Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовая готовый вариант.docx

— 75.81 Кб (Скачать)

Если сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень  расходов на здравоохранение достиг почти 5%.

В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать  средства республиканского бюджета. Это  ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания  школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты  семьям, взявшим их на воспитание, увеличены  на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной  программы поддержки семей при  рождении третьего ребенка.

Бюджетная политика также  направлена на сокращение бюджетного дефицита. Его уровень в 2010 году был запланирован в размере 910 млрд. руб., или 1,5% к ВВП. Источниками покрытия дефицита  выступали  на 386,3 млрд. руб., выпуск ценных бумаг и реализация государственного имущества, а на остальные 527,7 млрд. руб. – внешние источники.

[10]

Основной причиной возникновения  дефицита государственного бюджета  становится недостаточность объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового  планирования РБ является приоритет  в определении расходов. Это означает определение сначала размера  необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем  изыскание финансовых ресурсов, способных  их обеспечить

В бюджетной политике нашего государства реализуется пассивная  форма дефицита. Это означает, что  большая часть бюджетных средств  направляется на социальную поддержку  населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва  между доходами и расходами. Дефицит  становится управляемым лишь при  соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра  государственными ресурсами.

Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед  бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники  налоговых органов  обращают на выявление  теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.

[15]

Основной целью ДКП РБ в течение ряда является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты. Это осуществляется посредством поддержания плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В рамках формирования предпосылок для использования российского рубля на территории РБ динамика обменного курса белорусского рубля обеспечивается в соответствии с изменением курса российского рубля. В качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики РБ используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного – курс белорусского рубля к доллару США.

[10]

Финансовая политика на современном  этапе прошла длительный и тернистый  путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную  бюджетную, налоговую денежно-кредитную  систему. Это было сопряжено с  определенными трудностями, проявившимися  в высоких темпах инфляции, наличии  бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты  называют  игнорирование объективных  закономерностей экономического развития республики. За последние годы в  области финансовой политики произошли  серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро. Конечно же нельзя не сказать о современном кризисе, который значительно затруднил финансовое положение Беларуси, огромных цен на товары и услуги, снижение уровня жизни населения.

 

 

3.2 Пути совершенствования финансовой политики Республики Беларусь

 

 

Невысокие темпы  экономического роста, наличие инфляции и дефицита государственного бюджета, низкий уровень рентабельности отраслей народного хозяйства, необходимость  поддержки определенных групп населения, ограниченность финансовых ресурсов на всех уровнях экономики свидетельствуют  о необходимости поиска путей  совершенствования финансовой политики.

Решение экономических проблем  Беларуси состоит в проведении рыночных реформ. В республике стабилизационный этап, предшествующий более активным мероприятиям, затянулся. Очевидно, что  в Беларуси политика реформ «поспешай  медленно» провалилась.

Использование административного  ресурса в сегодняшних условиях неэффективно. Экстенсивные факторы  производства практически исчерпали  себя. В наши дни ставку надо делать на стимулирование экономической инициативы и активности хозяйствующих субъектов. Основа современной финансовой политики состоит в признании свободы  предпринимательской деятельности, во введении разнообразных форм хозяйствования, приватизации государственной собственности  и в переходе к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных  и государственных хозяйствующих  субъектов.

Переход к рыночному механизму  хозяйствования объективно предполагает финансовую либерализацию. При значительной экономической нестабильности, имеющей  место в нашей республике, нельзя отказаться о системы контроля. В  то же время желание участвовать  в различных экономических союзах диктует определенные требования к  финансовой и экономической системе  нашей страны.

[15]

При реформировании финансовой сферы правительству следует  укрепить основы финансовой системы  – отчетность, законодательную базу, обеспечение соблюдения соглашений, порядок раскрытия информации, новые  структуры регулирования и контроля. На смену прямому вмешательству  государства должна прийти адекватная система законодательства и регулирования.

Так активное участие Беларуси в региональных экономических союзах, например, в Евразийском экономическом  сообществе вызывает необходимость  реформирования налоговой системы. Основное направление совершенствования  налоговой политики республики состоит  в снижении налоговой нагрузки. Кроме  этого налоговую политику в 2009 году предполагается проводить по следующим  направлениям: повышение эффективности  налоговой системы, выравнивание условий  налогообложения для плательщиков, упорядочение вопросов взимания местных налогов и сборов.

Для повышения эффективности  налоговой системы необходимо отказаться от оборотных платежей. Проблема нашей  налоговой системы состоит в  том, что налогооблагаемая база для  расчета одних налогов включает  суммы других налогов. В результате налогообложения осуществляется по принципу «снежного кома».

На сегодняшний день назрела  необходимость снижения налогового давления на заработную плату для  снижения общего уровня нагрузки и  повышения благосостояния граждан. Это вызвано тем, что за последние  годы наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу. Одной из причин такой тенденции  является снижение общего уровня жизни  и дохода населения. Но большое влияние  также оказывает сокрытие объекта  налогообложения. Поэтому целесообразно  снизить подоходный налог по аналогии с российской практикой.

