Макроэкономические инструменты государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:18, реферат

Описание работы

Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Объектом изучения макроэкономики является: обобщающие показатели экономики, экономический рост, проблемы инфляции, безработицы, налоги и т.д. Макроэкономическая теория изучает:
экономическое поведение, подъемы и спады экономики, темпы инфляции безработицы;
экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции);
экономические факторы (влияющие на ставку процента,
цены и бюджет). используются следующие основные инструменты макроэкономической

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1.Инструменты государственного управления………………………...3
2.Макроэкономические инструменты…………………………………...6
3.Инструменты государственного макроэкономического управления..8
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Социальная мобильность.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

      Государство обладает значительным набором инструментариев прямого и косвенного воздействия на экспорт и импорт, устанавливая их объемы и структуру, условия купли-продажи, тарифы и пошлины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Инструменты государственного макроэкономического управления.

     К числу финансовых инструментов государственного макроэкономического управления относятся объем и структура денежной массы, параметры денежного обращения. Государственные федеральные органы во взаимодействии с Центральным банком страны, осуществляя эмиссию денег в наличной и безналичной формах, изымая деньги из обращения, проводя денежные реформы, способны существенным образом воздействовать на денежную массу в обращении, что, в свою очередь, влияет на устойчивость финансовой системы и всей экономики, на инфляционные процессы. Как известно из экономической теории, на денежную массу оказывает воздействие также скорость обращения денег; с увеличением скорости растет и денежная масса. Активизируя денежные потоки, государство может увеличивать массу денег в обращении, и наоборот. Хотя увеличение денежной массы в обращении чревато инфляционными угрозами, государства прибегают к нему в качестве способа «разогрева» экономики, возбуждения производства и экономического роста, а также для решения социальных проблем в условиях недостаточности бюджетных средств. В меньшей степени возможно макроэкономическое воздействие на структуру денежной массы в виде так называемых денежных агрегатов (наличные деньги, деньги на чековых вкладах, на вкладах до востребования, на срочных вкладах, денежные средства в виде ценных бумаг), величина которых определяется обладателями денег, тогда как государство оказывает на них в основном косвенное влияние. Еще один способ макроэкономического управления величиной денежной массы, находящейся в обращении в виде национальной валюты, состоит в проведении государством (Центральным банком) операций на внутреннем денежном рынке в виде продажи или покупки иностранной валюты в обмен на национальную, а также выпуска, продажи, покупки государственных ценных бумаг. Этот метод нашел широкое применение в России в связи с фактически параллельным хождением рубля и доллара и значительными поступлениями иностранной валюты в государственную казну от экспорта энергоносителей.

     Печальный опыт дефолта 1998 г. приучил высшие органы государственной власти России к тому, что надо иметь государственные валютные резервы, близкие по стоимости к величине рублевой массы в обращении и в виде сбережений организаций и населения. Это своеобразный «финансовый якорь», способный удержать российскую рублевую массу в состоянии относительного покоя, так как при стремлении обладателей «избавиться» от ненадежных рублей государство оказывается способным выкупить их за доллары, удерживая в то же время валютный курс рубля в допустимых пределах. Трудно переоценить роль такого первостепенного по значимости инструмента макроэкономического управления, как изменение форм собственности на средства производства, имущество, недвижимость.      Согласно марксистской экономической теории принципиальные, радикальные преобразования форм и отношений собственности приводят к изменению всей социально-экономической и общественно-политической системы, трансформируя социализм в капитализм, и наоборот. К макроэкономическим инструментам государственного управления посредством преобразования форм и отношений собственности следует относить:1) приватизацию государственной и муниципальной собственности;2) национализацию частной собственности; 3) передачу государственной и муниципальной собственности в хозяйственное ведение и оперативное управление государственным и муниципальным организациям;4) аренду и концессию государственного и муниципального имущества со стороны негосударственных, в том числе иностранных организаций и лиц;5) создание совместных предприятий, основанных на общей собственности при наличии государственных пакетов акций и долей в капитале;6) передачу государственной собственности в трастовое управление.

