Макроэкономическое равновесие и социально-экономические условия его обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономическое равновесие это такое состояние экономической системы, при котором имеет место равенство объема производства и объема покупательского спроса.
В условиях рыночной экономики проблема макроэкономического равновесия имеет принципиальное значение.
Достижение макроэкономического равновесия тесно связано с достижением полной занятости, стабильности цен и экономического роста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2
1 Основное содержание макроэкономического равновесия, как характеристика состояния национального воспроизводства…………………..4
2 Общее и частичное равновесие и основные условия их
достижения и сохранения……………………………………………………….13
3 Достижение макроэкономического равновесия в
экономике Республики Беларусь……………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………...……………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..26

Работа содержит 2 файла

Курсовая макроэкономическое равновесие 17.09.2009.doc

— 289.00 Кб (Скачать)

      Формально кейнсианскую модель ОЭР можно представить  как систему из пяти уравнений, в  результате решения которой определяются пять равновесных параметров: национальный доход у', ставка процента i', уровень цен Р', занятость N*, ставка номинальной зарплаты W:

      l.S(y)+T(y)+Z(y)=I(i)+G+E

      2.M/P=ky+Li(imax-i)

      3. AD(P) = AS(P)

      4. у = y(N)

      5. P(dy/dN) = W.

      При заданных экзогенно параметрах цены предложения труда, денежного предложения, госрасходов и экспорта процесс формирования условий общего экономического равновесия выглядит следующим образом (см. рис. 5).

      Из IS-LM модели определяются равновесные  значения ставки процента i' и эффективного спроса у', как это отражено в верхней части рисунка.

      Величина  эффективного спроса позволяет определить два других равновесных параметра: уровень цен Р', обеспечивающий соответствие совокупного спроса эффективному спросу (проекция значения у' в первый квадрант нижней части рисунка), и уровень занятости N*, обеспечивающий предложение благ в объеме, достаточном для удовлетворения эффективного спроса при уровне цен Р' (проекция значения у' в четвертый квадрант нижней части рисунка). Кроме того, на рынке благ таким образом достигается равновесие, так как функции совокупного спроса и предложения являются функциями от уровня цен.

      

      Рисунок 5 Процесс формирования условий общего экономического равновесия

      Найденные значения эффективного спроса и занятости  позволяют определить максимальную ставку заработной платы, которую готовы платить предприниматели при заданной технологии производства:

      WD= P(dy/dN), что отражено в третьем  квадранте нижней части рис. 3.

      Если  при заданном экзогенно предложении  труда WDiWS то WD=W*, и на рынке труда  устанавливается равновесие, следовательно, достигается равновесие на всех рынках.

      Как мы видим, общее равновесие в кейнсианской модели достигается, как правило, в  условиях неполной занятости, существует безработица в размере NF – N*. Это  объясняется тем, что спрос на труд зависит от величины эффективного спроса, а ставка номинальной зарплаты жестко фиксирована.

      При этом ставка реальной зарплаты, представленная во втором квадранте, может меняться под воздействием колебаний в  уровне цен: рост цен вызывает смещение графика вверх и отражает уменьшение реальной зарплаты, снижение цен - соответственно, вниз и отражает рост реальной зарплаты.

      Как частный случай общее экономическое  равновесие в кейнсианской модели может  быть достигнуто и при полной занятости, но только при условии, что величина эффективного спроса достигнет уровня национального дохода полной занятости, однако равновесие вряд ли будет устойчивым, так как эффективный спрос зависит от параметров экономической конъюнктуры на двух рынках: благ и денег.

      Экономическая же система, по мнению кейнсианцев, не имеет встроенных стабилизаторов, которые могли бы обеспечить равновесие в условиях полной занятости. Поэтому для поддержания высокой занятости и уровня национального производства рекомендуется активное государственное вмешательство. Государство должно использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты фискальной и монетарной политики, воздействуя на совокупный спрос. Так в условиях конъюнктуры, отображенной на рис. 3, государство вполне может довести занятость до полной №, используя, например, фискальные инструменты:  

      L GÞ IS® IS’Þ AD® AD’Þ y® yfÞ N®  Nf.  

