Малый бизнес в Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:09, реферат

Описание работы

Однозначного определения малого бизнеса нет. Обычно его связывают с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаще всего используется следующее деление предприятий:
крупное - предприятие с численностью работающих до 500 человек;

Содержание

Введение
3
1.
Тенденции малого бизнеса в Свердловской области.
5
2.
Проблематика малого бизнеса в Свердловской области
11
3.
Значение малого бизнеса в Свердловской области
14
Заключение
17
Список источников и используемой литературы
19

Работа содержит 1 файл

Реферат. Малый бизнес в Свердлловской области..docx

— 46.50 Кб (Скачать)

 

Самыми  значимыми факторами, препятствующими  ведению предпринимательской деятельности в Свердловской области, признаны финансовые факторы. Их отметили 47,2% опрошенных. Второе по значимости место занимают инфраструктурные факторы (39,6%), факторы компетентности персонала (39,2%) и административные факторы (36%). Третье место поделили между собой информационные (27,6%) и правовые (23,2%) факторы5. Таким образом, главным препятствием успешному ведению бизнеса в Свердловской области, по мнению большинства опрошенных предпринимателей, являются финансовые факторы: слабый доступ к получению кредитов и грантов; недостаточное количество предоставляемых льгот, трудности при приобретении оборудования в лизинг.  При этом остается значительной роль и всех остальных выделенных в исследовании факторов.

Главными  препятствиями для успешного  ведения бизнеса предприниматели  считают такие факторы, как: ограниченный доступ к финансированию, неустойчивость рынка, жесткая конкуренция. Наряду с этими основными препятствиями  многие предприниматели отметили такие  сдерживающие факторы, как несоразмерный  уровень риска и доходности, административные барьеры, чрезмерное налогообложение  и коррупция.   Так же, серьезными препятствиями для успешного  ведения своего бизнеса являются несовершенство законодательной базы и трудности при получении  консультаций. 

Среди промышленных предприятий разных сфер особо следует  отметить сферу строительства. Было установлено, что наиболее значимыми  препятствиями для данных организаций являются: ограниченный доступ к финансированию; несоразмерный уровень риска и доходности; неустойчивость рынка; несовершенство законодательной базы; общее негативное отношение к предпринимательству и коррупция. Таким образом, можно отметить, что разные предприятия промышленной сферы испытывают различные проблемы развития; с наибольшими проблемами сталкиваются строительные организации.

Среди предприятий  сферы торговли с наибольшими  трудностями сталкиваются предприятия, работающие в розничной торговле.

Среди предприятий  сферы услуг выявлены следующие  тенденции:

- проблемы  в области финансирования, микрокредитования  и получения консультаций наиболее  значимы для предприятий сферы  здоровья и красоты, а также  отдыха и развлечений; также  в качестве значимого препятствия  эти предприятия отмечают неустойчивость  рынка и жесткую конкуренцию;

- несоразмерный  уровень риска и доходности  и коррупция наиболее значимы  для предприятий, реализующих  услуги в сфере транспорта  и связи.

 Результаты  исследования показали, что ряд  проблем, связанных с ведением  предпринимательской деятельности, носит достаточно общий характер. В основном оценка значимости  предпринимателями препятствий  для успешного ведения бизнеса  не зависит напрямую от территориальных  особенностей. Однако можно выделить  препятствия, степень значимости  которых различна для предприятий  разных категорий городов, а  значит, и территорий. Например:

- трудности  при получении консультаций является  более значимым препятствием  для средних городов Свердловской  области;

- несоразмерный  уровень риска и доходности  является в большей степени  препятствием для крупных и  средних городов, чем для малых;

- такое  препятствие как коррупция в  большей степени сдерживает ведение  предпринимательской деятельности  в малых городах.

Конечно, при развитии, становлении малого бизнеса проблем не избежать. Они  остаются и по сей день. Однако, правительство Свердловской области пытается оказать ему поддержку.  Распоряжением правительства Свердловской области 2 февраля 2012г. создана рабочая группа, которая займется вопросами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Свердловской области.

