Макроэкономическая политика рыночной и административно-командной систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Актуальность вопроса финансовой стабилизации предопределила тему данной курсовой работы, в результате которой решаются следующие задачи:
- раскрытие теоретических вопросов финансовой стабилизации;
- выявление основных механизмов и этапов финансовой стабилизации экономики Республики Беларусь;
- выявление основных направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОСНОВЫ ПОЛИТИКИ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ. ПРИЧИНЫ ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 2010 ГОДУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 219.50 Кб (Скачать)

Выход из замкнутого круга на первом этапе реформ - проведение реформы в социальной сфере, те в реструктуризации доходов. Это значит - отдавать большую часть ВВП в форме зарплаты. Естественно, что и дотации из бюджета, которые имеет население, должны уменьшиться. Т.е. следует изменить коренным образом социальную политику, систему доходов и заработной платы, налоговую систему.

Реструктуризация системы доходов и выплат дает не только другое отношение к зарплате и работе, но и, что может быть важнее, имеет еще два следствия.

Во-первых, удешевляет товары и услуги, которые дотируются из бюджета. Потому что вовлекает в рыночный оборот и конкуренцию то, что сегодня монопольно остается в руках чиновников.

Можно утверждать, что удельная стоимость услуг, за которые платит сегодня бюджет, может быть снижена в 1,5-2 раза, если за эти услуги станет платить население и будут созданы предпосылки для конкуренции в сфере коммунальных услуг. А это означает увеличение реальной зарплаты не только за счет реструктуризации ВВП.

Во-вторых, сегодня предприятия просто задушены налогами, развиваться в этих условиях они не могут. Потому что из-за низкой зарплаты населения почти все налоги, предназначенные для социальных выплат, берутся с предприятий. Из-за отсутствия средств на технологическое обновление белорусские предприятия не по дням, а по часам морально устаревают и теряют рынки сбыта (карбамид, химические волокна, пиво, холодильники, тракторы, автомобили все меньше пользуются спросом за «живые» деньги). Это ведет к еще большему понижению уровня зарплаты.

В-третьих, устраняется крайне несправедливая система социальных расходов, которые взяло на себя государство Львиная доля социальных льгот сейчас достается богатым. Например, бедная семья, имеет, как правило, меньшую жилплощадь, а потому на нее приходится меньше дотаций на отопление.

Пока вся цепочка: бюджет, налоги, жилище, пенсии, здравоохранение, общественный транспорт и др. - не будет включена в рыночные отношения, все будут требовать больше денег и неэффективно их расходовать.

Реформа экономических отношений в социальной сфере сможет повысить размер и роль зарплаты в жизни человека уже в ближайшее время, за счет более экономного использования средств, ныне неэффективно используемых в рамках бюджетных проектов.

«Раскрытие» экономики - еще один фактор быстрого повышения уровня жизни. Но курс на экономическую открытость встречает сопротивление. Основной аргумент противников открытой экономики - национальные предприятия не готовы к условиям открытого рынка и жесткой конкуренции. Потому что либерализация торговли товарами и услугами, повышенные гарантии экспортерам капитала, защита прав интеллектуальной собственности выгодны лишь немногим развитым странам, ведут к углублению технико-экономического и социального разрыва между Севером и Югом, маргинализации большинства стран и поляризации мирового сообщества.

Итак, отказ от протекционизма различным странам вреда не принес и ускорил их развитие. Но что более важно, открытие экономики - это необходимая предпосылка включения страны в процесс глобализации экономики. Включение Беларуси в этот процесс или нет - является важнейшим стратегическим решением, определяющим ее будущее.

Этап 2: единство процессов модернизации, реструктуризации и глобализации экономики. Социализм оставил в наследство поразительно неэффективную производственную систему. Производительность общественного труда на начало перестройки в постсоциалистических странах (а в Беларуси и сегодня) была в 10 раз ниже, чем в развитых странах. Дальнейшее повышение доходов, которое может быть за счет либерализации экономики и реформ социальной сферы, связано с процессами технологического обновления производства, повышением его эффективности в несколько раз.

Если предположить, что за 15-20 лет производительность общественного труда вырастет в Беларуси в 8-10 раз, то это будет означать, что доходы населения Беларуси будут в 2-3 раза ниже, чем, к примеру, в странах Европы в то же время [9, с.26].

Беларусь практически не имеет источников накопления, необходимых для модернизации производства, поскольку около 1 млрд. долларов сегодняшних инвестиций в производственную сферу - это слишком мало. Поэтому перед страной стоит дилемма: или обеспечить приток зарубежных инвестиций, включившись в процесс глобализации экономики, или оставаться технологически отсталой и нищей страной.

Сегодня считается аксиомой, что страна, противодействующая процессам глобализации экономики, останется на обочине цивилизации. Белорусское руководство в настоящее время противодействует этим процессам. Похоже, что ни правительство, ни общественность не осознали значимости раскрытия белорусской экономики и ее транснационализации.

Понимание процессов, происходящих в мировой экономике, важно для определения стратегии модернизации Беларуси.

Вместо интернационализации экономики руководители Беларуси и России стремятся к созданию замкнутого экономического региона на месте бывшего СССР. Некоторые экономисты полагают, что этого пространства достаточно для эффективных специализации и кооперации производства. Но, во-первых, емкость рынка на этом пространстве не больше, чем в одной лишь Германии или даже в Польше. Например, внешнеторговый оборот России в 2,5 раза ниже, чем в 10-миллионной Бельгии.

Включение Беларуси в глобализацию экономики сделает ее не сырьевым придатком индустриального мира, а машиностроительным, химическим, ткацким, швейным, сборочным (для наукоемких изделий) и т.д. цехом Европы. И в каскадном перемещении технологий Беларусь может быть в первом ярусе, куда перемещаются производства из высокоразвитых стран.

Сегодня включение экономики Беларуси в мировое хозяйство понимается лишь как выход на мировой рынок отечественных товаров, привлечение иностранных инвестиций и новых технологий для развития белорусских предприятий.

Рассуждая о транснационализации экономики, следует для начала отбросить устаревшие представления об этом процессе. Включение белорусских предприятий в воспроизводственные структуры ТНК означает их выключение из национальной экономики. Правительство в этом случае лишь в состоянии определять некоторые условия его функционирования (минимальная зарплата, налоги и т.д.). Глобализация экономики означает, что производство становится глобальным, прибыль - тоже. Заботой национальных правительств становится не установление контактов с Ираном или Ираком с целью обеспечить сбыт отечественных товаров, а создание условий, чтобы как можно большая часть созданного ТНК дохода осталась на национальной территории. А ТНК сами позаботятся о производстве и сбыте конкурентоспособной продукции.

Для значительного повышения эффективности общественного производства требуется его глубокая реструктуризация, в первую очередь, реструктуризация машиностроения как основы инвестиционного комплекса. При выборе направлении реструктуризации полезным ориентиром может служить мировой опыт.

На конкурентном рынке смогут выжить несколько типов компаний. Во-первых, те, что действуют на рынке стандартных массовых изделий. Преимущество этих компаний: они могут производить товары с минимальными издержками – «дешево, но прилично». Мощное оборудование таких компаний должно быть загружено до предела. Второй тип: узко специализированные кампании, изготавливающие продукцию для узкого круга потребителей. Их сила - в быстром освоении новых модификаций и высоком качестве. Взаимодействие крупных, как правило, сборочных, предприятий с массой мелких специализированных обеспечивает низкие издержки и высокое качество товаров. Третий тип: венчурные фирмы, пытающиеся найти революционные и баснословно выгодные (в случае удачи) решения при производстве новых товаров и услуг. В 85 случаях из 100 такие компании кончают банкротством, но в 15-ти - достигают успеха, и тогда за выпуск нового изделия берется крупная фирма с массовым характером производства (она покупает патент, инкорпорирует венчурное предприятие и т.д.) [1, с.104]. Взаимодействие этих трех типов фирм обеспечивает в странах с капиталистической экономикой высокую скорость научно-технического прогресса, а также производство дешевых и качественных товаров.

Итак, чтобы сделать дешевые и качественные детали, необходима высокая концентрация их производства и высокопроизводительное оборудование. Очевидно, что модернизация производства таких деталей требует соответствующей реорганизации. Участки по выпуску этих деталей следует выделять в самостоятельные производства, которые будут обеспечивать этой деталью многие предприятия. Аналогичные участки на других предприятиях придется ликвидировать. А чтобы дирекция созданного таким образом предприятия была заинтересована в поиске рынков сбыта для своей продукции во всех частях света, предприятие должно быть частным.

Таким образом, НПО, ПО и другие гиганты, превратившиеся в советские времена в натуральные хозяйства, должны как бы «рассыпаться» на части (ремонтные и снабженческо-сбытовые предприятия, производство деталей, сборка и т.д.) и сложиться заново в новые структуры.

Только после того, как промышленность начнет выпускать дешевые и качественные детали и узлы, можно будет говорить о производстве конкурентоспособных машин и оборудования. Так как качество комплектующих в СНГ низкое (при том, что издержки производства обычно в несколько раз выше, чем в развитых странах), производство конкурентоспособной сложной техники в странах Содружества возможно только при условии, что поначалу большинство деталей и узлов (70-80%) будет поступать не из СНГ. Замена же небольшого их числа на привозные дела не изменит.

