность руководителей,
большая чувствительность к изменениям
условий хозяйствования; трудности в заимствовании
финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожность хозяйствующих
партнеров при заключении договоров.
Недостатки в деятельности субъектов
малого предпринимательства определяются
не только внутренними причинами, такими
как менеджерская неопытность, профессиональная
некомпетентность, запущенность бизнеса,
но и внешними причинами. Прежде всего,
это государственное регулирование малого
бизнеса. Очевидно, что без активного вмешательства
и помощи малому предпринимательству
со стороны органов власти невозможно
добиться значительного возрастания его
роли в социально-экономическом развитии
страны.
Глава 2. Опыт поддержки малых предприятий
в различных странах
Развитие малого бизнеса на Западе идет
более быстрыми темпами, поскольку национальные
власти придают большое значение предприятиям
малого бизнеса и оказывают им поддержку
на федеральном уровне. Малый бизнес в
развитых странах в настоящее время представляет
собой средний класс, который служит базой
для стабильного развития экономики. Даже
бывшие развивающиеся страны именно с
развитием малого, среднего бизнеса совершили
большой экономический рывок (Тайвань,
Сингапур, Индонезия и т.д.). Если проследить
темпы развития малых предприятий в этих
странах, то видна зависимость развития
всей экономики в целом .
2.1 Поддержка малого бизнеса в США
Содействие развитию малого бизнеса в
США входит в компетенцию специальной
государственной организации — Администрации
по делам малого бизнеса (АМБ), созданной
Конгрессом США в 1953 г. На нее возложена
обязанность оказывать мелким, предпринимателям
финансовую и консультационную помощь,
содействовать в получении правительственных
заказов и заключении контрактов с крупными
предприятиями.
В соответствии с федеральными программами
поддержки малому бизнесу предоставляются
прямые и гарантированные займы. Прямые
ссуды мелкие фирмы получают на определенный
срок, но под более низкие процентные ставки,
чём при получении кредита на частном
рынке капитала. При выдаче гарантированных
займов АМБ предоставляет кредиторам
(частным банкам, торговым компаниям, страховым
фирмам, пенсионным фондам) государственные
гарантии на часть ссужаемого капитала
(до 90%), что снижает риск кредитования.
Другой мерой поощрения частной инициативы
являются налоговые и амортизационные
льготы.
В систему государственной поддержки
малого бизнеса включены министерство
торговли США (для информационного обеспечения
и стимулирования экспортной деятельности),
а также местные органы. Содействием развитию
малого бизнеса в США занимается также
большое число различных общественных
организаций и их финансовых фондов. Крупнейшей
среди них является Национальная ассоциация
независимых предпринимателей, в которую
входит более 500 тыс. малых и средних предприятий.
Особое внимание федеральные власти уделяют
стимулированию развития инновационного
малого бизнеса, как путем выделения дотаций
(грантов), так и посредством заключения
контрактов на разработку новой продукции
и технологий .
2.2 Поддержка малого бизнеса в Японии
Малое и среднее предпринимательство
в Японии находит помощь не только со стороны
правительства и нескольких созданных
им специализированных организаций, но
и сo стороны администрации префектур,
местных управлений внешней торговли
и промышленности, торгово-промышленных
палат.
Государственная политика содействия
малым и средним предприятиям включает
следующие направления:
• обеспечение конкурентоспособности
путем выделения субсидий и ссуд — прямых
кредитов (Японский банк развития выделяет
их малым предприятиям, функционирующим
в наиболее перспективных отраслях) и
гарантированных займов (благодаря введению
налоговых льгот коммерческие банки охотно
кредитуют малый бизнес, в 1994 г. 60% всех
кредитов пришлось на долю малых предприятий);
• поощрение структурной перестройки,
модернизации хозяйственной деятельности,
улучшения условий труда, содействие торговле;
• сбор и анализ информации об экономических
показателях и технической оснащенности
малых и средних предприятий для оценки
эффективности господдержки.
Существующая в Японии система финансирования
малого бизнеса гарантирует предоставление
субсидий и кредитов органами местной
государственной власти, при необходимости
— с привлечением частных кредитных учреждений.
Финансовая поддержка технического перевооружения
производства осуществляется за счет
выделения ссуды из местного бюджета и
реализации оборудования в рассрочку.
Широкое распространение получило выделение
субсидий, покрывающих до 50% затрат, на
создание центров повышения технического
уровня малых и средних фирм, консультирование,
повышение квалификации технических работников
и т. п. Государство берет на себя расходы
по диагностированию состояния малых
предприятий.
