Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:33, контрольная работа
Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.
Введение……………………………………………………………………2
Макроэкономический анализ…………………………………………. 3
Макроэкономическая политика: цели, задачи, объекты
и субъекты макроэкономического регулирования …………………...…9
Инструменты макроэкономической политики………………………15
Заключение………………………………………………………………..22
Список литературы………………………………………………….……23
План
Введение…………………………………………………………
и субъекты
макроэкономического
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Макроэкономика как одна из составных частей экономической теории является наукой о поведении экономики как единственного целого. Она изучает причины циклических колебаний и взаимосвязь динамики объемов производства, уровня инфляции и безработицы.
Термин «макроэкономика» часто используется в словосочетании «макроэкономическая политика», под которой понимают политику государственного регулирования экономики, отличающуюся тем, что основное внимание правительство уделяет воздействию на макроэкономические показатели, то есть на экономику в целом тогда как экономические процессы на уровне предприятий, фирм претерпевают изменения вследствие макроэкономических перемен.
Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по всему хозяйству, такие, как национальное богатство, валовой национальный и валовой внутренний продукт, национальный доход, суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.
Предметом
макроэкономики являются обобщающие показатели
роста, темпы увеличения или уменьшения
величин, характеризующих экономику страны,
и происходящие в ней экономические процессы,
структурные пропорции.
Предметом исследования макроэкономики являются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства. В целом они заключаются в обеспечении условий устойчивого экономического роста; оптимального сочетания занятых ресурсов с целью их рационального использования; минимизации затрат, максимизации продуктивности производства и регулирования уровня инфляции1. Проблемы макроэкономики затрагивают как отдельного человека, так и оказывают влияние на международные экономические отношения. При этом в центре внимания оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход (НД), уровень цен (Р), уровень безработицы, темп инфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темп экономического роста, валовой национальный продукт (ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), валовой внутренний продукт (ВВП) и др.
Для понимания предмета исследования макроэкономики необходимо различать два уровня макроэкономического анализа: анализ, основанный на эндогенных переменных, т. е. переменных, определяемых в ходе расчетов при моделировании экономических процессов; анализ, основанный на экзогенных переменных, т. е. переменных, вводящихся извне при определении перспектив развития общественного хозяйства.
В
процессе оценки деятельности национальной
экономики в течение
Для
осуществления экономической
В макроэкономике используются агрегированные (суммарные) показатели, характеризующие движение экономики как единого целого. Макроэкономический анализ предполагает выявление ключевых моментов функционирования экономической системы в условиях абстрагирования от различий между отдельными рынками, т. е. анализируется механизм установления и поддержания на основе государственной политики общего экономического равновесия.
Макроэкономический анализ включает несколько основных экономических субъектов2: сектор домашних хозяйств; сектор предпринимательства, сектор государства, заграница.
Очевидно, выделение именно этих четырех субъектов правомочно с определенной долей абстракции, а также с учетом того, что макроэкономика оперирует агрегированными величинами. На наш взгляд, в качестве основных субъектов рынка целесообразно выделить: домохозяйства, фирмы или предпринимательский сектор, государственный сектор или правительство, банковский сектор.
Названные субъекты присущи экономике закрытого типа. У государств с открытой экономикой, включенных в мировое хозяйство, правомочно выделение пятого субъекта заграницы, как субъекта внешнеэкономических отношений.
Домохозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которые, самостоятельно принимают решения, являются собственниками какого-либо фактора производства и стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей.
Сектор домашних хозяйств - включает все частные хозяйственные ячейки внутри страны, их деятельность направлена на удовлетворение собственных потребностей. Домохозяйства являются собственниками всех факторов производства, и на основе их реализации получают доход, подразделяющийся на потребление и сбережение, т. е. домашние хозяйства проявляют три вида деловой активности: предлагают факторы производства; потребляют часть дохода; сберегают другую его часть.
Предпринимательский сектор представляет собой совокупность всех фирм, зарегистрированных внутри страны. Под фирмой понимается хозяйственно-экономическая единица, которая:
1. Самостоятельно принимает решения.
2. Стремится к максимальной прибыли.
3. Использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и государству.
Деятельность фирм сводится к производительному потреблению факторов производства, нахождению оптимального сочетания этих факторов и переработке их в конечный продукт на основе применения наиболее эффективных на данный момент технологий. Виды экономической активности этого сектора сводятся: к спросу на факторы производства; к предложению благ; к инвестированию.
