Таким образом, экономически
государство представляет собой
совокупность участников, взаимодействующих
друг с другом на основе прав собственности.
Для осуществления вмененных
ему функций государство использует
методы, классифицируемые по наличию
степеней свободы (убеждение, принуждение),
по характеру (экономические и внеэкономические),
по времени (кратко-, средне-, долгосрочные).
Реализуемые таким образом функции
можно подразделить по сфере осуществления
на внешние (обеспечение внутреннего
экономического пространства) и внутренние
(эффективность, стабильность, справедливость).
Деятельность правительства по обеспечению
государственных функций называется
экономической политикой. Обеспечение
выполнения функций требует ресурсов.
Смета государственных расходов
и доходов называется государственным
бюджетом. Представляя собой вид
баланса государственный бюджет
может быть равновесен (совпадение
доходов и расходов), дефицитен (превышение
расходов) или профицитен (превышение
доходов). Накопленный дефицит государственного
бюджета представляет собой государственный
долг, который может быть внешним и внутренним.
Расходная часть государственного бюджета
в общем виде содержит расходы на оборону
и общественную безопасность, образование,
здравоохранение, науку, трансферты, расходы
на обслуживание государственного долга,
финансирование государственного аппарата.
Тип покрытия расходов указывает на основную
составляющую доходной части бюджета.
В основном это налоги. Налоговый тип финансирования
удовлетворяемых потребностей способен
порождать требования к расширению предоставляемых
услуг на основе их мнимой бесплатности.
При принятии решений о бюджетном финансировании
принципиально соотнесение затрат и ожидаемых
выгод. Осложняется решение тем, что затраты
осуществляются в текущем периоде, а выигрыши
происходят в будущих периодах. Недостаточность
учета их соотношения способна породить
безвозвратные потери в виде слабой образованности
населения, низкого уровня жизни и слабого
здоровья.
Налоги как обязательные
безвозмездные платежи, обеспечивающие
средства для выполнения государством
его функций, должны не только наполнять
бюджет, но и быть формой регулирования
общественных процессов. Взимаемые
налоги можно классифицировать следующим
образом:
- по облагающему субъекту (федеральные, региональные, местные);
- по использованию (общие и специальные);
- по характеру взимания (прямые, косвенные);
- по объекту обложения (имущества, деятельности);
- по структуре шкалы (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные);
- по типу выплат (положительные, отрицательные);
- по способу уплаты (адвалорные, паушальные).
В налогообложении в инфлирующей
экономике наблюдается эффект Танзи-Оливера,
когда полученные суммы успевают обесцениться
и требуют новых платежей. Кривая Лаффера
показывает зависимость тяжести налогового
бремени для хозяйствующих субъектов
через зависимость ставки налогообложения
и объема налоговых поступлений в бюджет
(рис. 1).
Государственное влияние
на экономику посредством бюджета
(налогообложения и государственных
вложений) называется фискальной политикой.
По формам проведения фискальная политика
может быть дискреционной и автоматической.
Проведение дискреционной фискальной
политики требует учета лага распознавания
проблем, административного лага (на
подбор мер) и функционального лага
(на их осуществление), по этой причине
характеризуется эффектом запаздывания.
Для анализа фискальной политики
используем кейнсианскую модель и предположим,
что:
- размер экспорта и инвестиций не связан с ВНП, чистый экспорт равен нулю;
- государственные расходы не сдвигают кривых инвестиций и потребительских расходов домохозяйств;
- налоги взимаются только с индивидуальных доходов;
- сумма налогов неизменна;
- уровень цен неизменен;
- влияние фискальной политики на совокупное предложение отсутствует.
Эффект правительственных
закупок может ликвидировать
как разрыв безработицы, так и
разрыв инфляции, сдвигая кривую совокупных
расходов в соответствующем направлении.
В период спада увеличиваются
государственные расходы, сокращаются
налоги или происходит сочетание
этих мер. Совокупность мер называется
стимулирующей фискальной политикой.