Неотъемлемый элемент японской системы
финансирования малого бизнеса — это
компенсация затрат, связанных с подготовкой
кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации
работников.
2.3 Малый бизнес в Великобритании
Эта страна является одной из наиболее
экономически развитых и имеющая богатый
опыт в рыночной экономике, двигателем
которой является малое предпринимательство.
К числу малых и средних предприятий в
Великобритании, как и во всём Евросоюзе,
принято относить компании с численностью
персонала до 250 человек, однако в национальной
статистике Великобритании не принято
выделять микрофирмы (с численностью до
10 человек). Кроме того, в Великобритании
применяются свои критерии для отнесения
предприятий к малым и средним. В данную
классификацию не попадают предприятия,
являвшиеся членами крупных групп (дочерние
и материнские компании).
Для Британской банковской ассоциации
по программам кредитования малого бизнеса,
малые предприятия - те, годовой оборот
которых, по данным бухгалтерского учёта,
не превышает 1 млн. фунтов стерлингов
(ф. ст.).
В начале 2003 г. в Великобритании насчитывалось
4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в
2002 г. Указанная цифра охватывает только
коммерческий сектор, т.е. без учёта государственных
и некоммерческих предприятий.
Почти все фирмы (99,2%) относятся к категории
малых, 0,6%- к категории средних и только
0,2- к категории крупных. В 2003 г. на данных
предприятиях, которые давали годовой
оборот в 2200 млрд. ф. ст., трудились 21,7 млн.
человек. Малые и средние предприятия
обеспечивали 58,2% занятости и 52,3% национального
оборота, непосредственно малые предприятия
– 46,2% занятости и 38,3% национального оборота.
Для малых предприятий Великобритании
наиболее предпочтительными видами деятельности
оказались сделки с недвижимостью (22%)
и НИОКР (19%), а затем уже следую популярные
в Беларуси торговля и бытовые услуги.
Доля национального оборота, приходящаяся
на малый бизнес также варьируется по
отраслям. Если 38,3% национального оборота
приходится на малый бизнес, то в производстве
эта доля составляет 18,2%, а в сельском хозяйстве
– 90,8%. “Возраст малого бизнеса”: большинство
– 51% (1,9 млн.) существуют более 15 лет. Около
7% (250 тыс.) – начинающие фирмы, которые
существуют не более 2 лет.
По уровню развития:
Около 11% (320 тыс.) предприятий малого и
среднего бизнеса – быстроразвивающиеся
фирмы. За последние 5 лет малый бизнес
увеличил уровень минимальной заработной
платы на 34,7%. [3, с. 95]
Необходимо отметить, что в Великобритании
фактически отсутствуют проблемы с финансированием.
Банки охотно кредитуют малый бизнес,
причём на длительные сроки.
Вероятно, преобладание кредитов с максимальным
сроком кредитования (свыше 10 лет) обусловлено
поддержкой государства, которое фактически
выступает гарантом по всем кредитным
обязательствам малых и средних предприятий,
а также более частым обращением за кредитом
именно этой группы заёмщиков.
Как и в любой другой стране, малый бизнес
в Великобритании сталкивается с определёнными
трудностями. Ежегодно растёт число ликвидированных
предприятий и фирм-банкротов. Однако
нехватка денежной наличности и доступ
к финансированию не являются основными
проблемами малого бизнеса в отличие от
ситуации в Республике Беларусь.
Законы Великобритании предусматривают
упрощённую процедуру регистрации индивидуальных
предпринимателей. Для того, чтобы начать
свою деятельность, следует просто уведомить
соответствующий орган о своих намерениях
( за исключением лицензируемых видов).
Правительство Великобритании охотно
поддерживает малый бизнес и с 1997 года
прилагает все усилия, чтобы создать оптимальные
условия для его становления и роста. Данная
позиция основана на убеждении, что малый
бизнес может играть определяющую роль
в производственном секторе экономики
и повысить уровень жизни в целом.
Отражением благоприятной налоговой политики
в отношении малых предприятий служит
тот факт, что ежедневно в Великобритании
создаются 50 новых фирм. Правительство
Великобритании поощряет рост малого
бизнеса посредством введения пониженных
ставок налога на доходы предприятий.
Таким образом, можно сделать вывод, что
при такой сильной поддержке малый бизнес
в Великобритании может не опасаться за
своё будущее, даже не смотря на то, что
не выдерживает конкуренции с крупным
бизнесом по основным отраслям экономики.