Государственный сектор включает в себя все правительственные учреждения, имеющие юридическую власть для осуществления, в случае необходимости, контроля над экономическими субъектами и над рынком для достижения общегосударственных целей по регулированию макроэкономического равновесия. Результаты деятельности государства, как производителя общественных благ, проявляются в повышении продуктивности предпринимательского сектора и снижении затрат на потребление домашних хозяйств. В отличие от предпринимательского сектора, государство не преследует цель -максимизацию прибыли. Главной целью государственного сектора является макроэкономическое регулирование на основе3: государственных социальных программ; поддержания высокой занятости; вмешательства в рыночный механизм.
Для производства общественных благ государство закупает в качестве средств производства блага, произведенные в предпринимательском секторе. Затраты на закупку благ вместе с затратами на оплату труда государственных служащих, называются государственными расходами, источником покрытия которых служат налоги.
К государственным расходам относятся: пенсии занятым в государственном секторе, социальные пенсии для граждан, являющихся подданными данного государства; пособия по безработице, выплаты малоимущим слоям населения; дотации или безвозмездное финансирование государством сфер, имеющих общегосударственное значение; субвенции (целевые дотации на что-либо, например, на выплату заработной платы учителям). Эти выплаты принято учитывать в качестве отрицательных налогов. Основным фискальным агентом государства является Центральный банк. Одной из важнейших функций государства в лице Центрального банка, помимо установления учетной ставки, резервной нормы и операций на открытом рынке, является создание или предложение денег, необходимых для удовлетворения потребностей в денежной массе домашних хозяйств, предпринимателей и самого государства. Эти меры направлены на достижение макроэкономической стабильности.
Исходя из изложенного можно заключить, что экономическая активность государства, как экономического субъекта, реализуется: в закупке благ или товаров, необходимых для всего общества в целом; во взимании налогов для регулирования уровня доходов в обществе; в предложении денег с целью повышения экономической активности субъектов рынка.
Банковский сектор включает в себя Центральный банк и систему коммерческих банков, влияющих на создание и движение наличных и безналичных денег, а также инвестиций. К видам экономической активности данного сектора можно отнести: предложение бумажных денег; контроль за количеством бумажных денег; обмен иностранными валютами; кредитование и заимствование.
Государственная экономика не может достаточно эффективно развиваться в условиях изоляции или самоизоляции. Кроме того, экономическое эмбарго является, как правило, экономической мерой воздействия на отдельную страну со стороны международного сообщества, связанной с антиобщественным курсом этой страны. Поэтому правомочно включение в систему анализа национальной экономики еще одного субъекта - заграницы.
Сектор
«заграница» включает в себя всех
отечественных экономических
При рассмотрении национальной экономики выделение незначительного числа субъектов макроэкономического анализа предполагает абстрагирование от отдельных конкретных субъектов названных секторов экономики. Оно достаточно условно и необходимо для анализа экономики как единого целого.
Макроэкономическое агрегирование распространяется не только на макроэкономические показатели, но и на рынки, поэтому рынки различных благ, напримеррынок ресурсов, рассматриваются как единый рынок одного абстрактного блага. Большими издержками макроэкономического анализами на основе агрегирования являются частичная потеря информации и повышение уровня абстракции. Однако упрощение экономической деятельности до обозримого числа наиболее существенных взаимосвязей лежит в основе макроэкономического моделирования, посредством которого и осуществляется макроэкономический анализ.
Макроэкономические
модели представляют собой формализованные
описания различных экономических
явлений и процессов с целью
выявления функциональных взаимосвязей
между ними. С помощью моделей осуществляется
выявление экономических проблем и обеспечивается
При построении макроэкономических моделей обычно используют четыре типа функциональных уравнений4:
1. Поведенческие функции., выражающие сложившиеся в обществе предпочтения диализ на уровне человека). Так, закономерность распределения домохозяйствами своего дохода между потреблением (С) и сбережением (S) можно представить в виде двух функций:
С=С(у) - функция потребления;
S=S(y) - функция сбережения;
у - доход домохозяйств.
2. Функции, характеризующие техническую зависимость, например, производственная функция. То, что мы создаем на предприятиях (величина дохода), зависит от применения труда (L) и капитала (K).
Y=F(K,L), т.е. доход зависит от определенного сочетания капитала (К) и труда (L).
3. Институциональные функции, которые представляют собой институционально установленную зависимость между параметрами модели. Например, сумма налоговых поступлений (G) является функцией от дохода и установленной соответствующим институтом налоговой ставки.