Приведем выразительный пример ошибочной стратегии, построенной на слабой частичной интеграции. В 1996-97 годах Московский автозавод попытался отказаться от некачественных двигателей уфимского завода. Однако моторы «Рено» слишком удорожали «Москвич», и после 18 месяцев простоя москвичи вернулись к уфимским моторам. Если бы АЗЛК монтировал свой более комфортабельный седан «2142» только из импортных деталей, тот был бы по стоимости сравним с однотипными иномарками. Машина же, собранная из отечественных узлов оказалась не только хуже по качеству, но и на 2,5 тыс. долл. дороже однотипных иномарок. Если бы доля деталей и узлов, произведенных «Рено» составляла 70-90%, небольшое число отечественных комплектующих не смогли бы «утяжелить» издержки настолько, чтобы утопить автомобиль в целом [8, с.16].

Из сказанного выше следует, что модернизация производства должна начинаться с создания небольших узкоспециализированных на отдельных деталях и узлах предприятий. При этом производство сложных изделий может осуществляться как сборка из качественных комплектующих зарубежного производства, с постепенной заменой на отдельные детали отечественного производства. Пока наши машиностроительные предприятия не превратятся в узкоспециализированные, окруженные десятками тысяч малых предприятий, производящих отдельные детали и узлы, как это произошло во всем мире, до тех пор они будут неконкурентоспособны.

Реструктуризация предприятий.

Цель реструктуризации - создание современных корпораций, в которых сборочные производства как самостоятельные юридические лица обеспечиваются деталями и комплектующими, изготовленными другими малыми и средними предприятиями. При этом малое предприятие, снабжающее деталями свою корпорацию, имеет право поставлять эти детали другой корпорации, включая конкурентов [2, с.384].

Модернизация отдельных жизнеспособных участков предприятия должна, как правило, сопровождаться их выделением в юридически самостоятельное специализированное предприятие, поскольку окупаемость затрат на модернизацию обеспечивается при кооперации данного участка с другими предприятиями. Одновременно с модернизацией участков одних предприятий должны ликвидироваться подобные участки на других предприятиях, т.е. происходить денатурализация предприятий

Отпочкование малых предприятий целесообразно совмещать с процессом их приватизации. Допустить при этом приватизацию частью членов трудового коллектива, включая дирекцию, «в долг», т.е. 70-80 % от цены приватизируемого имущества выплатить из прибылей этого предприятия.

Для того, чтобы запустить механизм реструктуризации предприятий и сделать его массовым, следует [6,с.518]:

- отменить норму закона, разрешающую выделение в самостоятельное предприятие лишь технологически обособленных структурных подразделений. Право выделяться должно получить любое звено предприятия, коллектив которого может выполнять не только заказы своего предприятия, но и заказы на сторону;

- разрешить отпочкование предприятий с одновременной их приватизацией по инициативе части его коллектива или иных субъектов приватизации. Исключить влияние на этот процесс дирекции головных предприятий и местных органов власти;

- разрешить директорам предприятий исключать из состава предприятия ненужные им имущественные комплексы и передавать их в распоряжение органам Мингосимушества, а работников этих комплексов увольнять в связи с их ликвидацией;

- разрешить приватизацию отдельных звеньев предприятий вне всяких программ приватизации по мере поступления заявок;

- предприятие, приватизированное «в долг» сразу же получает статус частного предприятия и все, вытекающие из этого права;

- исключить экономическое давление головного предприятия на выделяемое по инициативе снизу предприятие, предусмотрев с этой целью предельные нормы рентабельности за услуги головного предприятия и другие нормативы;

- если головное предприятие не является инвестором и субъектом приватизации, то их отношения должны регулироваться законодательным актом, предусматривающим «мягкий развод» в течение нескольких лет. При этом норма рентабельности на выполнение заказов головного предприятия должна быть лимитирована.

Опыт других стран показал, что экономический рост в постсоциалистической экономике обеспечивается частным сектором. Если частный сектор в торговле мог зародиться параллельно с государственной торговлей и потребкооперацией, то придется ждать слишком долго, пока рядом с госпредприятием возникнут другие, частные предприятия.

Сегодня частными предприятиями могут стать жизнеспособные структуры нежизнеспособных в целом госпредприятий. Так можно ускорить переход к эффективной экономике при ограниченных инвестиционных ресурсах

Многократное повышение производительности, а не интересы и идеологические химеры - основная цель стратегии развития Беларуси.

Информация о работе Макроэкономическая политика рыночной и административно-командной систем