Эмиссионное покрытие дефицита государственного
бюджета дает значительный стимулирующий
эффект. В период инфляции проводится
рестриктивная бюджетная политика, в ходе
которой растут налоги, сокращаются государственные
расходы или происходит сочетание этих
мер. Бюджетный излишек может быть направлен
на погашение государственных долговых
обязательств или, что более эффективно
стерилизован (изъят из обращения).
Количественный эффект регулирования
может быть исчислен на основе налогового
мультипликатора или на основе бюджетного
мультипликатора. Налоговый мультипликатор
исчисляется отношением MPS и МРС,
взятым с отрицательным знаком. Мультипликатор
государственных расходов считается
соответствующим простому мультипликатору.
Мультипликатор сбалансированного
бюджета равен единице.
Автоматическая фискальная
политика (политика встроенных стабилизаторов)
обеспечивает поступление налогов
и изменение расходов государства
в зависимости от наполнения государственного
бюджета без дополнительного
вмешательства, только на основе изменения
ВНП. Степень эффективности встроенных
стабилизаторов зависит от прогрессии
шкалы налогообложения. Государственное
регулирование направлено на сдерживание
размаха экономических колебаний,
а не на процесс их возникновения.
В ситуации достижения полной
занятости и вертикального участка
кривой совокупного предложения
регулирование экономики становится
возможным только на основе монетарного
правила. Расширение денежной массы
может быть вызвано только сдвигом
вправо (расширением) совокупного предложения,
что влечет за собой изменение
совокупного спроса и уровень
цен не изменяется.
Сторонники теории рациональных
ожиданий в этой связи полагают,
что все участники хозяйства
понимают как работает экономика, рынки
достаточно конкурентны и все регуляторные
попытки быстро распознаются и поэтому
неэффективны.
Политика государства
призвана воздействовать не только на
совокупный спрос, но и на совокупное
предложение (промышленная политика),
обеспечивая гибкую систему образования,
ограничение роста номинальной заработной
платы, сдерживающего издержки, эффективное
накопление капитала (перевооружение
и реструктуризация производства), благоприятный
климат для предпринимательства.
Благосостояние общества
отражают полученные им реальные доходы
и поэтому политика доходов –
важное направление государственной
деятельности.
Советуем прочитать!
Маленков
Ю.А. Проблемы стратегической переориентации
российской экономики и общества.
/ Современная конкуренция - №2(8) - 2008.
– С.42-50.
В современной России впервые
за последние десятилетия достигнута
относительная экономическая, финансовая
и социальная стабильность. Однако
экономическое положение России,
несмотря на экономический рост, в
последние годы продолжает оставаться
сложным и проблемным в связи
с воздействием на его развитие ряда
внешних и внутренних деструктивных
факторов. По мнению автора статьи, стратегические
ошибки в России не являются случайными,
более того, их возникновение и
повторение являются проявлением закономерности.
Данная закономерность мало связана
с социально-экономическим строем,
а в первую очередь зависит
от типа мышления, исторических традиций
и пронизывающей все общество
бюрократией.
Степень неравенства или
пропорциональности в распределении
дохода выясняется установлением зависимости
доли населения и получаемой им доли
совокупного дохода (рис. 2).
Если бы распределение
доходов носило абсолютный характер,
то его график представлял бы собой
биссектрису координатного угла,
образованного осями доля населения
(абсцисс), доля дохода (ординат). При
абсолютно неравномерном распределении
дохода, график в этих осях представлял
бы перпендикуляр к оси абсцисс
в точке 100% населения и означал
бы, что 99,9% населения не присваивает
доходов, когда 0,1% получает весь произведенный
в обществе доход. Реальное распределение
доходов в условиях предложенной
модели описывает кривая Лоренца. Отклонение
ее от оси абсолютного равенства
указывает степень неравномерности
в распределении доходов в
данном общественном хозяйстве. Коэффициент,
получаемый отношением площади фигуры,
образованной осью абсолютного равенства
в распределении и кривой Лоренца
к площади треугольника, образуемого
линиями абсолютно равномерного
и абсолютно неравномерного распределения
называется коэффициентом Джинни и
количественно характеризует неравенство
в распределении доходов. Кроме того, исчисляются
коэффициенты фондов, получаемые отношением
доходов 10% наиболее обеспеченных граждан
общества к доходам 10% наименее обеспеченных
граждан (децильный коэффициент). Можно
получить квентильный коэффициент распределения,
укрупняя группировочный признак до 20%
доли населения.
