Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:42, курсовая работа
В ходе работы необходимо решить целый ряд задач: раскрыть сущность и содержание макроэкономического равновесия и денежной политики, показать этапы развития финансовой политики как особой сферы деятельности государства, охарактеризовать тенденции налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политики, обозначить недостатки финансовой политики РБ, обобщить предложения по реформированию финансовой политики и определить пути ее совершенствования.
Введение……………………………………………………………………. 3
1. Денежная политика и макроэкономическое равновесие:
сущность, инструменты, подходы………………………………………… 4
1.1. Цели и сущность денежной политики………………………………...4
1.2. Виды денежной политики и механизм её реализации………………6
1.3. Сущность макроэкономического равновесия……………………….13
2. Макроэкономическое равновесие и денежная политика в
зарубежных странах: опыт и перспективы………………………………15
2.1. Современная денежная политика Японии…………………………..15
2.2. Проведение денежной политики в России: современное
состояние денежной политики, проблемы, тенденции, перспективы….17
3. Денежная политика в Республике Беларусь: состояние,
проблемы, перспективы…………………………………………………...21
3.1. Современное состояние Бюджетной системы Республики
Беларусь, проблемы ее реформирования………………………………...21
3.2. Пути совершенствования финансовой политики
Республики Беларусь…………………………………………………........26
Заключение…………………………………………………………………31
Список использованной литературы……………………………………..33
В свою очередь политика
ограничения деловой
Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов. Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Теперь, рассмотрев какие виды финансовой политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.
Итак, реализация финансовой политики проводится в три этапа:
1. Выработка научно обоснованных
концепций развития финансов, которая
формируется на основе
2. Определение основных
направлений использования
3. Собственно осуществление
практических действий, направленных
на достижение поставленных
Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.
Известно, что существуют
два типа финансовой политики: а) дискреционная
политика или политика, проводимая
непосредственно
Описанный выше способ реализации
финансовой политики, несомненно, относится
к первому ее типу. Для второго
же он будет абсолютно неверен, что
объясняется особенностями
Под недискриционной финансовой
политикой понимают ряд способностей
налоговой системы к
Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной части государственного бюджета над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.
Итак, допустим, что в стране
наблюдается незначительный спад производства,
а правительство не успело еще
принять ответные меры. Тогда сокращение
доходов граждан, а также хозяйствующих
субъектов неизменно приведет к
снижению налоговых поступлений, однако
это и требуется для
Кроме налогового существует еще ряд важных встроенных стабилизаторов, которые в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них можно выделить следующие четыре, а именно:
1. Социальные выплаты,
включая пособия по
Другие типы пособий —
такие, как благотворительные выплаты
вне рамок системы социального
страхования, — по характеру своего
автоматического
2. Актуальные для развитых
капиталистических стран
3. Эффект надежности компаний.
Практика показывает, что с целью
создания иллюзии стабильного
дохода корпорации, акционерные
общества другие подобные
4. Инертность склонности
к потреблению. Так, индивид,
стремясь поддержать привычный
жизненный уровень, медленно
Несмотря на безусловно полезные способности налоговой системы к стабилизации, без целенаправленного воздействия правительства на экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:
1) Саморегулирования
2) Политические и другие
внеэкономические соображения,
Таким образом, регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики, несмотря на возражения экономистов проповедующих невмешательство в экономику, представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Основными орудиями дискреционной финансовой политики являются: общественные работы и другие программы, связанные с расходами; социальные программы; правительственные закупки; государственные инвестиции; изменение расходов трансфертного или перераспределительного типа; управление налоговым гнетом.
Таким образом, можно найти два главных элемента, составляющих финансовую политику:
1) Политика в области государственных расходов.
2) Фискальная политика.
Проанализируем первый элемент. К нему можно отнести все программы, связанные с государственными расходами.
Во-первых, это общественные работы, которые на заре финансовой политики широко применялись, если экономике угрожала депрессия и как ее следствие — безработица. Такие программы имели своей целью увеличить занятость и зачастую являлись весьма поспешными и расточительными. Правда, есть и положительные примеры: в послевоенной Германии крупные средства отводились на постройку новых дорог и автомобильных магистралей, что не только снизило уровень безработицы, но и положительно повлияло на развитие производства, а также освободило государство от обременительных расходов в будущем, обеспечив страну на тот момент одной из лучших в мире дорожной системой.
Однако теперь произошел отход от политики общественных работ, что объясняется фактором времени. Так, правительство обычно узнает, что экономика вступила в стадию спада только после того, как последний уже поразил хозяйство страны. Например, когда страны ОПЕК подняли цены на нефть только немногие экономисты предвидели всю полноту последствий, которые данное повышение повлечет за собой. Стабилизационная политика стала проводится лишь через несколько месяцев после начала спада, когда снижение деловой активности было заметно уже невооруженным глазом.
Получив достоверную информацию о поразившем страну кризисе, государственные органы начинают вырабатывать общественные программы, но к тому времени, когда они будут представлены и начнут реализовываться потребность в них уже исчезнет, ибо время депрессии станет подходить к концу.
В общей сложности следует отметить, что общественные работы являются неэффективным инструментом дискреционной политики.
Вторым инструментом дискреционной
финансовой политики являются государственные
программы расходов на социальные нужды.
Так, правительство может
Однако недостатком
Третий из основных рычагов,
с помощью которых
Наконец перейдем к фискальной
политике как второму элементу политики
финансовой. Сущность ее заключается
в искусном изменении налогового
бремени в течение всего
Под налогом, сбором, пошлиной
и другими платежами понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами.
Совокупность взимаемых в государстве
налогов и других платежей, а также
форм и методов их построения образует
налоговую систему фискальной политики.
При этом объекты налогообложения
весьма различны: среди них и доходы,
и стоимость определенных товаров,
отдельные виды деятельности налогоплательщиков,
операции с ценными бумагами, пользование
природными ресурсами, имуществом юридических
и физических лиц, передача имущества,
добавленная стоимость
Кроме того, реализация фискальной политики должна учитывать три важнейшие функции государственного управления налогообложением:
1. Обеспечение финансирования государственных расходов, то есть прямая функция налогов;
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
3. Государственное
Анализируя налоги как средство государственного управления деловой активностью, важно остановиться на регулирующих их функциях: установление и изменение системы налогообложения; определение налоговых ставок, их дифференциация; предоставление налоговых льгот; освобождение от налогов части прибылей и капитала с условиями их целевого использования в соответствии с задачами общей экономической политики правительства.
Избрав либеральную или
протекционистскую
Однако дискреционная фискальная политика, как и политика, основанная на использовании встроенных стабилизаторов, также имеет ряд своих недостатков.
Подводя итог, хотелось бы особенно отметить, что в любом случае государство, имея возможность применять все элементы финансовой политики, обладает мощнейшим инструментом, позволяющим весьма эффективно бороться с любыми трудностями, которые бы не постигли переходную белорусскую экономику. Важно лишь со знанием дела использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно продвигаться по пути укрепления экономики.
1.3 Сущность макроэкономического равновесия
Различаются общее и частное
макроэкономическое равновесие. Общее
равновесие означает такое состояние
экономики в целом, когда имеет
место соответствие (согласованное
развитие) всех сфер экономической
системы с учетом интересов общества
и его членов, то есть совокупной
соразмерности и
Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства