Макроэкономические инструменты государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:18, реферат

Описание работы

Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Объектом изучения макроэкономики является: обобщающие показатели экономики, экономический рост, проблемы инфляции, безработицы, налоги и т.д. Макроэкономическая теория изучает:
экономическое поведение, подъемы и спады экономики, темпы инфляции безработицы;
экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции);
экономические факторы (влияющие на ставку процента,
цены и бюджет). используются следующие основные инструменты макроэкономической

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1.Инструменты государственного управления………………………...3
2.Макроэкономические инструменты…………………………………...6
3.Инструменты государственного макроэкономического управления..8
Заключение………………………………………………………………..13
Список используемой литературы…………………………………..21

Работа содержит 1 файл

Социальная мобильность.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

 

В состав Северо-Кавказского федерального округа входят 7 субъектов (регионов) Российской Федерации. Ниже представлены наименования регионов, входящих в СКФО, с указанием  их административных центров.

Республика Дагестан

Махачкала (город)

   

Республика Ингушетия

Магас (город)

   

Кабардино-Балкарская Республика

Нальчик (город)

   

Карачаево-Черкесская Республика

Черкесск (город)

   

Республика Северная Осетия - Алания

Владикавказ (город)

   

Ставропольский край

Ставрополь (город)

   

Чеченская Республика

Грозный (город)

   

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО      ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ               СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

                      кафедра государственного и муниципального управления

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: «Макроэкономические  инструменты государственного управления»   

 

 

                                                                Выполнила: студентка 1курса 12группы

                                                                экономического факультета

                                                                направления «Государственное                   

                                                                муниципальное управление»

                                                                Поправкина К.А.

 

                                                                Проверил: ассистент

                                                                Усатова А.С.

 

 

г. Ставрополь

2012

 

                                            Содержание

Введение…………………………………………………………………..2

1.Инструменты  государственного управления………………………...3

2.Макроэкономические инструменты…………………………………...6

3.Инструменты государственного макроэкономического управления..8

Заключение………………………………………………………………..13

          Список используемой литературы…………………………………..21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Введение

     Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику как единое целое. Объектом изучения макроэкономики является: обобщающие показатели экономики, экономический рост, проблемы инфляции, безработицы, налоги и т.д. Макроэкономическая теория изучает: 
экономическое поведение, подъемы и спады экономики, темпы инфляции безработицы; 
экономическую политику (меняющую валютные курсы и инвестиции); 
экономические факторы (влияющие на ставку процента,  
цены и бюджет). используются следующие основные инструменты макроэкономической политики. 
     Налогово-бюджетная политика, предусматривает использование налогов и государственных расходов с целью воздействия на экономику. 
Кредитно-денежная политика, осуществляется государством посредством денежной, кредитной и банковской систем страны. 
Политика доходов - это желание государства сдерживать инфляцию директивными методами, либо контроль над заработной платой и ценами, либо планирования повышения заработной платы и цен. 
     Внешнеэкономическая политика. Учёт и анализ внешнеторговой деятельности страны и управление валютными рынками.  Остановимся на более подробном рассмотрении путей, способов и средств управления экономикой, 66 используемых на макроэкономическом уровне, включая управление народным хозяйством всей страны, регионов—субъектов Федерации, отраслей производственной и социально-культурной сферы. Отметим, что, хотя речь пойдет о макроэкономическом управлении, рассматриваемые инструменты государственного управления способны оказывать и оказывают воздействие на экономические объекты и процессы микроэкономического уровня. Выделим из рассмотренных выше перечней инструментов управления экономикой т.е., что реализуют функции управления на макроэкономическом уровне, используются органами управления Федерации и субъектов Федерации, отраслями, а в определенной мере — и муниципальными органами управления хозяйством крупных городов и других административно-территориальных образований. На макроэкономическом уровне в качестве инструментов управления широко представлены законодательные и другие нормативно-правовые акты, принимаемые законодательными, исполнительными и судебными органами. Охарактеризуем эти инструменты, используя приведенный выше перечень инструментов управления, разделенных по уровням в соответствии с правовым статусом.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               1. Инструменты  государственного управления.