В состав рабочей группы, которую возглавил  председатель правительства Свердловской области Анатолий Гредин, вошли представители  исполнительной власти региона и  общественных объединений предпринимателей. В том числе областной министр  экономики Евгений Софрыгин, член совета Свердловского областного отделения  «Опоры России» Елена Артюх, директор Уральского института регионального  законодательства Михаил  Кучин, председатель местной общественной организации  «Союз предпринимателей Полевского»  Дмитрий Ханин, заместитель председателя Законодательного собрания Свердловской области Елена Чечунова. Планируется, что рабочая группа на основании предложений предпринимателей Среднего Урала подготовит поправки в Закон Свердловской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области», где будут предусмотрены льготы и другие меры поддержки для малого и среднего бизнеса, сообщили в пресс-служба областного правительства. 

3.Значение малого бизнеса  Свердловской области.

Малый бизнес ограниченно  включается в хозяйственную структуру,  конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль  его  в современной динамичной жизни  неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом  малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в  настоящее время создание малых  предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи  с рынком. Часть мелких и средних  предприятий включена через контрактную  и субконтрактную системы, через  систему франчайзинга  в крупные  производственные комплексы, и большие  компании являются клиентами малых  фирм, а последние – поставщиками для больших.

Конкретно роль малого бизнеса проявляется  в том, что его развитие способствует:

  • созданию новых рабочих мест;
  • внедрению новых товаров и услуг;
  • удовлетворению нужд крупных предприятий;
  • обеспечению специализированными товарами и услугами.

Создание  новых рабочих мест - это важнейший  фактор, который несет в себе развитие малого бизнеса. Фактор, не только обеспечивающий средствами к существованию значительную часть населения, но и способствующий стабилизации обстановки в обществе. Среднесписочная численность работников малых предприятий (без учета микропредприятий) без внешних совместителей составила в 2009 году 118,3 тыс. человек, оборот организаций за отчетный период достиг 311075,3 млн. рублей, а инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) малых предприятий (без учета микропредприятий) составил 6760,7 млн. рублей.

Другая  важнейшая сторона деятельности малых предприятий – это внедрение  новых товаров и услуг. Достижения малого бизнеса в этой области  затронули производство безопасных бритв, электронных наручных часов, вертолетов, нержавеющей стали, копировальных  аппаратов и многого другого. Помимо того, что малые предприятия  внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением. В частности, большие  возможности для реализации продукции  крупных предприятий через сеть мелких фирм имеет франшиза.

Франшиза, или лицензия, дает возможность использовать торговую марку крупной компании и продавать ее товары или услуги в определенном регионе. Например сеть велнес центров «Тонус –клуб», ул.Уральская1, Фучика 6, Луначарского 57, возглавляемых Черноус М.Н.

Наконец, многие малые фирмы возникают  и существуют потому, что способны удовлетворять особые нужды клиентов. Например, естественно, что для ремонта  старинных часов, антикварных изделий  и т.п. создаются малые предприятия.

За последние 3 года в Свердловской области открылось  много интернет магазинов, о которых 10 лет назад могли только мечтать. Количество интернет-магазинов в Екатеринбурге по итогам 2011г. удвоится по отношению к 2010г. и приблизится к 1000 объектам. К такому выводу пришли члены рабочей группы по удаленной торговле Комитета по развитию потребительского рынка Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ, проанализировав итоги проведенного на площадке Уральской ТПП круглого стола «Рынок удаленной торговли в России: роль и место в региональных экономиках».6

Таким образом, малый бизнес обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка, создает  глубокую специализацию и разветвленную  кооперацию производства, без чего немыслима его высокая эффективность.

В Свердловской области в первом чтении принят проект закона о торговле  (27 января 2012 г). Депутатами Законодательного собрания Свердловской области в первом чтении принят системоопределяющий для сферы торговли документ – проект областного закона «О регулировании торговой деятельности в Свердловской области». Об этом 26 января сообщили корреспонденту ИА REGNUM в Департаменте информационной политики губернатора7.

