Макроэкономическая нестабильность и инфляция. Особенности инфляционных процессов в Респу

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Так если национальная валюта перестает выполнять или плохо выполняет свои функции, вытесняясь иностранной валютой, товарами, различными денежными суррогатами, то она наносит народному хозяйству значительный экономический урон: сдерживается развитие финансово-кредитных отношений в стране, средства из сферы производства уходят в сферу обращения, снижается эффективность государственного контроля за денежными потоками. Тяжелое бремя эмиссионного налога несет население, что ведет к дальнейшему спаду производства со всеми вытекающими из этого социально-экономическими последствиями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…….………………………………………………………………….3

Глава1 Макроэкономическая нестабильность и инфляция……………………5
1.1 Инфляция: сущность, признаки, причины и социально-экономические последствия. Типы и виды инфляции……………………………………………5
1.2 Методы измерения инфляционных процессов. Влияние инфляции на перераспределение дохода………………………………………………………15
1.3 Инфляция и безработица. Кривая Филлипса………………………………17

Глава2 Особенности инфляционных процессов в Республике Беларусь…...22
2.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь и антиинфляционная политика государства……………………………………………………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Работа содержит 1 файл

Инфляция.docx

— 125.80 Кб (Скачать)

За 10 месяцев 2003 г. наметилась положительная тенденция оздоровления экономики. Среди основных успехов  фигурирует рост ВВП в рамках прогноза — 106,3%. Производство продукции промышленности составило 106,5%, инвестиции в основной капитал достигли отметки 118,2%. А  вот ситуация в сельском хозяйстве  упорно не желает подстраиваться под  прогнозные показатели — 105,8%.

Важнейшей проблемой макроэкономической стабильности для правительства  остается сдерживание инфляции. В 2003 г. индекс потребительских цен может  составить 124%, или 1,8% в среднем за месяц. Мы только приблизились к верхней  границе прогноза — 1,4-1,8% в среднем  за месяц. За январь — октябрь инфляция составила 1,9% в месяц при прогнозируемом показателе в 1,8%. Нынешний уровень инфляции достиг своего минимального значения с 1991 г.

Ситуация в реальном секторе  экономики вообще удручает. Количество убыточных предприятий достигло 35% (при 31% в 2002 г.), рентабельность составила 9% (в 2002 г. — 9,2%). Запасы готовой продукции  по состоянию на 1 ноября 2003 года достигли 64,4% от месячного производства продукции, хотя норматив на конец года составляет 60%.

Серьезные проблемы у Совета министров возникли с прогнозными  показателями по росту денежных доходов  населения. Хотя за нынешний год средняя  зарплата по Беларуси увеличилась на треть и составила 246 тыс. руб., но это «достижение» съедает высокий  уровень инфляции, из-за которого реальный рост зарплаты — 1,9% при прогнозе 7-8%.

По планам, с повышением ставки первого разряда реальные доходы населения к концу года вырастут до 7%.  В 2005 г. средняя зарплата должна достичь планки в 250 USD. В 2004 г. средняя зарплата в промышленности прогнозируется на уровне 315-325 тыс. руб., а в целом по Беларуси средняя  зарплата должна превысить 153 USD.

В новом проекте государственного бюджета на 2004 г. заложен рост ВВП 109-110%.

Параметры бюджета определены программой социально-экономического развития и, в первую очередь, уровнем  роста заработной платы, заложенным в программе.[13]

Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди  стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной  политики и резкого повышения  зарплаты, а также решения о  повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило  повысить окупаемость издержек, а  также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в  энерго- и газоснабжении.

В первой половине 2003 г. инфляция в Беларуси по-прежнему превышала  установленный правительством на весь год уровень 18-24%, хотя Нацбанк Беларуси и продолжал понижать ставку рефинансирования. По предварительной оценке ЕБРР, среднегодовой  рост потребительских цен в 2003 г. составит 29%.

По реформированию инфраструктуры (связь, электроэнергетика, водоснабжение  и водоотведение, автомобильные  и железные дороги) в Беларуси ничего не сделано.

Рекомендации на будущее  достаточно просты. Во-первых, необходимо активнее привлекать частный капитал  к участию в экономике страны путем ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного  характера вместе с устранением  барьеров для частной предпринимательской  деятельности.

Во-вторых, конкурентоспособность  белорусских предприятий должна быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации. Более  активному притоку прямых иностранных  инвестиций будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес у инвесторов.

Таким образом, инфляция, неуправляемая  сама, делает плохо управляемым все  народное хозяйство. Инфляция автоматически  снижает эффективность экономических  регуляторов, порой даже делает нецелесообразным их применение.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           2 Особенности инфляционных процессов  в Республике Беларусь. 

 

 

2.1 Основные направления и методы  антиинфляционного

регулирования в Республике Беларусь.

 

 

Инфляцию, развивающуюся  в масштабах, подрывающих законы товарно-денежного обращения, можно  считать одной из закономерностей  переходного периода. Очевидно, что  стержнем любой антиинфляционной политики является подавление причин инфляции и нейтрализация условий ее возникновения и развития.

Системной причиной инфляции стала попытка форсированно внедрить форму свободного рынка в условиях неадекватной социально-экономической  среды. Либерализация цен в отсутствие инфраструктуры рынка, когда ценовые  и иные рыночные сигналы слабо, а  то и не адекватно, воспринимаются субъектами хозяйствования и домашними хозяйствами, привела к разрыву формально  свободных цен и реального  движения воспроизводственных процессов.