     В любой экономике в качестве одного из главных инструментов государственного макроэкономического управления, как уже упоминалось выше, используются бюджеты. Посредством системы государственных бюджетов, включающей федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, дополняемые на уровне административно-территориальных образований муниципальными бюджетами, регулируются: структура и объемы доходов и расходов государства, оказывающие прямое влияние на отраслевую и региональную структуру производства, уровни ресурсного обеспечения и развития социальной сферы, величины внутреннего и внешнего государственного долга, федеративные отношения в форме межбюджетных финансовых потоков. Воздействие бюджетов на экономику дополняется внебюджетными финансовыми фондами (социальными фондами), от величины и характера использования которых зависит состояние пенсионного и других форм социального обеспечения. Устанавливая виды налогов, величины налоговых ставок, пошлины на экспорт и импорт, разнообразные сборы в виде оплаты услуг государственных органов, государство обеспечивает поступление денежных средств в бюджет, создает финансовые источники своих доходов, регулирует сбалансированность доходов и расходов. В то же время налоги и сборы представляют значимый инструмент поддержания и стимулирования производства, социальных объектов посредством налоговых льгот и изменения ставок налогообложения.

     Одним из универсальных и достаточно мощных инструментов государственного управления экономикой как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровнях служат цены на товары, тарифы на услуги, тарифные ставки оплаты труда и расценки (цена труда, рабочей силы), процентные ставки (цена предоставления денег в кредит, проценты по вкладам), валютные курсы, биржевой курс ценных бумаг, ставки арендной платы и др. В условиях централизованно управляемой экономики государство, назначая цены на товары, работы, услуги, труд, оказывает управляющее воздействие на стоимостные пропорции, соотношения, влияет на процессы потребления, регулирует прибыльность (рентабельность) отраслей и производств. Дифференцируя цены покупки для отдельных категорий потребителей, покупателей и цены на рабочую силу для разных категорий работников, централизованно управляемое государство проводит социальную политику, влияет на доходы, расходы, уровень жизни граждан. В условиях рыночной экономики цены как инструмент управления в большей степени проявляют свое действие на микроэкономическом уровне, в качестве рыночного инструмента саморегулирования экономических процессов, так как государственные органы лишены возможности назначать большинство видов цен по своему усмотрению, их формирует рынок.

     В то же время и в рыночной экономике государство устанавливает тарифные ставки и тарифы оплаты труда государственных служащих, работников бюджетных организаций, регулирует цену продажи государственных ценных бумаг, определяет тарифы на государственные услуги, воздействует на валютный курс национальной валюты, влияет на ставки банковского кредитного процента. Не менее энергичным образом государство в странах с рыночной экономикой использует цены как инструмент управления посредством введения ценовых ограничений применительно к ценам, формируемым на рыночной основе. В первую очередь ограничивается уровень цен на рыночную продукцию естественных монополий. Однако в случае необходимости органы государственной власти способны вводить ограничения путем установления предельно допустимого верхнего уровня цен и на другие товары, услуги, материальные и духовные 70 ценности, имущество. С другой стороны, повышая налоги и увеличивая тем самым издержки производства и обращения, государство поневоле способствует росту цен.

     Широко распространено в мире государственное ценовое регулирование путем государственных дотаций, выплачиваемых производителям, продавцам при условии, что они адекватным образом снизят цены предложения своих товаров и услуг на рынках сбыта. Так что государственная поддержка производителей служит рычагом сдерживания роста или даже снижения рыночных цен. Государство прибегает также к ценовому регулированию посредством дифференциации цен на товары и услуги для разных категорий потребителей, что приводит к перекрестному субсидированию. Непосредственно используя цены как экономические инструменты управления и оказывая влияние на процессы рыночного ценообразования, государство осуществляет регулирующее воздействие на инфляцию, структуру производства и потребления, доходов и расходов субъектов хозяйственной деятельности и населения, на уровень жизни, накопления и сбережения, процессы денежного обращения. В силу столь обширной области воздействия цены, понимаемые в широком смысле слова, правомерно считать самым универсальным инструментом управления, государственного регулирования в рыночной экономике. При этом необходимо иметь в виду, что в условиях рыночной экономики с выраженной либеральной ориентацией воздействие государства на цены и экономику посредством цен носит ограниченный характер. Кредиты, банковские вклады (депозиты) в совокупности с регулирующими их ставками кредитного и депозитного процента с достаточным основанием могут быть отнесены к инструментам государственного макроэкономического управления в той мере, в которой на них влияет государство, хотя их роль более велика на микроэкономическом уровне, где данные инструменты формируются и используются субъектами хозяйствования. В макроэкономическом аспекте существенную роль в управлении экономикой играет государственное кредитование строительства экономических объектов и жилья, социально-экономических программ. Ставка рефинансирования, устанавливаемая Центральным банком страны, служит макроэкономическим инструментом воздействия на ставки ссудного процента, применяемые коммерческими банками. В условиях напряженного финансового состояния или в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов государства прибегают к такому инструменту макроэкономического управления, как внутренние и внешние займы. Уже выпуск бумажных денег в обращение представляет внутренний заем, получаемый государством от лиц, обладающих денежными средствами в национальной валюте в виде ассигнаций и монет. Продажа государственных денежных обязательств — облигаций и других ценных бумаг — еще одна форма внутреннего государственного долга. Не выплаченная своевременно заработная плата работникам бюджетной сферы, не- возвращенные незаконно взысканные государством средства также образуют внутренний государственный долг.

     Внешний государственный заем представляет привлечение денежных средств в кредит государством или от лица государства у других стран, иностранных банков, международных банков и фондов, разных организаций в интересах пополнения государственных финансовых ресурсов или погашения уже возникших долгов, обязательств. Особенность внутренних и внешних государственных займов состоит в том, что, будучи инструментом управления и источником получения финансовых вливаний, последствия государственных займов в виде государственного долга сами нуждаются в управлении. Управление внешним и внутренним государственным долгом заключается в обеспечении своевременного возврата и выплате процентов по долгам и именуется обслуживанием долга. Обслуживание внешнего долга может представлять тяжелейшую проблему для стран, находящихся в сложном финансовом положении. Например, внешний долг России в 2002 г. составил примерно 150 млрд долл. Только выплата процентов по долгу при весьма скромной ставке кредитного процента в 5—6% годовых требует 8 млрд долл., а с учетом возврата в год хотя бы 5% общего объема долга сумма годовых выплат повышается до 15 млрд долл., что составляет весомую часть консолидированного годового бюджета России. В такого рода ситуациях государства-должники тяготеют к использованию инструмента, именуемого реструктуризацией долга.

     Под реструктуризацией понимаются смещение сроков выполнения долговых обязательств в сторону их увеличения, снижение уровня ставок ссудного процента, а то и прощение части или всего долга. Конечно, государству намного проще проводить реструктуризацию внутреннего долга, о которой власти просто сообщают заемщикам, рискуя вызвать лишь временное недовольство, скажем, владельцев государственных ценных бумаг. В условиях рыночной экономии, когда государство не вправе требовать от организаций и лиц беспрекословного выполнения государственных планов и программ, оно прибегает к инструменту управления в виде оплачиваемого государственного заказа на производство товаров, выполнение работ и услуг, необходимых самому государству, заинтересованному в них. Тем самым государство закупает на контрактной основе продукцию, товары, услуги у их производителей, вступая с ними в рыночные отношения.

