Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………….3
Глава1 Макроэкономическая нестабильность и инфляция……………………5
1.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия. Типы и виды инфляции……………………………………………5
1.2 Методы измерения инфляционных процессов. Влияние инфляции на перераспределение дохода………………………………………………………15
1.3 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса………………………………17
Глава2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…...22
2.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……
Заниженные цены ведут к дефициту товаров, нерентабельности предприятий, перетоку излишних денег с товарного на валютный рынок и тем самым к падению курса национальной валюты, что в свою очередь создает дополнительное инфляционное давление со стороны импортируемых издержек.
С другой стороны, завышение
цен обусловливает
Для достижения целей ценовой политики необходимо решить ряд задач, включающих:
• постепенное расширение сфер рыночного ценообразования по мере создания соответствующих экономических условий для его реализации;
• совершенствование принципов и методов ценообразования;
• упорядочение организации
учета элементов цены, направленное
на экономию и противодействие
• прекращение дотационного и перекрестного субсидирования в системе ценообразования в целях минимизации нагрузок промышленности и бюджета, гармонизации цен в Республике Беларусь и сопредельных странах;
• совершенствование
• ценовое стимулирование развития приоритетных отраслей экономики;
• определение сопряженных мер косвенного регулирования цен, связанных с кредитно-денежной, валютной, налогово-бюджетной, амортизационной политикой и политикой доходов,
Главной целью государственной
ценовой политики на 2003-2005 гг. должно
стать достижение и поддержание
сбалансированной внутренней и внешнеторговой
ценовой структуры. Наиболее существенными
дисбалансами сегодня являются перекрестное
субсидирование услуг ЖКХ (окупаемость
затрат тарифами для населения в
2001 г. составила 20%); значительная дотационность
городского и пригородного транспорта
(возмещение затрат по перевозкам городским
автотранспортом составляет около
28%, пригородными поездами - 25%, пригородным
автотранспортом - 42%); низкие закупочные
цены на продукцию животноводства и
растениеводства. Высвобождение накопленных
ценовых диспропорций в ходе достижения
сбалансированной ценовой структуры
может привести к усилению инфляции,
однако в дальнейшем равновесная
структура цен будет
Несбалансированность ценовой
структуры проявляется в
Основным фактором заниженного
уровня потребительских цен по отношению
к ценам производителей промышленной
продукции является отставание роста
доходов населения. В периоды
значительного отставания доходов
потребителей от выручки по народному
хозяйству (вследствие различия в условиях
сбыта на внутренний и внешний
рынки) рост потребительских цен
также отставал от роста цен производителей
промышленной продукции. Уровень потребительских
цен зависит от покупательной
способности населения, причем в
периоды относительного ее снижения
наблюдается изменение
Новая цель государственной ценовой политики подразумевает также качественное изменение системы индикативных показателей. В методологическом аспекте необходимо смещение от преимущественного анализа инфляции к анализу изменения внутренней структуры цен, уровня внешнеторговых цен. Это позволит отслеживать и своевременно реагировать на качественные изменения, происходящие в экономике республики, соответствующим образом корректировать ценовую структуру, что в свою очередь будет способствовать снижению общего уровня цен.
Ориентация на новые стратегические
цели в ближайшей перспективе
требует выполнения ряда тактических
задач и осуществления
1. Необходимо продолжить
политику либерализации
Политику либерализации следует проводить в меру создания экономических предпосылок, роста доходов и повышения социальной защищенности населения. Либерализация ценообразования должна создать условия повышения качества товаров и услуг, стимулировать развитие наиболее востребованных производств, обеспечить переток капиталов в соответствии с изменением спроса на товары и услуги, что, в конечном счете, должно способствовать росту благосостояния населения.
2. Следует ликвидировать
в 2004 г. перекрестное
Такая динамика ликвидации перекрестного
субсидирования может дать 10-15 процентных
пунктов прироста ИПЦ ежегодно в
течение трех лет и возможность
многократного превышения темпов роста
индексов тарифов на услуги ЖКХ по
сравнению с индексами роста
их себестоимости. Вместе с тем специфика
этого процесса такова, что он не
требует адекватной девальвации
национальной валюты с целью поддержания
конкурентоспособности
3. Доведение тарифов на
услуги пассажирского
4. Выравнивание потребительских
цен на продовольствие и
Это позволит, учитывая стратегическое
партнерство с Россией и
Структурные изменения в
системе цен до 2005 г. должны обеспечить
постепенное приближение
Таким образом, это означает применение в рассматриваемом периоде мер защиты национальных производителей (в первую очередь через таможенное и нетаможенное регулирование) и потребителей, прежде всего населения (через субсидии и дотации к цене), которые с ростом эффективности производства и доходов населения будут постепенно сниматься.
С проблемой высокой инфляции сталкивались практически все страны мира, и каждая из них в решении этой проблемы шла своим путем, хотя в действиях, направленных на снижение инфляции, имелось и много общего.
Проведенный анализ позволил обобщить методы и подходы по стабилизации уровня покупательной способности денег, показать их достоинства, недостатки и определить комплекс условий возможного применения.
Анализ белорусского опыта
антиинфляционной политики в контексте
международных сопоставлений
1. С учетом финансовой
и экономической ситуации в
стране, размеров золотовалютных
резервов банковской системы
наиболее приемлемым методом
антиинфляционной политики для
Беларуси является прямое
2. При осуществлении
3. Для обоснования целевого
значения инфляции необходимо
применение комплекса
4. Использование изложенного
выше подхода позволяет
Таким образом, реализация предлагаемого
подхода к снижению уровня инфляции
в Беларуси предполагает активное участие
государства в регулировании
экономики, согласованное действие
различных государственных
1. Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 259-З «О бюджете Республики Беларусь на 2004 год».// Национальная экономическая газета. 2004. 18 янв.
2. Антиинфляционная политика: пути реализации / В.В. Пинигин, Г.Л. Вардеванян, В.Г. Василега и др. Под ред. В.В. Пинигина. – Мн.: НИЭИ Минэкономики, 2002.
3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. -М.: Инфра-М, 2003.
4. Бирюкова О. Дневник
успеваемости белорусской
5. Борисова Г.Б. Высокая инфляция: современный опыт борьбы с ней, успехи и провалы // Вестник МГУ. Сер. 6. Экономика. 2003. №3. С. 71-81.
6. Дашкевич В. Видения светлого будущего // Белорусский рынок. 2003. № 44. С. 9.
7. Ивашковский С.Н.
8. Инфляция должна быть подавлена // Белорусский рынок. 2003. №16. С.19.