 

     Будучи макроэкономическими по способу своего формирования, правовые макроэкономические инструменты зачастую представляют акты сквозного действия, применяемые на самых разных уровнях хозяйственной системы, вплоть до уровня отдельных хозяйствующих субъектов. Рассмотрим детальнее законодательно-правовые акты как инструменты государственного управления, которые упомянуты в разд. 1.6. 1. Конституция Российской Федерации как один из правовых институтов и важнейший инструмент государственного управления определяет совокупность органов управления экономикой, их функции и полномочия, формы и права собственности на землю и другие природные ресурсы, разграничение предметов ведения между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, участие граждан в управлении государством, имущественные права граждан, права на труд, отдых, социальное обеспечение и страхование, жилище, здравоохранение, образование, благоприятную окружающую среду, обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Конституция России устанавливает российскую денежную единицу, определяет полномочия Президента Российской Федерации и высших органов государственной власти в части формирования бюджетов, налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, проведения единой кредитной и денежной политики. Конституция устанавливает также полномочия и обязанности Правительства Российской Федерации по обеспечению проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии и осуществления управления федеральной собственностью, охране собственности. Конституция России устанавливает, что высшим судебным органом по разрешению экономических споров, рассматриваемых арбитражными судами, является Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

     Согласно Конституции России решение экономических вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью осуществляются самостоятельно населением и обеспечиваются органами местного самоуправления. Гражданский кодекс Российской Федерации как инструмент государственного управления экономикой представляет основополагающий документ, именуемый иногда «второй Конституцией» России. Этот кодекс содержит совокупность разделов и статей, регулирующих отношения экономического оборота, включая отношения собственности, имущественные отношения, договорные отношения, предпринимательскую деятельность, организационно-правовые формы управления экономическими объектами и процессами. Гражданский кодекс закрепляет систему норм, призванных обеспечить имущественные интересы государства, юридических и физических лиц. Гражданский кодекс устанавливает нормы, правила, способы управления экономическими объектами, процессами, отношениями в целом и государственного регулирования экономики в частности в следующих областях: 1) возникновение гражданских прав и обязанностей, защита гражданских прав; 2) правоспособность, дееспособность физических лиц, опека и попечительство, патронаж; 3) виды коммерческих и некоммерческих организаций, их организационно-правовые формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, общественные организации, учреждения, объединения); 4) объекты гражданских прав (движимое имущество, недвижимость, интеллектуальная собственность, деньги, ценные бумаги, нематериальные блага); 5) сделки, представительство, доверенность, сроки и исковая давность; 6) право собственности, его приобретение, прекращение, передача, право хозяйственного ведения и оперативного управления; 7) обязательства, их исполнение, обеспечение, прекращение; 8) договоры, их заключение и расторжение; 9) купля-продажа, мена, дарение, рента;10) аренда, финансовая аренда (лизинг), наем, подряд;11) займы, кредиты, банковские счета, расчеты; 12) хранение, страхование, поручение, комиссия, коммерческая концессия.

     Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает управленческие полномочия государства и его ответственность как участника экономической деятельности в перечисленных областях. Как видно из укрупненного перечня, Гражданский кодекс определяет правовые основы, способы, инструменты управления множеством экономических объектов. Вместе с тем существует ряд объектов управления, настолько важных, что способы государственного управления ими выделены в виде специальных кодексов. К таковым относятся:1. Трудовой кодекс.2. Земельный кодекс.3. Водный кодекс.4. Лесной кодекс.5. Бюджетный кодекс.6. Налоговый кодекс. Кроме того, имеются и непрерывно пополняются федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, содержащие правовые и экономические инструменты управления отдельными видами объектов, процессов, отношений. Довольно часто законодательные акты, принимаемые на макроэкономическом уровне, подкрепляются и дополняются такими правовыми инструментами государственного управления, как указы Президента Российской Федерации. Частично использование такого инструмента связано с тем, что формирование законодательных актов и их обсуждение, принятие, утверждение требуют времени, исчисляемого месяцами и годами, тогда как указ может быть подготовлен и принят за гораздо более короткое время и требует меньше согласований. Законодательные и другие нормаивно-правовые акты, принимаемые на макроэкономическом уровне, обычно рассчитаны на действие в течение весьма продолжительного периода времени, представляют по замыслу устойчивые образования. Периодически в них вносятся дополнения и изменения, принимаются новые акты, но в целях оперативного макроэкономического управления приходится использовать несколько иные инструменты.

     По характеру принятия и действия близки к законодательным актам, а иногда именуются законами государственные бюджеты (федеральный и субъектов Федерации), представляющие по своему содержанию финансовые планы доходов и расходов государства на определенный период. В отечественной и зарубежной практике общегосударственные бюджеты формируются на один год, поэтому их можно назвать «законами годового действия». По мере совершенствования государственного бюджетирования проявляется тенденция к формированию более продолжительных, трехлетних бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. Макроэкономические инструменты.

      Макроэкономическими инструментами государственного стратегического управления, распространяющими свое действие на длительный период времени, измеряемый несколькими годами, являются федеральные и региональные целевые программы решения крупных социально-экономических проблем, утверждаемые постановлениями Правительства Российской Федерации или правительств субъектов Российской Федерации. Финансирование целевых программ осуществляется за счет средств государства и других участников. Целевые программы образуют основной инструмент государственного программно-целевого планирования и управления, сокращенно называемого в зарубежной практике государственным программированием.

     Макроэкономические цели и задачи на продолжительный период времени принято формулировать в государственных документах, правительственных материалах, именуемых концепциями или стратегиями развития. Стратегические государственные установки, целевые программы, бюджеты опираются на аналитические разработки в виде социально-экономических прогнозов, представляющих научно обоснованные гипотезы о будущем состоянии экономики, путях и способах его достижения. Макроэкономические прогнозы составляются на период от одного до нескольких, иногда — до пяти-десяти лет. Прогнозы играют роль ориентиров, в соответствии с которыми принимаются программные, плановые, бюджетные решения. В качестве распространенных инструментов государственного оперативного макроэкономического управления используются постановления высших органов государственной власти по отдельным вопросам проведения социально-экономической политики, решения текущих проблем, выполнения мероприятий в области экономической деятельности, связанной с отдельными объектами и процессами, регулированием экономических отношений. Инструментами макроэкономического управления, используемыми органами государственного власти, служат также типовые положения, уставы, инструкции, подлежащие соблюдению всеми организациями, лицами, к которым они имеют непосредственное отношение. Перечисленные документальные формы, в которых воплощены макроэкономические инструменты управления, оказывают реальное управляющее воздействие на экономику либо непосредственным образом как распорядительные, директивные указания, либо как инструменты экономического побуждения, опирающиеся на интересы, стимулы, финансовые рычаги. Выделим наиболее важные, значимые экономические инструменты государственного управления, используемые на макроэкономическом уровне, опираясь на приведенный в предшествующей части настоящего раздела общий перечень экономических инструментов управления.

     Представляется целесообразным разделять макроэкономические инструменты государственного управления на две группы.1. Инструменты непосредственного государственного управления отраслевой, территориальной, воспроизводственной структурой экономики, темпами и пропорциями экономического роста, финансовыми соотношениями.2. Инструменты косвенного управления, государственного регулирования, рыночные инструменты в виде экономических стимулов и рычагов, таких как налоги, цены, тарифы, процентные ставки, именуемые в экономической теории автоматическими регуляторами. В отдельных случаях между инструментами первой и второй групп трудно провести четкую грань, отдельные из них, например государственные заказы (контракты), могут быть отнесены и к первой и ко второй группе. Но все же предлагаемое разделение полезно в том отношении, что позволяет различать экономические инструменты управления по характеру их действий. К первой группе относятся в основном организационно-экономические (плановые, программные, структурные) инструменты, а ко второй — стимульные, опирающиеся на экономические интересы государства и других субъектов экономической деятельности. В число инструментов первой группы входят объемы и объемные соотношения, характеризующие макроэкономическую структуру производства, инвестиции в науку, производство, социальную сферу, объемы и объемные доли экспорта и импорта. Они отнесены к макроэкономическим инструментам в той мере, в какой эти показатели планируются, программируются, регулируются государством исходя из экономической стратегии и проводимой социально-экономической политики.   В широком смысле это инструменты государственного регулирования темпов и пропорций экономического развития (экономического роста). Если государство не стоит вне научно-технической политики и проявляет стремление управлять научно- техническими и технико-технологическими инновациями в масштабе страны, то оно использует плановые, программные, бюджетные инструменты, государственное инвестирование крупнейших достижений науки, техники, технологии, способствующие повышению технико-технологического уровня и конкурентоспособности отечественного производства.

Информация о работе Макроэкономические инструменты государственного управления