     В то же время государственный заказ, формируемый на конкурсной основе, служит еще и инструментом эффективного использования бюджетных средств, а также финансирования перспективных организаций, способных качественно удовлетворять запросы заказчиков. 71Макроэкономическими инструментами проведения государственной социальной политики наряду с упомянутыми выше государственными тарифами и тарифными ставками оплаты труда служат устанавливаемые государством виды и масштабы социальных пособий и разных форм социального страхования, а также социальные льготы, предоставляемые низкодоходным, малообеспеченным слоям населения, нуждающимся в помощи. Инструментами проявления заботы государства, общества о благе людей, не обладающих возможностями самостоятельного жизнеобеспечения, попавших в бедственные ситуации, служат разнообразные виды материальной помощи и морально-психологической поддержки. Приходится упоминать, что в число инструментов, рычагов государственного макроэкономического управления входят не только управляющие воздействия, не наносящие ущерба, нейтральные по отношению к объектам управления и положительные, стимулирующие, но и применяемые в виде наказания штрафы, санкции за неисполнение обязательств, пени за просрочку платежей и многочисленные виды административных взысканий. Особую категорию инструментов макроэкономического управления образуют «теневые» инструменты в виде лоббирования интересов разных влиятельных групп, стремящихся «протолкнуть» желаемые для них решения или получить материальные и денежные выгоды без весомых на то оснований. Ни ныне, ни в предвидимом будущем не удастся избежать использования не только на микроэкономическом, но и на макроэкономическом уровне управления таких инструментов, как родственные и дружеские связи, взятки, подкуп должностных лиц.

 

 

 

 

 

                                                                 Заключение

     Современная парадигма экономической науки не воспринимает экономическую деятельность как единый процесс. Не может воспринять человека как потребителя и производителя одновременно, а экономическую деятельность как единый процесс производства и потребления благ. Она расщепляет человека и его деятельность на составные части - производитель и потребитель, производство и потребление, продукты и ресурсы, полезность и затраты, спрос и предложение и т.д. Она не осознает единства этих противоположностей. Непониманием глубинной внутренней связи между производством и потреблением обусловлен дуализм, согласно которому действия потребителя и потребление анализируются с позиций "психологизма", а производство - с позиций "технологизма". Поэтому теория производства и теория потребления - это различные теории, они не имеют внутреннего единства. Также и теория спроса и теория предложения - это различные теории, они не являются противоположными моментами единого процесса обмена. Но ведь на самом деле производство одновременно есть потребление, спрос есть предложение, продукт есть ресурс, полезность есть затраты и.т.д. Результатом этого является эклектическая смесь различных теорий, искусственно состыкованных в рамках формально единой науки. В конечном счете и сама теория в целом оказалась "разорванной" на микро- и макроэкономику.  
     Именно рефлексия между производством и потреблением, производителем и потребителем, куплей и продажей, спросом и предложением, продуктом и ресурсом, полезностью и затратами, потребительной и меновой стоимостью, ценой спроса и ценой предложения, обуславливают то, что все элементы экономической деятельности и функции экономических действий превращаются в необходимые элементы единой системы, в части единого целого. Каждая из отраслей экономики в состоянии функционировать только во взаимодействии с другими отраслями, и полностью зависима от них так же, как и все остальные зависимы от нее. Каждая из экономических функций деятельности становится необходимой частью целого, без которой нарушится целостность единого экономического организма.  
     В условиях рыночной экономики частный субъект не осознает, что его производство и потребление представляют собой часть общественного производства и потребления. Он вообще не осознает себя в качестве части какого-либо целого. Он сам себя, свой субъективный мир потребностей, целей, представлений о счастье, считает этим целым. Соответственно, в качестве целого он воспринимает лишь экономическое пространство в тех границах, в которых распространяется его власть, его ценности, и в пределах которой он имеет возможность соизмерять свои потребности со своими возможностями и формировать экономическую логику своих действий. При этом, естественно, он осознает существование других экономических субъектов, ибо вступает в экономические отношения с ними. Но он не осознает то целое, которое обуславливает и его действия, и действия этих субъектов, которое формирует масштабы совокупного общественного производства и потребления, соответственно, рыночный спрос и предложение, рыночные цены на продукты и ресурсы, а следовательно, и его доходы и расходы, его уровень жизни и т.д. Все то, что обусловлено функционированием этого целого, он не осознает и потому, все эти процессы ассоциируются для него с действием "невидимой руки", непонятных ему сил. Но понять, как функционирует экономика, можно только через познание сущности экономической деятельности, а это возможно только через постижение ее как целостности.

Информация о работе Макроэкономические инструменты государственного управления