Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:21, контрольная работа
Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ……….5
1.1. Становление классической теории макроэкономического равновесия…..5
1.2. Противоречия закона Ж.Б. Сэя и способы разрешения их классиками…..7
2. МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ………………...10
2.1. Равновесие на товарном рынке в классической модели…………………10
2.2. Равновесие на рынке труда…………………………………………………12
2.3. Равновесие на денежном рынке……………………………………………16
2.4. Модель общего экономического равновесия в классической модели…..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………30
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ
ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
НА ПРЕДПРИЯТИИ
Кафедра
коммерческой деятельности
и международных отношений
Курсовая
работа по предмету «Макроэкономика»
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАВНОВЕСИЕ В КЛАССИЧЕСКОЙ
МОДЕЛИ
Специальность
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Автор
работы
Студентка
2 курса, 2 группы з/о Т.В.Козлова
Руководитель
М.э.н., ст. преподаватель
Т.В.Морская
Гродно
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ……….
1.1. Становление
классической теории
1.2. Противоречия закона Ж.Б. Сэя и способы разрешения их классиками…..7
2. МОДЕЛИ
РАВНОВЕСИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ
2.1. Равновесие
на товарном рынке в
2.2. Равновесие
на рынке труда…………………………………………
2.3. Равновесие на денежном рынке……………………………………………16
2.4. Модель
общего экономического
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ……………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что мечтой любого экономиста является создание теории, которая имела бы на все вопросы четкие и однозначные ответы. Мечтой любого правительства является экономист, который бы создал такую теорию. К сожалению, проблема макроэкономического равновесия, этого краеугольного камня любой национальной экономики, до сих пор остается актуальной для всего мирового хозяйства. Многие ученые предлагали свои пути решения. Среди них были широко известные люди, такие как Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Милтон Фридмен и др. Большой вклад в решении макроэкономического равновесия внесли представители классической школы. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценностей, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике.
В данной работе я ставлю перед собой цель проанализировать макроэкономическое равновесие в классической модели.
Задачи по работе следующие:
В
условиях рыночной экономики проблема
макроэкономического равновесия имеет
принципиальное значение. Достижение
макроэкономического равновесия тесно
связано с достижением полной занятости,
стабильности цен и экономического роста.
Макроэкономическое равновесие являет
собой загадку, решение которой оказало
бы грандиозный эффект на всё наше понимание
экономики как науки. Мы бы обуздали инфляцию
и уничтожили безработицу, научились бы
бороться с экономическими кризисами
и спадами национальных экономик. Мы узнали
бы безошибочный рецепт экономического
процветания и роста. Мы смогли бы поднять
экономики беднейших стран мира. Мы сумели
бы правильно распорядиться природными
ресурсами и еще много проблем осталось
бы в прошлом. Но пока ведущие экономисты
мира бьются над этой задачей и, как видно,
они успели много сделать за последнее
столетие. США благодаря четкой политике
государства и Федерального резервного
Банка испытывает экономический рост
на протяжении полутора десятка лет. В
Великобритании преодолели кризис середины
80-х гг. и успешно борются с безработицей.
Классическая школа возникла раньше кейнсианской. Отцом основателем принято считать Адама Смита. Этой школе более 200 лет. Наиболее выдающимися представителями этой школы являются: Леон Балерас, Эджуорд, Визер, Альфред Мартал, Альфред Бигу, Ёзеф Шумпетер, Фридрих Фон Хайек, Мильтон Фридман. Классическая школа господствовала до середины XX века.
Классическая школа
предполагает, что
экономика является
На поверхности пропорции
Последовательные теоретики
Теоретики предложения «
В 40-х годах XX века установили,
что из потока доходы-расходы
происходит изъятие – значит часть людей
сберегают некоторую часть доходов.
Поэтому не все доходы идут на расходы,
что нарушает закон - Сея. Но
по мнению классической школы сбережения
нарушают равновесие.
1.2.
Противоречия закона
Ж.Б. Сэя и способы
разрешения их классиками
Ж. Б. Сэй был крупнейшим представителем классической школы во Франции. Из всех представителей классической экономики он, пожалуй, удостоился наиболее яростной критики представителей многих еретических направлений в экономической науке - от марксистов до кейнсианцев. Это связано с тем, что его концепции - в большей степени, чем концепции других классиков - приводили к заключению о стабильности и непротиворечивости капиталистической экономики.
