Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика национального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1 Макроэкономическое равновесие: базовые модели 5
1.1 Классическая теория 5
1.2 Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории 11
2 Модели денежно-кредитной политики в современной экономике 19
2.1 Кейнсианская теория денег 19
2.2 Монетаристский подход 20
3 Стратегии Федеральной Резервной Системы США в управлении денежно-кредитной политикой 25
3.1 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной денежной политики 25
4 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы развития 28
Заключение 34
Список используемых источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 117.37 Кб (Скачать)

     Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в первом полугодии 2009 г. явились поддержание курса белорусского рубля по отношению к корзине иностранных валют в пределах установленного коридора допустимых изменений, развитие и укрепление банковского сектора Республики Беларусь, в том числе рост ресурсной базы, нормативного капитала; эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы.

     Согласно "Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2010 год", денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году будет направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития.

     Этот  документ разработан в увязке с прогнозом  социально-экономического развития и  проектом бюджета страны на очередной  год. Он определяет основные задачи и  инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.

     В соответствии с основными направлениями  в следующем году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

     Следует отметить, что с учетом действующих  и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

     В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках.

     Основные  параметры развития банковского  сектора, в первую очередь объем  предоставляемых предприятиям и  населению кредитных ресурсов, будут соответствовать динамике макроэкономических показателей и обеспечат дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны, [11, с.26−27].

     В 2011 году Национальный банк обеспечит эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы, а также дальнейшее расширение сферы безналичных расчетов.

     В области международного сотрудничества продолжится реализация мероприятий  по интеграции банковских систем Республики Беларусь и других государств − участников СНГ, а также сотрудничество с международными финансовыми организациями.

     В целом в 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения, отметили в управлении информации Нацбанка.

     Международный валютный фонд (МВФ) считает необходимым  еще более ужесточить кредитную  политику Нацбанка в ближайшее время.

     Учитывая, что уровень процентных ставок уже  высок, следует ввести строгие ограничения  на кредитование в рамках госпрограмм. Это не только приведет к снижению спроса на импорт, но также будет  способствовать более эффективному управлению рисками в банках. По мнению экспертов фонда, ослабление этой политики должно происходить при условии продолжения снижения инфляции и восстановления уровня резервов.

     Эксперты  МВФ подчеркивают необходимость  усиления операционной независимости  Нацбанка путем изменения законодательства, что будет способствовать реализации жесткой денежно-кредитной политики и проведению эффективного банковского надзора.

     Они также указывают на желаемую передачу уже выданных в рамках госпрограмм  кредитов в предлагаемое агентство  финансового развития, которое должно стать исключительным источником финансирования госпрограмм. Эксперты уверены, что это очистит балансы банков и позволит им отойти от финансирования госпрограмм. В данной ситуации менее восприимчивый к глобальному кризису банковский сектор Беларуси остается уязвимым с точки зрения увеличения проблемных активов и нехватки внутренней ликвидности, полагают в МВФ.

     В нынешних непростых условиях много  говорится о важности поддержки банковской системы страны. Бурно обсуждаются проблемы и последствия любых изменений. Само собой разумеется, банки − кровеносные сосуды, но помимо больших артерий есть еще и капилляры, о которых, кажется, незаслуженно забыли. Движение кредитной кооперации, которое в нашей стране несколько лет назад по существу только начало развиваться, с наступлением тяжелых времен подверглось очередному испытанию.

     В Беларуси число работающих кредитных  кооперативов не превышает десятка, число пайщиков измеряется сотнями. Так нужно ли говорить о помощи кредитной кооперации сегодня? Возможно, этот вопрос кому-то покажется риторическим.

     А меж тем в мире ситуация совсем другая. Кредитная кооперация работает в 84 странах мира, участие в ней принимает более 123 миллионов человек. В странах − ближайших соседях − Украине и Польше кредитные союзы объединяют по 2 млн.граждан.

     Конечно, и проблемы, возникшие в связи  с кризисом у "соседских" кредитных  союзов − иного порядка. Например, еще месяц назад Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины обратилась с программой антикризисных мероприятий, включающей помощь в размере 1млрд.гривен, в Кабинет Министров. Проблема оттока вкладов, которую тяжело переживают в Украине и банки, и кредитные кооперативы, может привести к уходу с рынка до 10% последних − до конца текущего года. До 20% союзам требуется рефинансирование, а ведь их количество измеряется сотнями.

     Кризис, конечно, отразился на кредитных  кооперативах Беларуси. Если за основу взять динамику "Столичного клуба  взаимопомощи", то за первый квартал 2008 года было заключено 211 договоров  на выдачу займов (сумма займов − 600 млн.руб.), а за первый квартал 2009 года − 190 (сумма займов − 578 млн.руб.). Соответственно договора на привлечение займов 2008 год − 124 (сумма займов − 516 млн.руб.), 2009 год − 84 (сумма займов − 222 млн.руб.).

     То  есть при небольшом снижении (на 4%) суммы выданных займов кредитный  союз столкнулся с существенным падением (на 56%) объемов привлеченных денег. По статистике сбережения "приносят" в союз относительно небольшое число участников, и хотя доля вкладчиков существенно не изменилась: в 2008 году это было 13% участников, а в 2009 году − 10%, но качественные показатели изменились существенно.

     Отсутствие  законодательства и информационной базы в отношении кредитной кооперации в стране сильно тормозит ее развитие. И если по вкладам населения в  банках в конце года принят закон  о 100% гарантиях, о чем ведется  широкая разъяснительная работа, то о кредитных союзах люди по сути ничего не знают, что играет негативную роль.

     Тем не менее, мало кому, например, известно, что один из кредитных союзов, привлекающий среди прочих займы в белорусских  рублях, зафиксированные в эквиваленте долларов США, достаточно достойно перенес прошедшую девальвацию, приняв решение вернуть своим вкладчикам разницу, которую они потеряли в связи с ростом курса.

     В 2009 году сильно уменьшилась доля заемщиков. Если в 2008 году они составляли 45% пайщиков − членов союза, то сегодня их − всего 34%.

     Участники кредитного союза, как, впрочем, и граждане в целом, более осторожно и  взвешенно подходят к решению  воспользоваться кредитом или нет. Учитывая то, что сотрудникам кредитного союза приходится доверительно разговаривать с участниками, ярко видны проблемы вызванные кризисом. В начале года тяжелое положение было у частного бизнеса, когда резко изменился курс валюты, а сейчас кризис в большей степени отражается на гражданах, работающих на госпредприятиях, в связи с переводом предприятий на трехдневку, снижением реально получаемой оплаты труда.

     Проблемные  займы, конечно, есть и у кредитных  союзов, но их уровень неоднороден. В начале 2009 года в одном из кредитных  кооперативов процент невозвратов поднялся до 10%, сегодня ситуация стабилизировалась, и проблемные займы составляют там 4%, что тоже немало. Впрочем, такой всплеск, во многом, можно списать не на объективные причины, а на элементарное нежелание возвращать деньги под предлогом наступления кризиса. Но это максимальный показатель из имеющихся, всего из восьми союзов, который входят в Ассоциацию, невозвраты есть у трех. С другой стороны, есть кооператив, расположенный в деревне, где возвратность займов 100%.

     Нужна ли кредитным кооперативам помощь сегодня? Да, но скорее не финансового порядка. К моменту начала кризиса объемы сбережений и кредитования у белорусских кредитных союзов были невелики, соответственно - и теперь стало понятно, что это преимущество, проблемы тоже оказались не того порядка, как в кредитных кооперативах наших соседей. Однако, думается, без вразумительной государственной стратегии в отношении развития кредитной кооперации в нашей стране не обойтись. Ведь пустив на самотек дело сейчас, можно перечеркнуть всю работу по развитию движения кооперации, которая проводилась последние годы.

     Прежде  всего, кредитным союзам как воздух необходимо принятие законодательства, которое регламентировало бы их работу. Но если в отношении банковской системы государство двигается очень конструктивно, например, по гарантиям вкладов, то в отношении кредитных союзов такие возможности упускаются.

     Таким образом, денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Согласно "Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год", денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития. 
 
 
 

     Заключение

 

     С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная политика.

     Из  зарубежного опыта следует,  что  системы денежно-кредитного регулирования, предполагающие в качестве основной, приоритетной, цели обеспечение стабильного обменного курса национальной валюты, обладают рядом важных достоинств с точки зрения возможности практического использования данного опыта при проведении денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

     Во-первых, в условиях небольшой экономики, которая тесно связана с внешним  миром, именно стабильный валютный курс обеспечивает наиболее благоприятные  условия для динамичного развития внешнеэкономических связей и на этой основе − интеграции народного хозяйства в систему глобальных экономических процессов, формирования конкурентоспособной и растущей экономики.

     Во-вторых, динамика валютного курса в условиях нестабильной экономики является более четким ориентиром и показателем эффективности политики центрального банка в оперативном плане по сравнению с динамикой различных денежных агрегатов, так как на характер последней оказывает существенное влияние множество конъюнктурных факторов.

     Наконец, в-третьих, обеспечение стабильного  валютного курса само по себе предполагает проведение достаточно жесткой денежно-кредитной  политики, что является залогом достижения других ее целей.

     В курсовой работе была рассмотрена и  изучена кредитная политика Республики Беларусь как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства