Макроэкономическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:33, контрольная работа

Описание работы

Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………2
Макроэкономический анализ…………………………………………. 3
Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты

и субъекты макроэкономического регулирования …………………...…9
Инструменты макроэкономической политики………………………15

Заключение………………………………………………………………..22

Список литературы………………………………………………….……23

Работа содержит 1 файл

Экономика.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

     G=Sy*T(y);

     G - сумма налоговых поступлений;

     Т(у) - ставка налога;

     y - доход субъекта.

     4.       Деффинициальные функции, выражающие зависимости, вытекающие из вербального определения экономических явлений. Например, под совокупным спросом на рынке благ (YД) подразумевается суммарный потребительский спрос домашних хозяйств (С), инвестиционный спрос предпринимательского сектора (I), государства (G) и заграницы (Е).

     Y=С+IG+E.

     Таким образом, макроэкономические модели могут строиться как на эндогенных, так и на основе экзогенных переменных. Для анализа эффективности экономики в текущем периоде используются модели, построенные на эндогенных переменных. 
 
 
 

     2. Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования

      

     Макроэкономическая  политика – экономическая политика государства, направленная на решение  основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи: снижение уровня безработицы и инфляции; увеличение ВВП; выплата по внешнему долгу и др.

     Субъектами  экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов5.

     Носители  хозяйственных интересов - это социальные группы, отличающиеся друг от друга  по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при  аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

     Носители  экономических интересов объединены в развитых странах рыночного  хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы  предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

     Самые могущественные выразители хозяйственных интересов - это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировые объединения.

     Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

     Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования - исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике.

     Исполнителями хозяйственных интересов - субъектами государственного регулирования экономики - являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы6.

     Объектами государственного регулирования экономики - являются сферы, отрасли, регионы, а  также ситуации, явления и условия  социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

     Основные  объекты государственного регулирования  экономики - это:

экономический цикл; условия накопления капитала; занятость; денежное обращение; платежный баланс; цены;  НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей); внешнеэкономические связи.

     Очевидно, перечисляемые объекты могут  носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы - хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами - условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами.

     Суть  государственной антициклической  политики, или регулирования хозяйственной  конъюнктуры, состоит в том, чтобы  во время кризисов и депрессии  стимулировать спрос на товары и  услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

     Важнейшим объектом государственного регулирования  экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

     Регулирование занятости7 - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

     Постоянным  объектом внимания государственных  регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования  денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения. 

3.  Инструменты макроэкономической политики

     Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия на макроэкономическую активность. Инструмент политики - это экономическая переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей8. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

     Бюджетно-налоговая (фискальная) политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики - влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

     К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей  и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

     Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные  регуляторы. К налоговым относятся  устанавливаемые виды налогов и  платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

     Предприятиям  и организациям также приходится выплачивать различные сборы  во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.

     Суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли и предприятия имеют различные льготы9:

     - промышленность - свыше 50 %;

     - строительство - менее 10 %;

     - торговля и общественное питание  - менее 5 %;

     - сельское хозяйство - менее 3 %.

     Кроме того, ряд налогов и неналоговых  платежей включены в выручку и  себестоимость.

     Многие  предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

     Все эти недостатки обуславливают необходимость  пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:

     - введение общепринятых правовых  норм и принципов налогообложения  и построения бюджетной системы;

     - снижение общего уровня налогообложения  посредством пересмотра ставок  налогов и прогрессивности шкал  налогообложения;

     - повышение роли стимулирующей функции налогов;

     - модернизация методов расчета,  механизмов и принципов взимания  налогов;

     - принятия мер по повышению  уровня собираемости налогов;

     - создание сопоставимых налоговых  законодательств, позволяющих обеспечить  равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;

     - сокращение бюджетных расходов (непроизводительных  затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);

     - реструктуризация внешнего долга,  внешних источников финансирования  расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование не инфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;

     - использование практики бюджетного  ограничения. Направление бюджетных  средств на селективную социальную  защиту малообеспеченных слоев  населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.

     Под денежно-кредитной (монетарной) политикой  понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых  правительством в денежно-кредитной  сфере с целью регулирования  экономики. Она является частью общей  макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики: устойчивые темпы роста национального производства; стабильные цены; высокий уровень занятости населения; равновесие платежного баланса. Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.

Информация о работе Макроэкономическая политика