Существование различий и
сходства в получении дохода позволило
группировать население по его уровню
и выдвинуть тезис о пирамиде
доходов. В доходной стратификации
развитых стран выделяют 3 группы, подразделяющиеся
еще на 3 подгруппы. Основная стратификация
включает деление на высший, средний
и низший доходный слой. В их составе
выделяют высший, средний и низший
в доходной группе. Рассмотрим в
сокращенном виде доходную стратификацию
такого типа (пример США).
№ |
Доходная группа |
Доля |
Состав населения |
1. |
Высший высший |
3% |
Аристократия, семьи с
наследственным богатством |
2. |
Высший низший |
Семьи с недавно обретенной
экономической властью |
3. |
Средний высший |
12% |
Доходы от жалования. Семьи
преуспевающих руководителей. |
4. |
Средний низший |
65% |
Служащие, торговцы, высококвалифицированные
рабочие. Владельцы домов. |
5. |
Низший высший |
Рабочие высокой и средне
квалификации, мало пользующиеся возможностями
получения образования. |
6. |
Низший низший |
20% |
Неквалифицированные рабочие,
лица, получающие пособие, неассимилировавшиеся
иностранцы. |
При анализе доходов измеряются
средний и медианный доход. Справедливость
распределения доходов значима
в силу того, что принятый его
тип образует социальную структуру
общества и оказывает влияние
на степень гражданского сотрудничества.
Получаемый доход определяет уровень
и качество жизни. В качестве принципов
распределения в экономических
системах используются:
- принцип равенства (отсутствие всякой дифференциации и дискриминации). Убивает всякие стимулы производственного происхождения. Посягательство на долю дохода тех, кто трудолюбив, способен и более производителен;
- принцип потребности (вытекает из принципа равенства и лежит в основании формирования социальных стандартов, определяющих уровень жизни). Доминирует в периоды катаклизмов (единственная кружка молока отдается наиболее в нем нуждающемуся – ребенку);
- принцип заслуг. Представляется наиболее убедительным и справедливым. Но что считать мерой заслуг?
а) мериторианский – распределение
на основе достижений и дарования;
б) пуританский – распределение
на основе проявленного усердия и готовности
жертвовать собой;
в) экономический – распределение
на основе учитываемой производительности
индивида. Существует разница между усилием
и результатом. При учете результата значимо
различение индивидуального и сравнительного
результата.
- принцип профессиональной пригодности (если работа была доверена, значит работник ее достоин, значит должен получить достойное вознаграждение;
- принцип социального ранга (доля в общественном продукте определяется статусом в общественной структуре). Набор признаков может включать наследственность, партийную принадлежность, пол, возраст и т.п.;
- принцип общественной полезности (частное приложение пуританского принципа: готовность ради счастья всех поступиться личными благами);
- рыночный (спроса и предложения) – частный случай экономического. Спрос и предложение сами генерируют нормы, мотивацию, ответственность и успех. От каждого – как он выбирает, каждому – как выбирают его.
Столь широкий набор принципов
распределения дает теоретическую
возможность построения моделей
хозяйственных отношений, подчиненных
тем или иным целям. Система социальной
защиты включает в себя:
- дифференцированный в зависимости от степени экономической состоятельности подход. Для нетрудоспособных – уровень жизни, для трудоспособных – занятость, переподготовка;
- механизм социальной защиты составляет целостную систему экономических, социальных, правовых гарантий, а не благотворительность;
- многоуровневость системы (государство, регион, предприятие) требует четкости в распределении ответственности, прав и функций каждого уровня.