Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа
Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.
ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………….3
Глава1 Макроэкономическая нестабильность и инфляция……………………5
1.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия. Типы и виды инфляции……………………………………………5
1.2 Методы измерения инфляционных процессов. Влияние инфляции на перераспределение дохода………………………………………………………15
1.3 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса………………………………17
Глава2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…...22
2.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства……………………………………………………………22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……
За 10 месяцев 2003 г. наметилась
положительная тенденция
Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г.
Ситуация в реальном секторе экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции по состоянию на 1 ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.
Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными показателями по росту денежных доходов населения. Хотя за нынешний год средняя зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.
По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы населения к концу года вырастут до 7%. В 2005 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя зарплата должна превысить 153 USD.
В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП 109-110%.
Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем роста заработной платы, заложенным в программе.[13]
Уровень инфляции в Беларуси
остается самым высоким среди
стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР,
это следствие нежесткой
В первой половине 2003 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.
По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение и водоотведение, автомобильные и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано.
Рекомендации на будущее
достаточно просты. Во-первых, необходимо
активнее привлекать частный капитал
к участию в экономике страны
путем ускорения темпов приватизации
с приданием ей более последовательного
характера вместе с устранением
барьеров для частной
Во-вторых, конкурентоспособность белорусских предприятий должна быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более активному притоку прямых иностранных инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.
Таким образом, инфляция, неуправляемая
сама, делает плохо управляемым все
народное хозяйство. Инфляция автоматически
снижает эффективность
2 Особенности инфляционных
2.1 Основные направления и методы антиинфляционного
регулирования в Республике Беларусь.
Инфляцию, развивающуюся в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно считать одной из закономерностей переходного периода. Очевидно, что стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.
Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые и иные рыночные сигналы слабо, а то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально свободных цен и реального движения воспроизводственных процессов.
Подходы и инструменты
регулирования инфляционных процессов
в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо
подчинить обеспечению целевых
установок Прогр Программы
В настоящее время резервы
увеличения производства за счет организационных
факторов и загрузки неиспользуемых
мощностей, которые сыграли существенную
роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны.
Поэтому необходимо улучшение качественных
параметров функционирования национальной
экономики и повышение
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства.
Глубинной причиной инфляции
в республике является низкий уровень
эффективности функционирования реального
сектора экономики, что подтверждается
наличием большого удельного веса убыточных
предприятий и планово-
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к тратегированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.
В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому рублю и примерно на 6% по отношению к доллару США.
В целом денежно-кредитная
политика в будущем году будет
более жесткой, чем в текущем.
Номинальная девальвация
В проекте Основных направлений
денежно-кредитной политики Российской
Федерации на 2004 г. инфляция запланирована
на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции
в РБ даже с учетом запланированного
в РБ уменьшения номинального курса
белорусского рубля по отношению
к российскому, т.е. Нацбанк планирует
укрепление белорусского рубля и
по отношению к российскому, хотя
и всего на 2-3%. Это практически
не скажется на состоянии взаимной
торговли наших стран (сейчас по паритету
покупательной способности
Следует ожидать, что планы
девальвации по отношению к доллару
в 2004 г. будут выдержаны, тогда как
по отношению к российскому рублю
это вовсе не обязательно. Дело в
том, что, несмотря на формальные заявления
о привязке к российскому рублю,
фактически белорусский рубль привязан
к доллару США посредством
установления Нацбанком фиксированных
темпов девальвации. Эти темпы в
последние годы выдерживаются, тогда
как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые
Нацбанком ежеквартально
Национальный банк своим постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и на срок свыше года — не более 9,5%.
Новые ограничения по ставкам введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-декабре 2003 г. они должны быть не выше ставки рефинансирования Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.
Очевидно, что стремление
правительства и Национального
банка удешевить кредиты для
реального сектора экономики
ставит ряд трудновыполнимых вопросов
перед банковской системой. В первую
очередь с точки зрения цены привлекаемых
ресурсов. По состоянию на середину
года основными донорами белорусских
банков были физические лица, которые
хранили на своих банковских счетах
1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных
ставок по срочным вкладам физических
лиц в этот же период колебалась в пределах
28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.
Одним из основных инструментов, позволяющих
эффективно воздействовать на снижение
темпов инфляции, является ресурсосбережение.
Достаточно отметить, что материальные
затраты в общих затратах на производство
продукции (работ, услуг) в целом по народному
хозяйству составляют более 60%, затраты
на энергоресурсы (топливо, электроэнергию
и теплоэнергию) - соответственно около
20%.