Макроэкономические показатели результативности экономики РБ: анализ и проблемы оценки

Автор: Анна Козлова, 09 Сентября 2010 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Макроэкономическая теория, макроэкономика, исследует поведение экономики в целом, а также её крупных секторов, таких как государственный и частный сектор, государственные финансы и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетический комплекс, аграрно-промышленный комплекс, военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости между важнейшими общеэкономическими показателями. В этом состоит предмет макроэкономики как раздела экономической науки.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
1. Макроэкономические показатели результативности рыночной экономики: сущность, виды и измерение……………………………………………….7
2. Анализ динамики результативных показателей национальной экономики Республики Беларусь: методы оценки, тенденции………………………21
3. Проблемы и перспективы повышения результативности экономики Республики Беларусь…………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ АНЯ.docx

— 267.82 Кб (Скачать)

    Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад 

       Что касается общей социально-экономической  картины Республики Беларусь за январь – сентябрь 2009 года, то её можно охарактеризовать следующими данными, представленными в таблице №3.

Таблица 3. Основные социально-экономические показатели

Республики  Беларусь

(за январь-сентябрь 2009 г.)

 
 
 
Январь-сентябрь 
2009 г.
Январь-сентябрь 
2009 г.  
в % к  
январю-сентябрю 
2008 г.
Сентябрь 2009 г.  
в % к
Справочно 
январь-сентябрь 
2008 г.  
в % к 
январю-сентябрю 
2007 г.
сентябрю 
2008 г.
августу 
2009 г.
Валовой внутренний продукт (оценка), млрд. руб. 99978,6 99,7 х х 110,9
Продукция промышленности, млрд. руб. 90615,8 95,5 96,3 100,4 113,4
Производство  потребительских товаров, млрд. руб. 20924,1 99,4 99,5 111,6 113,1
продовольственных 11083,8 105,2 104,2 116,5 113,4
непродовольственных 8482,2 92,6 93,7 107,2 112,9
Инвестиции  в основной капитал, млрд. руб. 31043,5 114,5 103,9 121,5 123,0
в том числе строительно-монтажные  работы 15151,4 124,1 127,2 145,1 121,7
Ввод  в эксплуатацию жилья  
за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м  
общей площади
4521,1 115,3 118,0 в 3,2р. 110,4
в том числе в сельских населенных пунктах и малых городских поселениях 1812,2 115,4 112,3 207,6 103,1
    в сельских населенных пунктах
1231,0 103,4 89,1 191,0 99,6
Продукция сельского хозяйства 
в хозяйствах всех категорий, 
млрд. руб.
22220,6 102,4 х х 106,5
в сельскохозяйственных организациях1) х 107,1 х х 110,9
в хозяйствах населения  х 94,2 х х 99,9
  Производство  продукции сельского хозяйства  в 
сельскохозяйственных организациях2), тыс. т
         
  намолочено  зерна в перво-начально оприходованном  
весе (на 01.10.)
8496,3 96,6 х х 127,6
  картофель (на 01.10.) 594,2 106,8 х х 89,0
  овощи открытого  грунта 
(на 01.10.)
96,4 109,0 х х 105,7
  сахарная свекла (на 01.10.) 1257,2 108,4 х х 116,7
  реализация  скота и птицы  
на убой (в живом весе)
851,5 112,6 112,4 108,3 105,2
  производство  молока 4368,1 108,5 109,3 88,8 108,7
  производство  яиц, млн. шт. 1693,6 104,2 109,9 100,2 105,5
  Перевезено  грузов транспортом, млн. т 177,6 94,1 102,0 98,3 110,0
  Грузооборот транспорта,  
млн. ткм
38734,7 87,5 96,8 97,0 107,9
  Розничный товарооборот,  
млрд. руб.
40317,7 102,6 102,3 97,5 120,0
  Численность безработных, зарегистрированных 
в органах по труду, 
занятости и социальной защите 
(на конец отчетного периода), тыс. человек
42,2 106,1 106,1 94,7 85,6
  в % к экономически 
активному населению
0,9        
  Индекс потребительских  цен х 107,93) 111,7 100,3 109,43)
  Индекс цен  производителей промышленной продукции х 108,73) 110,0 100,6 115,13)
  в том числе  продукции производственно- 
технического назначения
х 110,33) 110,7 100,6 116,73)

Источник: Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-сентябре 2009 г.: стат. доклад.

