Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:49, курс лекций
В составе способов исследования экономического поведения принято выделение областей микро и макроэкономического анализа. Уровень макроанализа представляет экономику как целое, обычно включающее в качестве компонентов такие агрегированные составляющие как правительственный сектор, частный сектор, сектор домохозяйства и сектор заграница.
Принятие решений в общественном секторе хозяйства можно объяснить исходя из предпосылки о том, что каждый участник максимизирует собственное благосостояние и при этом действует рационально. Используем метод простой демократии (в соответствии с которым каждый высказывает мнение по каждому значимому для общества вопросу). Применим инструмент согласования издержек и выигрышей.
Допустим, что издержки и выгоды будут распределяться пропорционально. Предположим, сообщество принимает решение об установке уличных осветительных приборов. В обществе проживают Ивановы, Петровы, Сидоровы и выгоды от освещения распределяются так: Ивановы – 50%, Петровы – 30%, Сидоровы – 20%. Установка осветительного прибора обходится в $300. разделение затрат произойдет пропорционально:$150 должны внести Ивановы, $90 придется вложить Петровым и $60 остается добавить Сидоровым.
Число приборов |
Общая выгода |
Предельная выгода |
Индивидуальный предельный выигрыш | ||
Ивановы |
Петровы |
Сидоровы | |||
1 |
900 |
900 |
450 |
270 |
180 |
2 |
1700 |
800 |
400 |
240 |
160 |
3 |
2400 |
700 |
350 |
210 |
140 |
4 |
3000 |
600 |
300 |
180 |
120 |
5 |
3500 |
500 |
250 |
150 |
100 |
6 |
3900 |
400 |
200 |
120 |
80 |
7 |
4200 |
300 |
150 |
90 |
60 |
8 |
4400 |
200 |
100 |
60 |
40 |
Результаты голосования по числу осветительных приборов показывают единогласное решение установить 7.
Индивидуальные выигрыши
крайне сложно учитывать. Допустим, предыдущий
вариант распределения признан
неподходящим и принято решение
о равном финансировании осветительных
приборов. Каждый должен будет вносить
по $100. Очевидно, что при неизменности
распределения выигрышей
Пусть изменится и условие распределения выигрышей. Выгоды будут распределяться равномерно, а издержки – неравномерно. Ивановы будут нести 60% издержек, Петровы и Сидоровы – по 20%.
Число приборов |
Общая выгода |
Предельная выгода |
Индивидуальный предельный выигрыш и издержки | |||||
Ивановы |
Петровы |
Сидоровы | ||||||
МU |
MC |
МU |
MC |
МU |
MC | |||
1 |
900 |
900 |
300 |
180 |
300 |
60 |
300 |
60 |
2 |
1700 |
800 |
266 |
180 |
266 |
60 |
266 |
60 |
3 |
2400 |
700 |
233 |
180 |
233 |
60 |
233 |
60 |
4 |
3000 |
600 |
200 |
180 |
200 |
60 |
200 |
60 |
5 |
3500 |
500 |
166 |
180 |
166 |
60 |
166 |
60 |
6 |
3900 |
400 |
133 |
180 |
133 |
60 |
133 |
60 |
7 |
4200 |
300 |
100 |
180 |
100 |
60 |
100 |
60 |
8 |
4400 |
200 |
66 |
180 |
66 |
60 |
66 |
60 |
Несмотря на то, что выигрыш от установки 8-го осветительного прибора оказывается ниже издержек установки (200 против 300) принимается решение о его установлении. Прослеживается тенденция к завышению расходов над потребностью.
Производимые в хозяйственной
системе неизбирательные
Если потребление блага не избирательно (не возникает конкуренции потребителей) только до определенного числа потребителей, то такое благо называется перегружаемым (дорога- автомобильные заторы, проезд в общественном транспорте в час пик). В этом случае с некоторого момента происходит уменьшение полезности для уже существующих пользователей. На графике это обстоятельство отражается спецификой динамики предельных издержек пользования общественным благом (рис. 4).
Если не избирательное благо сопровождается достаточно малыми затратами на устранение дополнительных потребителей, то такие блага определяются как исключаемые общественные (клубные) блага и доступ к ним сравнительно ограничен. Примером служит телевидение, обучение в учреждениях систем среднего и высшего образования.