      При этом – на рынке труда равновесие сохранится, так как будет соблюдаться  условий WD > WS. Но если бы кривая функции  предложения труда сместилась в  положение NS', то при сохранении равновесия на рынке труда занятость удалось бы довести только до N', так как при занятости больше N' не выполнялось бы условие: WD>WS. Тогда перед экономикой стояла бы дилемма: или равновесие на всех рынках, или полная занятость.  

      В случае же сдвига кривой предложения  труда в положение NS" равновесия на всех рынках достичь бы не удалось, так как равновесие на рынке труда  возможно только при уровне занятости  ниже N', то есть ниже уровня эффективной  занятости.  

      Общее равновесие в этом случае установится, но только после ряда корректировок равновесных параметров на других рынках. Предприниматели сократят спрос на труд, предложение благ уменьшится, соответственно должны измениться условия совместного равновесия и уровень цен, с тем, чтобы обеспечить новый равновесный уровень эффективного спроса. Однако в силу относительной жесткости цен и несовершенства рынков экономика самостоятельно далеко не всегда может обеспечить восстановление равновесия.

      Таким образом, экономика в кейнсианской модели представляется как внутренне нестабильная система, поэтому для поддержания устойчивости ее развития необходимо активное государственное вмешательство, в первую очередь фискальными методами.

      Воздействовать  на совокупный и эффективный спрос  государство может используя инструменты и монетарной политики, однако, по мнению кейнсианцев, в этом случае эффективность такого воздействия значительно ниже'. Кроме того, в условиях инвестиционной или ликвидной ловушки изменения параметров денежного рынка не оказывают влияния на величину эффективного спроса (будет меняться только ставка процента) и любые изменения денежной массы вызовут лишь изменение уровня цен, как это имеет место в ситуации классической дихотомии. Совокупный спрос при этом будет совершенно неэластичен по цене (кривая AD будет представлена вертикальной линией) и у предпринимателей т будет стимулов реагировать на рост цен увеличением предложения и занятости.

 

      3. Достижение макроэкономического равновесия в экономике Республики Беларусь 

      Наметившиеся в экономике страны положительные сдвиги, переход от спада и депрессии к оживлению и росту по-новому ставят вопрос о целях и задачах белорусской экономической политики. Принципиально важно, чтобы законотворческий процесс способствовал поддержанию этих позитивных тенденций и формированию полноценной экономической среды.

      По  оценкам в январь-май 2009г. объем ВВП оценивается в 49927,8 млрд. руб., его рост по сравнению с предшествующим годом -101,4%. Индекс промышленного производства за этот период составил 96,6%, оборота розничной торговли – 106,9%, инвестиций в основной капитал – 118,9% [17].

      Надо  отметить, что данные показатели значительно  отличаются от намеченных программой “Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на долгосрочную перспективу”.

      На  сегодняшний день макроэкономическая политика создает здоровые условия  для развития того сектора экономики, который более-менее успешно пережил  экономическую катастрофу 90-х годов. Но задача максимального использования  резервов белорусской экономики, высвобождения скрытых сил, по-прежнему не решается и даже не ставится.

      Вместе  с тем стабилизация белорусской экономики связана с рядом трудностей и особенностей. В настоящее время не сформирована система подготовки эффективных управленческих решений на макроуровне для современной экономики Республики Беларусь. Несмотря на продолжающееся в процессе реформирования совершенствование управления макроэкономикой, до настоящего времени не найдено достаточно эффективной системы реализации макроэкономических решений, способной вывести страну из затяжного кризиса.

      Особое  значение приобретают проблемы разработки и реализации макроэкономических решений  на высшем государственном уровне. Белорусская экономика как объект управления имеет свои специфические особенности, которые не позволяют в полной мере использовать накопленный в развитых странах опыт государственного регулирования. Во-первых, мы имеем дело с рыночной экономикой, которая находится в процессе становления и имеет рудименты прежней командно-административной системы.

      Во-вторых, современная белорусская экономика - это еще не рыночная система, поскольку рыночные механизмы здесь не получили достаточного развития. Поэтому нет возможности использования общепринятых в условиях развитой рыночной системы методов и рычагов воздействия на экономические процессы.