В основе классической модели лежит закон французского экономиста Ж.Б. Сэя, который впервые сформулировал так называемый "закон рынков", сущность которого сводился к следующему утверждению: предложение товаров создает свой собственный спрос, или, другими словами, произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный стоимости всех созданных товаров, а следовательно, сточен для ее полной реализации. Это означает что, во-первых, целью владельца дохода является не получение денег как таковых, а приобретение различных материальных благ, т.е. получаемый доход расходуется целиком. Деньги при таком подходе играют чисто техническую функцию, упрощающую процесс обмена товарами. Во-вторых, расходуются только собственные денежные средства.
Представители
классического направления
Таким образом, рыночный механизм в теории классиков сам способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики и вмешательство государства оказывается ненужным. Принцип невмешательства государства - это макроэкономическая политика классиков, и рекомендации современных экономистов - сторонников неоклассического направления базируются на выводах классической школы.
Предложение порождает свой собственный спрос. Классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде. Анализ совокупного предложения строится исходя из следующих условий: объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии и не зависит от уровня цен; изменения в факторах производства и технологии происходят медленно; экономика функционирует в условиях полной занятости факторов производства, следовательно, объем выпуска равен потенциальному; цены и номинальная зарплата – гибкие, их изменения поддерживают равновесие на рынках. Согласно взглядам сторонников классического направления, совокупный спрос предопределяется денежной массой, т.е. количеством денег и их покупательной способностью.
В
начале 30-х годов XX столетия экономические
процессы перестали укладываться в
рамки классической модели макроэкономического
равновесия. Так, снижение уровня заработной
платы приводило не к снижению безработицы,
а к ее росту. Цены не снижались даже при
превышении предложения над спросом. Недаром
многие экономисты критиковали позиции
классиков. Наиболее известным из них
является английский экономист Дж. Кейнс,
который в 1936 г. опубликовал работу
«Общая теория занятости, процента и денег»,
в которой подверг критике основные положения
классической модели и разработал свои
положения макроэкономического регулирования:
сбережения и инвестирование, по Кейнсу,
осуществляют разные группы людей (домашние
хозяйства и фирмы), руководствующиеся
разными мотивами, и поэтому они могут
не совпадать по времени и по величине;
источником инвестиций являются не только
сбережения домашних хозяйств, но и средства
кредитных учреждений. Причем не все текущие
сбережения окажутся на денежном рынке,
так как домохозяйства оставляют часть
денег на руках, например, на погашение
банковской задолженности. Поэтому сумма
текущих сбережений будет превышать сумму
инвестиций. Значит, закон Сэя не действует
и наступает макроэкономическая нестабильность:
излишек сбережений приведет к сокращению
совокупного спроса. В итоге сокращаются
объем производства и занятость; ставка
процента не является единственным фактором,
влияющим на решения о сбережениях и инвестировании;
снижение цен и заработной платы не устраняет
безработицу. Дело в том, что эластичности
соотношения цен и заработной платы не
существует, так как рынок при капитализме
не является полностью конкурентным. Снижению
цен препятствуют монополисты-производители,
а зарплаты — профсоюзы. Утверждение классиков,
что снижение зарплаты в одной фирме позволит
ей нанять больше рабочих, оказалось неприменимым
по отношению к экономике в целом. По Кейнсу
снижение уровня заработной платы вызывает
спад доходов у населения и предпринимателей,
что приводит к уменьшению спроса и на
продукцию, и на труд. Поэтому предприниматели
или вообще не будут нанимать рабочих,
или наймут небольшое число.
2.
МОДЕЛИ РАВНОВЕСИЯ
В КЛАССИЧЕСКОЙ
ШКОЛЕ
2.1.
Равновесие на
товарном рынке
в классической модели
На
товарном рынке (рис. 2.1) первоначальное
равновесие устанавливается в точке пересечения
кривой совокупного предложения AS и совокупного
спроса AD1, чему соответствует равновесный
уровень цен Р1 и равновесный объем производства
на уровне потенциального выпуска - Y*.
Поскольку все рынки связаны друг с другом,
то снижение номинальной ставки заработной
платы на рынке труда (что ведет к снижению
уровня дохода), и рост сбережений на рынке
капитала обусловливают снижение потребительских
расходов, и, следовательно, совокупного
спроса. Кривая AD1 сдвигается влево до
AD2. При прежнем уровне цен Р1 фирмы не могут
продать всю продукцию, а только ее часть,
равную Y2. Однако поскольку фирмы являются
рациональными экономическими агентами,
то они в условиях совершенной конкуренции
предпочтут продать весь произведенный
объем производства, пусть даже по более
низким ценам. В результате уровень цен
снизится до Р2, и весь произведенный объем
производства будет продан, т.е. равновесие
опять установится на уровне потенциального
выпуска (Y*).
Информация о работе Макроэкономическое равновесие в класической моделе