Подходы и инструменты  регулирования инфляционных процессов  в прогнозном периоде 2001-2005 гг. необходимо подчинить обеспечению целевых  установок Прогр Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. В рамках этого программного документа предполагается закрепление  положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий  для устойчивого социально-экономичес-кого развития на основе роста эффективности  функционирования реального сектора  экономики.

В настоящее время резервы  увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль в 1996-2000 гг., в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной продукции, что требует  направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и  кредитные централизованные бюджетные  ресурсы. Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением  комплекса мер денежно-кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения до 10-14% за год в 2005 г. При  их определении учитывались необходимость  устранения сложившихся ценовых  диспропорций и сокращения накопленного инфляционного потенциала, поэтапного выравнивания цен и доходов населения  в Республике Беларусь по отношению  к их уровню в сопредельных странах. Такой подход исходит из того, что  снижение инфляции не является самоцелью  и скорость ее снижения должна сообразовываться с сохранением позитивной динамики социально-экономического развития. Он позволит минимизировать издержки и  негативные эффекты стабилизационной политики, которые возможны при чрезмерно  жестком использовании монетарных и фискальных инструментов, чреватых массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности.

Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так  и со стороны издержек производства.

Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень  эффективности функционирования реального  сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных  предприятий и планово-убыточных  отраслей, функционирование которых  поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и  дефицит оборотных средств у  предприятий в реальном секторе  экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы. С целью  недопущения банкротств убыточных  предприятий и сокращения рабочих  мест государство за неимением других источников (иностранных кредитов и  частных инвестиций) обеспечивает эти  потребности преимущественно за счет эмиссионного кредитования. Национальный банк вынужден продолжать финансирование как текущих кассовых разрывов, так  и дефицита республиканского бюджета  в целом. Кроме того, с 1999 г. применяются  методы внеэкономического принуждения  в отношении коммерческих банков в части кредитования государственных  программ в области АПК за счет собственных средств.

Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр (секвестирование) объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства. Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной  траектории снижения инфляции и ужесточения  монетарных параметров, углубление которых  должно быть синхронизировано с динамикой  структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации  предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

Важнейшим условием и предпосылкой перехода к тратегированию инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.

В соответствии с проектом Основных направлений кредитно-денежной политики на 2004 г., одобренным правительством РБ 17 сентября 2003 года, в следующем  году белорусский рубль в реальном выражении не девальвируется, а укрепится: на 2-3% по отношению к российскому  рублю и примерно на 6% по отношению  к доллару США.

В целом денежно-кредитная  политика в будущем году будет  более жесткой, чем в текущем. Номинальная девальвация национальной валюты по отношению к российскому  рублю в 2004 г. должна составить 4-5%, а  по отношению к доллару — 8-12%. Инфляция превысит девальвацию и  составит 14-18%. Следовательно, Национальный банк ожидает реального укрепления курса белорусского рубля (превышение инфляции над девальвацией) по отношению  к доллару США примерно на 6%.

В проекте Основных направлений  денежно-кредитной политики Российской Федерации на 2004 г. инфляция запланирована  на уровне 8-10%, что на 2-3% ниже инфляции в РБ даже с учетом запланированного в РБ уменьшения номинального курса  белорусского рубля по отношению  к российскому, т.е. Нацбанк планирует  укрепление белорусского рубля и  по отношению к российскому, хотя и всего на 2-3%. Это практически  не скажется на состоянии взаимной торговли наших стран (сейчас по паритету покупательной способности белорусский  рубль недооценен по отношению к  российскому примерно на 15%).

Следует ожидать, что планы  девальвации по отношению к доллару  в 2004 г. будут выдержаны, тогда как  по отношению к российскому рублю  это вовсе не обязательно. Дело в  том, что, несмотря на формальные заявления  о привязке к российскому рублю, фактически белорусский рубль привязан к доллару США посредством  установления Нацбанком фиксированных  темпов девальвации. Эти темпы в  последние годы выдерживаются, тогда  как изменение курса BYR/RUB в устанавливаемые  Нацбанком ежеквартально границы  укладывается далеко не всегда. Курс российской валюты по отношению к доллару  на торгах Московской межбанковской  валютной биржи в последнее время  испытывает довольно резкие колебания, которым белорусская валюта не следует.

Национальный банк своим  постановлением от 28 июля 2000 г. «настойчиво» рекомендовал банкам достичь того, чтобы к декабрю 2003 года процентные ставки по вновь выдаваемым валютным кредитам на срок менее одного года составляли не более 11% годовых и  на срок свыше года — не более 9,5%.

Новые ограничения по ставкам  введены и в части рублевых кредитов. В ноябре-декабре 2003 г. они  должны быть не выше ставки рефинансирования Национального банка плюс 3%. Если же учесть, что ставка рефинансирования должна, по его планам, понизиться до 28% годовых, то это означает, что предельная величина ставок по рублевым кредитам не должна будет превышать 31% годовых.

Очевидно, что стремление правительства и Национального  банка удешевить кредиты для  реального сектора экономики  ставит ряд трудновыполнимых вопросов перед банковской системой. В первую очередь с точки зрения цены привлекаемых ресурсов. По состоянию на середину года основными донорами белорусских  банков были физические лица, которые  хранили на своих банковских счетах 1,03 трлн. руб. и 434,4 млн. USD. Величина процентных ставок по срочным вкладам физических лиц в этот же период колебалась в пределах 28-32% годовых и 6-9% в инвалюте.  
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и инфляция. Особенности инфляционных процессов в Респу