      В-третьих, это чрезвычайная глубина и острота  макроэкономической нестабильности, не имеющая аналогов в мировой истории  экономического развития.

      В-четвертых, решение задачи макроэкономической стабилизации в Республики Беларусь связано не просто с разработкой и реализацией набора определенных экономических мер, а одновременно и с формированием новой системы экономических отношений. В этом смысле макроэкономическая стабилизация носит не только функциональный, но и трансформационный характер, формирует новый режим функционирования экономики и действия новых экономических институтов.

      Необходимость обоснования государственных макроэкономических решений кажется очевидной, никем  не оспаривается и даже периодически декларируется органами и представителями государственной власти. Однако на деле эта задача не решается.

      На  мой взгляд, одна из главных причин такого положения заключается в том, что не создана институциональная система, позволяющая органично включить процесс обоснования в технологию подготовки и принятия решений.

      В практической макроэкономической политике к сожалению отсутствует понимание  необходимости единого методологического  подхода, представление о том, что  объект макроэкономической политики не упростился, а усложнился и взаимосвязи также усложнились и характеризуются возросшими противоречиями, возросшим числом посредников и транcакционных издержек равных затратам в прошлом на содержание ВПК.

      Это приводит к тому, что комплексность  и системность известных программ макроэкономического регулирования подменяется механическим расширением перечня вопросов, раскрываемых в таких программах. При этом каждый вопрос решается изолированно от других, зачастую в противоречии с ними, а реализация программы либо ведет к накоплению противоречий в системе макроэкономического регулирования, либо оказывается невозможной из-за этих противоречий.

      В целом же, проводя политику свертывания  государственных расходов, государство  попадает в круг, т.к. оно отказывается от проведения активной экономической политики, способной создать предпосылки для выхода из кризиса в условиях, когда неотрегулированные рыночные механизмы не справляются с задачей обеспечения роста. Вместе с тем одним из главных аспектов перехода к новому механизму экономического роста является формирование системы институтов, обеспечивающих согласование деятельности всех участников воспроизводства с конечными макроэкономическими целями хозяйственного развития.

      Необходимо  чтобы в процессе подготовки макроэкономических решений их обоснование перед общественностью выступало в качестве необходимого элемента, это потребует изменения и идеологии, и технологии подготовки и реализации таких решений, даст совершенно иные результаты. Такой подход означает изменение отношений подчиненности, заложенных сегодня во все элементы работы над макроэкономическими решениями.

      Важная  составляющая макроэкономической системы  – организация взаимодействия, прямого  и обратного, в институциональной  системе. Это именно та область, которой до сих пор не уделялось должного внимания, и работа в которой представляется наиболее перспективной. Иными словами, речь идет не о ломке сложившейся системы, а о настройке ее с целью добиться, с одной стороны, управляемости, а с другой стороны, переориентации экономических интересов на задачи долгосрочного развития. Именно этот аспект государственной макроэкономической политики можно рассматривать как главный, открывающий перспективы перехода от спада и депрессии к экономическому подъему.

      Содержание  экономической политики в Республики Беларусь должно сводиться к решению двух стратегических задач:

      - достижению стабилизации, то есть  макроэкономического равновесия  при сохранении производственного,  технологического и интеллектуального  потенциала страны;

      - обеспечению роста в условиях динамического равновесия с увеличением производственного, технологического и интеллектуально-професионального потенциала.

      При этом необходимо выявить характерные  особенности процесса выработки  и реализации этих макроэкономических решений в рыночной экономике.

      Необходимо  определить новые направления рационализации налоговой политики, как важнейшего фактора достижения равновесного состояния  макроэкономики, а также денежно-кредитной  и инновационно-инвестиционной политики, как основных инструментов реализации макроэкономических решений через достижение финансовой сбалансированности народного хозяйства в целом и государственных финансов в частности не за счет ужесточения финансового режима, а за счет расширения финансовых возможностей граждан, предприятий и государства.

Титульный лист.doc

— 25.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и социально-экономические условия его обеспечения