      В целом картина довольна стабильна  по отношению к 2008 году, однако  есть различия между ожидаемым  результатом и результатом, который оказался на практике. Ниже приводится диаграмма (радар), наглядно характеризующая изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 годов:

                         

Диаграмма 1. Изменения основных показателей производства товаров и услуг за январь-сентябрь 2008 и 2009 гг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.  Проблемы и перспективы  повышения результативности  экономики Республики  Беларусь

      На основе ВВП рассчитываются показатели национальных счетов, широко используемые в экономической теории и статистике. Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели – объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНД) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода. На рис.1 приведена краткая схема  Системы национальных счетов.

      Национальное счетоводство - комплексная система понятий, которые объясняют создание, распределение, перераспределение и использование валового национального продукта и национального дохода в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

    

     Рис.1. Показатели СНС

       Модель национального счетоводства ООН можно рассматривать как некоторую теоретическую концепцию, которая включает в себя: а) описание продукта и дохода нации, а также их движение с точки зрения равенства инвестиций и сбережений; б) модель межотраслевого баланса В.Леонтьева "затраты- выпуск"; в) анализ движения (потоков) финансовых средств, отражающего встречное движение материальных благ и услуг. Практической реализацией данной концепции является система национальных счетов, т.е. конкретная статистическая система, базирующаяся на комплексе специальных балансов, в которых выражены равновесные состояния совокупности операций обмена между участниками экономических отношений. [8, с.197]

      Система национальных счетов - статистическая система, представляющая собой формализацию теоретической концепции национального счетоводства и состоящая из логически последовательной и интегрированной совокупности счетов, таблиц и балансовых ведомостей, которые отражают производство, распределение и использование валового национального продукта и национального дохода страны.[2, с.85] Система национальных счетов является замкнутой системой, где все счета страны могут быть сведены в единую матрицу, отражающую все потоки (товаров, услуг, денег, финансовых документов) в национальном хозяйстве. Основными структурными элементами системы национальных счетов являются: экономические функции - производство, потребление, накопление, посредничество в перераспределении доходов; экономические операции - индивидуальные акты, которые совершают хозяйственные единицы в процессе выполнения экономических функций (операции с материальными благами и услугами, операции по распределению, финансовые операции и пр.); экономические агенты - субъекты экономических операций, принимающие хозяйственные решения (чистые отрасли, институциональные секторы); объекты экономических операций - товары, услуги, деньги, финансовые документы. В системе национальных счетов используется система двойной записи по методу бухгалтерского учета. Метод построения системы национальных счетов заключается в отражении всех экономических процессов как совокупности двусторонних операций, совершаемых контрагентами. Национальное хозяйство представляется в виде замкнутой модели; экономическая деятельность субъектов расписывается по счетам как потоки доходов и расходов.

      Анализ эффективности функционирования национальной экономики Республики Беларусь показывает, что решение стоящих перед страной социально-экономических задач в значительной степени тормозится недостаточной отработанностью механизма макроэкономического регулирования хозяйственной деятельности. Во многом это обусловлено отсутствием должной методологической разработки, прежде всего проблем денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики применительно к условиям Республики Беларусь.