2.4 Малые предприятия в Германии
В зависимости от важности малого бизнеса в экономике страны, он самостоятельно разделяется на различные группы.В Германии, например, существует 4 категории малого бизнеса по количеству работающих на предприятии:
В Германии, чтобы фирму признали малой, ее годовой оборот должен составлять от 3,5 до 11,5 млн.DM, но в любом случае система градации фирм и их отнесение к разряду малых или средних является достаточно проблематичным, тем более, что малым предприятием быть выгоднее, так как для него осуществляется практика государственной поддержки посредством льготных кредитов и государственных заказов.
Концепция поддержки малого
и среднего бизнеса крайне популярна
в Германии, всесторонне развита
и весьма успешна. В отличие от
развивающихся стран, где к сфере
микрокредитования относят
Между тем микрокредиты являются лишь малой частью финансовой поддержки, предоставляемой государственными и окологосударственными банками мелкому и среднему бизнесу. Гораздо более значима по объему средств программа выдачи гарантий под взятые бизнесом кредиты.
Помимо прямой финансовой
поддержки, предпринимательство может
рассчитывать и на другую помощь. Многие
федеральные земли компенсируют
часть расходов, понесенных основателем
новой компании на посещение бизнес-семинаров,
компаниям малого и среднего звена предоставляется
поддержка в финансировании участия в
отраслевых выставках, печати рекламной
продукции, а также продвижения за рубежом.
Наконец, бизнесмены могут обратиться
за консультациями о том, какие именно
программы поддержки будут для них наиболее
полезны.
Эффективность малых предприятий в Германии
несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь
на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых
на них работников приходится только 52,6%
национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих
мест создается за счет мелкого предпринимательства[15].
Поэтому число малых предприятий растет.
2.5 Государственная поддержка малого бизнеса
в России
Малый бизнес играет важную
роль в развитии экономики многих
стран. Однако ближайшей страной
к Республике Беларусь, с похожей
экономикой является Российская Федерация.
Россия и Беларусь являются бывшими странами
СССР. И на данный момент их экономики
характеризуются как экономики переходного
типа. И безусловно, малый бизнес играет
значительную роль в переходе от командно-административной
экономики к рыночной.
Постановление Правительства РФ от 11 мая
1993 г. № 446 «О первоочередных мерах по развитию
и государственной поддержке малого предпринимательства
в РФ» предусматривало целый комплекс
первоочередных мер по стимулированию
и государственной поддержке малых предприятий:
• освобождение от налогообложения прибыли,
накопленной за определенный период и
используемой для развития собственного
производства;
• установление льготных ставок налога
на прибыль малых предприятий в третий
и четвертый года работы с момента их регистрации;
• и т.д.
Кроме того, в постановлении были названы
приоритетные с точки зрения интересов
государства виды деятельности, одной
из которых была инновационная деятельность.
Постановление, по-видимому, сыграло положительную
роль, поскольку в 1993 г. отмечался заметный
рост числа малых предприятий во всех
отраслях.
Согласно Программе государственной
поддержки и развития малого предпринимательства
в РФ в 2005 г. на эти цели предусмотрено
выделение 1,5 млрд. руб. из федерального
бюджета. Реализацию данной правительственной
программы обеспечивает Департамент государственного
регулировании в экономике Минэкономразвития
РФ.
Следует также отметить, что финансовая
поддержка проектов осуществляется в
форме частно-государственного партнерства,
которое предполагает выделение средств
на реализацию проектов не только из федерального
бюджета, но также из региональных бюджетов
и внебюджетных источников.
Однако, развитие малого бизнеса
в России существенно отстаёт в сравнении
с рядом развитых стран. В составе важнейшего
итогового показателя – ВВП доля малых
и средних предприятий в России составляет
лишь 10-11%, в то время как в развитых странах-
50-60%. За последние годы существенного
изменения ситуации не произошло.
Таким образом, опыт развития предпринимательства
в ряде зарубежных стран свидетельствует,
что обеспеченность финансовыми средствами,
а также доступ к кредитным ресурсам является
весьма сложной проблемой (в особенности,
относительно сегмента микропредпринимательства
и вновь образующихся малых предприятий).
Это обусловлено особенностями данного сектора экономики (масштаб бизнеса, недостаток опыта в условиях конкурентной среды, недостаточная обеспеченность ресурсами и др.) и, как следствие, рисками, которых лишены крупные предприятия.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в РБ