Основная идея проекта нового закона заключается в выработке единых на всей территории области подходов при организации и осуществлении  торговли. Областной закон о торговле, по мнению специалистов, позволит решить ряд задач, стоящих перед органами власти: обеспечить прозрачность решений  в сфере торговли, унифицировать  требования, предъявляемые к хозяйствующим  субъектам при осуществлении  торговой деятельности, упростить процедуры  организации торговли для субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Главная цель закона – обеспечить развитие торговой деятельности для  максимально полного удовлетворения потребностей жителей в товарах, создание основы для формирования рыночной системы реализации товаров. Кроме  того, муниципалитетам предоставят  возможность влиять на территориальное  размещение объектов торговли. В законопроекте  намечена разработка минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми  площадями. Установят требования к  размещению и оборудованию каждого  вида магазинов, исходя из норм градостроительного законодательства и планов развития территорий.

Будущий закон о торговле устанавливает  также последовательность действий при разработке программ развития территорий, предусмотренных в федеральном  законе, и не возлагает на областной  бюджет и бюджеты муниципальных образований дополнительных финансовых ассигнований. Ожидается, что второе чтение законопроекта пройдет уже в марте.  

Заключение

 Подводя итоги данной работы складывается следующая картина. В Свердловской области на сегодняшний день насчитывается 189,9 тыс. ед.  малых и средних предприятий. Оборот малых и средних предприятий (юр.лиц): 1 326 млрд.руб.

Малый бизнес в Свердловской области, его развитие - важная задача правительства. В течение последних пяти лет предпринимаются комплексные и долгосрочные меры по поддержке малого и среднего бизнеса. Объём государственного финансирования, направленного на развитие инфраструктуры и проведение мероприятия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (СМиСП) в 2010 году достиг 1,15 млрд. рублей.

Количество малых предприятий  в Свердловской области по состоянию  на 01.07.2011 года увеличилось на 31 процент, в том числе по видам экономической  деятельности: сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство (на 27 процентов); обрабатывающие производства (на 42 процента); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования (на 27 процентов).

В 2010 году на финансовую поддержку  малых и средних предприятий  инновационной направленности из бюджета  Свердловской области было выделено около 150 млн. рублей. Всего помощь получили более 100 предприятий. Об этом на Уральном венчурном форуме заявил директор департамента малого и среднего предпринимательства  регионального министерства экономики  Максим Годовых.

По его словам, сейчас многие из этих предприятий уже вышли на безубыточное производство. Областные  власти рассчитывают, что через несколько  лет инвестиции смогут вернуться  в бюджет в виде налоговых поступлений.

Помимо финансовых вложений департамент  помогает предпринимателям получить необходимые  знания. Так, в 2010 году более 400 человек прошли обучение в Школе управляющих инновационными проектами, которое позволяет не только создавать инновационные предприятия, но и успешно продвигать свою продукцию на рынке.

Непосредственно большой интерес и поддержку  малого бизнеса оказывает губернатор. «Если мы хотим сформировать в  Свердловской области крепкую прослойку  предпринимателей – нужно очень  много работать в этом направлении, - сказал Александр Мишарин. - Поэтому  основная наша задача – решить, что  мы должны сделать, чтобы ни один проект, ни одна идея, ни одна инициатива малого и среднего бизнеса из Свердловской области или из других субъектов  Федерации, которые хотят разместить свой бизнес у нас, не осталась нереализованной, и определить задачи органам исполнительной власти и местного самоуправления». 

Список используемых источников и литературы

 

    1. Сайт Министерства инвестиций и развития Свердловской области. Управление развития малого и среднего предпринимательства http://uralonline.ru/.
    2. Международный деловой портал «Инвестиции. Инновации. Бизнес» http://spb-venchur.ru 
    1. Анискин Ю.П. Организация и управление в малом бизнесе, 2001г.

    1. Крутик А.Б., Горенбургов. Малое предпринимательство и бизнес-коммуикации. Учеб.пособие 1998 г.
    2. //Бизнес и жизнь.№31-14 ноября 2011г.
    3. //Комсомольская правда. Урал -25 января 2012г.

Информация о работе Малый бизнес в Свердловской области