    Некритический перенос в белорусскую действительность постулатов классических либеральных теорий, ориентированных на экономически рациональное поведение субъектов хозяйствования и недооценивающих роль государства в управлении хозяйственными процессами, в определенной степени тормозит развитие национальной экономики, в рамках сложившихся институциональных ограничений вынуждая руководителей принимать решения без должного научно-методологического обоснования. В результате страна испытывает серьезный недостаток капитальных вложений, невысок уровень конкурентоспособности белорусских товаров, чрезмерен уровень налоговой нагрузки на предприятия. Кроме того, темпы роста рублевой денежной массы опережают прогнозные показатели Национального банка Республики Беларусь, действия государственных органов управления в макроэкономической сфере часто вступают в противоречие с интересами субъектов хозяйствования и поэтому оказываются недостаточно эффективными. Наличие указанных проблем создает трудности в обеспечении устойчивого экономического развития страны. Таким образом, эффективная реализация долгосрочных целей экономического развития Республики Беларусь не может быть обеспечена без методологически обоснованной политики макроэкономического регулирования, которая бы отражала специфику белорусской модели хозяйствования. [5]

      В Основных положениях Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития в прошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствования макроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов и ожидаемые результаты выполнения Программы.

      Беларусь  завершает второе пятилетие нового, XXI века. В отличие от первого пятилетия, закрепившего положительные тенденции социально-экономического развития и выход Республики Беларусь по большинству макроэкономических показателей на уровень докризисного 1990 года, очередная пятилетка призвана обеспечить переход страны на инновационный путь социально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять в сложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяются нарастанием противоречий между обществом и природой в использовании минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которых ограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны, увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий между экономически развитыми и развивающимися странами.

      Мировые процессы будут определяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономик отдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом к постиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной на знаниях.

     Согласно прогнозу международных организаций ожидается ускорение глобального экономического развития: прогнозируется прирост мирового ВВП с 2,7 процента в 1986 – 2000 годах до 3,7 процента в 2001 – 2015 годах. Производство ВВП на душу населения в среднем возрастет с 6,8 тыс. долларов США в 2000 году (в ценах 1995 года) по паритету покупательной способности до 10 тыс. долларов США в 2015 году, в том числе в западноевропейских странах – с 21,5 до 31,1 тыс. долларов, в США – с 31 до 43,8, в развивающихся странах – с 3,4 до 5,7, в постсоциалистических странах – с 7,8 до 15 (в России – с 7,5 до 16,2 тыс. долларов США).

      Для того чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать свои сильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодное экономико-географическое и геополитическое положение; развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых; относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощную строительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюся систему подготовки квалифицированных кадров; многовекторные внешнеэкономические связи.[7]

     Подводя итог, хочется отметить, что анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, на работу экономики продолжает оказывать влияние ряд нерешенных проблем. Основными из них являются:

  1. наличие организаций реального сектора экономики, имеющих неудовлетворительные результаты финансово-хозяйственной деятельности;
  2. относительно высокая материало- и энергоемкость производства, зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;
  3. слабая инновационная активность;
  4. дифференциация оплаты труда по комплексам, отраслям и сферам экономики;
  5. недостаточно высокий уровень пенсий, стипендий и других социальных выплат.

     Учитывая, что в реальном секторе экономики  в основном исчерпаны возможности наращивания производства за счет экстенсивных факторов, в будущем необходимо обеспечить модернизацию экономики путем внедрения современных ресурсо- и энергосберегающих технологий, максимального использования интеллектуального ресурса страны на основе всестороннего гармоничного развития человека.

     Для улучшения социально-экономической  ситуации в Республике Беларусь необходимо обеспечить:

  1. рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
  2. работу органов государственного управления в интересах человека с целью удовлетворения его потребностей;
  3. благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального  и физического совершенствования человека;
  4. опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры – основы совершенствования человеческого капитала;
  5. внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;
  6. осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;
  7. повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;
  8. инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств;
  9. расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;
  10. национальную безопасность страны.

Информация о работе Макроэкономические показатели результативности экономики РБ: анализ и проблемы оценки