В отношении такого важного  источника доходов бюджета, как  налог на прибыль тоже необходимы преобразования. Эти преобразования должны коснуться правил исчисления налогооблагаемой базы, из которой  необходимо исключить все затраты, непосредственно связанные с  осуществлением производственной деятельности.

Для нашей налоговой системы  характерно наличие большого числа  налоговых льгот, что значительно  снижает поступления в бюджет и снижает стимулы к повышению  эффективности деятельности хозяйствующих  субъектов. Нельзя отказаться от льгот, связанных со структурной перестройкой экономики и стимулированием  инвестиций. В нынешних условиях они  должны иметь временный и направленный характер и, что особенно важно –  выдаваться участникам экономической  деятельности, а не отдельным территориям  и регионам. Систему налоговых  льгот в нашей республике необходимо переориентировать от социально-защитных к инвестиционно-стимулирующим льготам.

Основным недостатком  современной бюджетно-налоговой  политики РБ является решение повседневных задач по наведению дисциплины в  ущерб реализации стратегических планов.

[10]

Значительным достижением  в области бюджетной политики стал отказ с 2004 года от эмиссионного кредитования дефицита государственного бюджета. Прекращение практики эмиссионного кредитования может создать условия как для снижения инфляции, так и для макроэкономической стабилизации в целом.

В области бюджетной политики большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов  и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов. Сложность решения данной проблемы состоит в том, что налоговые  источники на сегодняшний день не могут быть увеличены, так как  дальнейшее увеличение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффективности производства и снижению конкурентоспособности  отечественной продукции.

В условиях ограниченности финансовых ресурсов проблема поиска дополнительных неналоговых источников доходов стоит очень остро. Одним  из основных направлений увеличения доходов бюджета должно стать  использование выгодного географического  положения республики. Развитие туризма, сети придорожного и приграничного  сервиса. Одним из новейших направлений  развития туризма может стать  сельский туризм, такой популярный сейчас в Европе. Начиная с 2002 года, в республике реализуются мероприятия  по расширению сети платных автостоянок  и парковок в городах республики. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты  ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей.

Для того чтобы увеличить  поступления в бюджет, местным  органам власти предоставлено право  по введению местных налогов и  сборов, установлению повышающих коэффициентов  к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на недвижимость, экологического налога на добываемые ресурсы.

Для улучшения структуры  государственных расходов целесообразно: проводить конкурсное выделение  бюджетных средств на их инвестирование в реальный сектор экономики; перейти  к оказанию адресной социальной поддержки  по строго определенным критериям бедности; оптимизировать расходы на силовые  структуры и финансирование органов  государственной власти и управления.

Для того чтобы узаконить  целевой характер бюджетного дефицита и контролировать эффективность  использования ресурсов, привлекаемых для его покрытия, предлагается составлять бюджет на многовариантной основе. Это предполагает наличие текущего бюджета, который составляется по принципу баланса, т. е. с нулевым сальдо, и  бюджета развития, в котором отражаются расходы сверх предполагаемых доходов  и возможно отрицательное сальдо.

Финансовому оздоровлению будет  способствовать признание свободы  предпринимательской деятельности. Ориентация на малый и средний  бизнес может привести к значительному  увеличению числа налогоплательщиков и активизации хозяйственной  жизни республики. Кроме того, малое  предпринимательство создает новые  рабочие места для населения, экономит пособия по безработице, создает  новые формы обслуживания населения. Введение различных форм хозяйствования создаст условия для развития конкуренции, проявления инициативы в лучшем сбережении и обновлении ассортимента продукции и технической базы.

[15]

Финансовая политика проводится в рамках общей экономической  политики. Сегодня денежно-кредитная  сфера РБ  (в виде двухуровневой  банковской системы) отвечает рыночным принципам, а нефинансовый сектор (в  частности реальный сектор экономики) ориентирован на работу в условиях мягких бюджетных ограничений. Возникает  своеобразная коллизия. Поэтому НБ РБ вынужден сочетать два подхода  к монетарному регулированию.

С одной стороны, он стремится  ограничить денежную эмиссию и осуществлять более жесткую денежно-кредитную  политику, стимулируя субъектов хозяйствования к проведению активной структурной  перестройки. Таким образом, для  предприятий создаются рыночные условия функционирования, предполагающие не распределение, а зарабатывание  денег. При этом достаточно распространенной практикой является выдача льготных кредитов. Результат такой политики – поддержание рентабельного  уровня хозяйствования большинства  промышленных предприятий и минимизация  размеров официальной безработицы. Такая политика ведет к росту  иждивенческих настроений и снижению экономической заинтересованности предприятий. Такие противоречия приводят к несбалансированности экономики.

Отказ от эмиссионного кредитования позволит снизить инфляционное влияние  на денежную сферу республики. Чтобы  гибко реагировать на изменения  денежной массы, в республике надо развивать  рынок ценных бумаг как наиболее эффективный инструмент ее регулирования. Важным моментом является повышение  доверия населения к деятельности государственных органов и банковской системе.

На такой основе станет возможным привлечение свободных  денежных средств населения и  частично решится проблема пополнения финансовых ресурсов. В республике для обеспечения экономического роста необходимо создать условия  для деловой активности населения  и хозяйствующих субъектов. Это  позволит улучшить инвестиционный климат.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства