Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика национального банка является составной частью единой государственной экономической политики. При разработке прогноза экономического развития страны в обязательном порядке учитываются показатели, которые необходимо достичь экономике в определенные этапы времени, в частности, развитие рынка капиталов, развитие банковской и платежной систем, обеспечение устойчивости национальной валюты, увеличение спроса экономики на деньги и т.д. Все эти вопросы регулируются при разработке и реализации денежно-кредитной политики государства, без которой нормальное функционирование экономики невозможно.

Содержание

Содержание 2
Введение 3
1 Макроэкономическое равновесие: базовые модели 5
1.1 Классическая теория 5
1.2 Макроэкономическое равновесие в кейнсианской теории 11
2 Модели денежно-кредитной политики в современной экономике 19
2.1 Кейнсианская теория денег 19
2.2 Монетаристский подход 20
3 Стратегии Федеральной Резервной Системы США в управлении денежно-кредитной политикой 25
3.1 Борьба с инфляцией при помощи целенаправленной денежной политики 25
4 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и перспективы развития 28
Заключение 34
Список используемых источников 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 117.37 Кб (Скачать)

     3 Стратегии Федеральной Резервной Системы США в управлении      денежно-кредитной политикой

 

     В октябре 1982 года руководство ФРС  объявили о новой смене курса. Его проведение предусматривало  уменьшение внимания к регулированию  роста денежной массы, рассмотренной  в весьма узком аспекте агрегата М1, а также уровня независимых резервов, и усилению внимания к агрегатам М2 и М3. Кроме того, ФРС декларировала быстрое и гибкое реагирование на все возникающие изменения в финансово-экономических сферах, понимая под этим целую гамму факторов: воздействие изменений правил правительственного и банковского контроля на скорость обращения денег, состояние экономики в целом, условия функционирования мировой экономики, проблемы международной задолженности.

     С другой стороны, ФРС продолжала объявлять  пределы роста агрегатов денежной массы, но не столь строго корректировала возникающие изменения, руководствуясь принятой тактической установкой. В своих повседневных операциях ФРС стала уделять основное внимание резервам, полученным путём займа.

     Вслед за кризисом, охватившим фондовую биржу в октябре 1987 года, Совет Управляющих Федеральной Резервной Системы начал испытывать весьма обоснованные опасения, что слишком большое внимание к уровню резервов, полученных путём займа, рассматриваемых в качестве тактической цели денежно-кредитной политики, приводит к резким колебаниям процентных ставок по федеральным резервным фондам. После этого Федеральная Резервная Система направила свои усилия на фиксацию норм процента федеральных резервных фондов в пределах установленного диапазона.

     Такая денежно-кредитная политика, отличающаяся эластичностью, плавными изменениями  и корректировками, трудно поддаётся  графической интерпретации.

     Её  курс пролегает между крайностями  денежно-кредитной политики, жёстко фиксирующей количество денег с  одной стороны, и денежно- кредитной политики, строго регламентирующей уровень норм процента – с другой.

     3.1 Борьба с инфляцией  при помощи целенаправленной  денежной       политики

 

     Одной из самых серьезных трудностей, с  которой столкнулась экономика на современном этапе, явилась инфляция. Эта проблема особенно стала остро в 70-х годах. Так, в США темпы инфляции за десятилетие утроились с 4% до 13% в год. Причиной такой ситуации в Соединенных Штатах явилась утрата доверия к тому, как управляется американская экономика. Позиции доллара на зарубежных валютных рынках ослабли, а на рынках кредитных ресурсов значительно повысились нормы процента за их предоставление.

     Усиление  инфляционных процессов заставило  экономистов провести ряд исследований в данной области. В результате проведенной  работы был сделан вывод о необходимости  установления контроля над кредитно-денежными  агрегатами. Другими словами, специалисты  заключили, что скорость обращения денег, выраженная отношением номинального объема производства к величине спроса населения на денежные средства, является показателем достаточно стабильным и предсказуемым. 

     V=Y/M 

     V − скорость обращения денежной массы;

     Y − номинальный объем производства;

     M − величина денежной массы в обращении. 

     Исходя  из этой формулы, было предложено бороться с инфляцией. Если скорость обращения стабильна, тогда желаемого объема производства можно достичь, задавая соответствующие значения величины денежной массы в обращении. Нужно отметить, что на практике данный процесс более сложен, поскольку выбор монетарной переменной влияет на уровень процентных ставок, что, в свою очередь, оказывает воздействие "на степень привлекательности хранения на счетах денежных средств", то есть на скорость обращения денег.

     Величина  номинального дохода может быть выражена следующим образом: 

     Y=P * y 

     Y − рост номинального дохода;

     P − темпы инфляции;

     y − темпы роста реального объема производства. 

     Было  признано, что современные темпы  роста реального объема производства будут приближаться к потенциальным темпам роста объемов, вовлеченных в экономическую деятельность ресурсов, а также их производительности.

     Кредитно-денежная политика не сможет оказывать серьезного влияния на долговременную тенденцию  роста объемов производства, или  это влияние будет носить негативный характер, поскольку дестабилизируется  денежная система и создаются  препятствия на пути капиталовложений в экономику. При таких условиях изменение темпов роста величины номинального дохода будет означать аналогичные изменения темпов инфляции. Следовательно, ликвидация инфляции и  восстановления контроля в области  ценообразования требует замедления роста денежной массы, [22, с.251−262].

     Кредитно-денежная политика США основывается на вышеизложенной концепции.

     На  основании ее в 1978 году Конгресс США  принял законодательство, обязывающее  ФРС установить пределы роста  денежной и кредитной массы. Также  был принят "Акт о полной занятости  и сбалансированном росте". В нем  указывались цели кредитно-денежной политики: обеспечение высокого уровня занятости и поддержания стабильности цен. Для достижения этого ФРС  предписывалось ежегодно объявлять  величину денежной массы и кредитных ресурсов на следующий год, что должно воздействовать на ожидаемое функционирование экономики и темпы инфляции.

     Признавая, что не всегда можно поддерживать желаемое соотношение между ростом денежной массы и темпами экономического развития, закон не обязывает ФРС точно соблюдать заявленные параметры денежной массы. Однако, в случае, если расхождение имеет место, ФРС должна объяснить их причины. Величины денежной массы и кредитной эмиссии объявляются в феврале каждого года и корректируются в докладе, представляемом в конгресс в июне. В этом докладе также называются предварительные оценки указанных величин на следующий год.

     Данная  политика преследует три основные цели: во-первых, ограничение роста цен; во-вторых, извещение общественности о будущей стратегии ФРС, чтобы юридические и физические лица могли соотносить свое экономическое поведение с намерениями ФРС. И, в-третьих, усиление подотчетности и ответственности ФРС за принимаемые им решения и достижение намеченной цели.

     Нужно отметить, что опыт американских экономистов  в области борьбы с инфляцией может быть полезен при проведении антиинфляционных мер, тем более что данное направление экономической реформы признано приоритетным нашим правительством.

 

     4 Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: состояние и    перспективы развития

 

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь − составная часть единой государственной экономической политики.

     Правовой  основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка  и Правительства Республики Беларусь.

     Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля.

     В условиях экономики переходного  периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной  политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов.

     Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты, [21, с. 312].

     Сегодня можно говорить о том, что последовательное проведение данной политики позволило обеспечить ряд положительных результатов.

     Беларуси  одной из немногих стран бывшего  СССР удалось избежать системного банковского  кризиса. Конечно, случались и банкротства  банков, и определенные сбои в работе. Но даже во время российского дефолта  августа 1998 г., оказавшего весьма существенное негативное влияние на банковскую систему и всю экономику РБ, платежи осуществлялись стабильно, вкладчики при желании беспрепятственно могли получить свои деньги.

     Однако  следует отметить, что Беларусь занимает 10-е место по темпам девальвации  национальной валюты среди стран-участниц СНГ. Лидером по этому показателю стал Туркменистан, где официальный курс доллара вырос в 2,74 раза (с 5.200 до 14.250 манатов). Далее следует Украина − 33,5% (с 5,0500 до 6,7418 гривны). В первую шестерку вошли также страны Балтии, чьи валюты привязаны к ослабевшему евро, и Россия, рубль которой зависит от бивалютной корзины (доллар-евро). В Эстонии курс доллара увеличился с начала года на 14,34% (с 10,6382 до 12,1636 кроны), в Литве − на 13,6% (с 2,3572 до 2,6777 лита), в России − на 12,47% (с 24,5462 до 27,6060 рубля), в Латвии − на 12,4% (с 0,484 до 0,544 лата).1 января 2009 года Нацбанк Беларуси девальвировал белорусский рубль на 20% по отношению к доллару США и евро.

     Кредитная политика была направлена, как и  ранее, на максимально допустимое удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в кредитных ресурсах. Так, за январь-март банковская система оказала поддержку предприятиям и населению (с учетом финансового лизинга) в объеме 15,7 трлн. рублей в рублевом эквиваленте. Это на 1,9 трлн. рублей, или 13,9 процента, больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом наибольшие темпы прироста наблюдались по долгосрочным кредитам. Активная кредитная деятельность банков существенно амортизировала для отечественных предприятий внешние шоки, вызванные глобальным финансовым кризисом, и содействовала выполнению задач социально-экономического развития страны. При этом разница между стоимостью привлечения средств физических лиц в депозиты и стоимостью предоставленных кредитов физическим лицам в национальной валюте резко сократилась, что отражает стремление банков к поддержанию спроса на кредиты. Так, в марте она была равна 1,6 процентного пункта и по сравнению с декабрем 2008 г. уменьшилась на 2,8 процентного пункта.

     Согласно  постановления Правления Национального  банка Республики Беларусь от 24.07.2009 N 117 "Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за первое полугодие 2009 г. и задачах банковской системы  по их дальнейшей реализации", денежно-кредитная  политика в составе мер единой экономической политики в первом полугодии 2009 г. проводилась в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2009 год, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 460, с учетом складывающейся в условиях мирового финансово-экономического кризиса макроэкономической ситуации. Монетарная политика была направлена на сохранение финансовой стабильности и снижение внешних дисбалансов, что способствует достижению параметров экономического и социального развития страны, предусмотренных Указом Президента Республики Беларусь от 29 августа 2008 г. N 459 "Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2009 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 211, 1/9979), Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2008 года "О республиканском бюджете Республики Беларусь на 2009 год" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., N 288, 2/1546). Важнейшие мероприятия денежно-кредитной политики в первом полугодии 2009 г. вырабатывались и осуществлялись Национальным банком Республики Беларусь (далее - Национальный банк) совместно с Правительством Республики Беларусь, [10, с.32−34].

Информация о работе Макроэкономическое равновесие и денежная политика государства