Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в транзитивной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и причин, макроэкономических явлении, а также их анализ на примере страны с переходной экономикой – Республики Беларусь. Кроме того, будет исследована проблема достижения макроэкономической стабильности – устойчивого роста, полной занятости, стабильности цен.
Задачей курсовой работы является: изучение теоретических аспектов макроэкономической нестабильности (экономических циклов, безработицы и инфляции), изучение проявления макроэкономической нестабильности в Республики Беларусь и проведения его анализа.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 165.71 Кб (Скачать)

По факторам, вызывающим инфляционный процесс, можно выделить много видов инфляции. Однако на практике все эти факторы зачастую действуют одновременно, накладываясь друг на друга. Поэтому четко такие  виды инфляции практически невозможно, и в литературе по этому критерию принято выделять только два вида инфляции:

- Инфляцию издержек;

- Инфляцию спроса.

Эти два вида инфляции, по сути, выделенные в зависимости от того, с какой стороны осуществляется давление на цены со стороны предложения  или со стороны спроса. Однако для понимания сути инфляции и разработки эффективной антиинфляционной политики такой обобщенной классификации видов инфляции достаточно.

Инфляция  издержек. Это прежде всего рост заработной платы, затрат на энергетические и сырьевые ресурсы, а также падение производительности труда, усиление монополизации производства и рынка, рост в структуре производства отраслей с замедленным темпам повышения производительности труда (например, услуг), с высокой долей затрат на заработную плату и низким удельным весом производства предметов потребления и т.д. Во всех этих случаях, чтобы сохранить объемы производства и предложения на прежнем уровне, необходимо увеличивать денежные выплаты, что приведет к росту спроса, а, следовательно, и цен. Если денежные выплаты не увеличивать, то указанные факторы приведут к сокращению производства и предложения, при предварительном спросе тоже подталкивать цены вверх. Здесь тоже возникнет «лишний» спрос, что будет провоцировать рост цен.

Определяющим фактором инфляции спроса является рост предложения денег, поэтому ее еще называют монетарной инфляцией. Именно рост предложения денег может быть вызвано использованием для покрытия бюджетного дефицита или переходом к либеральной монетарной политике или обоими факторами одновременно. На первый взгляд, складывается впечатление, что инфляция спроса развивается вполне самостоятельно в отношении инфляции издержек. На самом деле они между собой тесно связаны, по сути являются двумя проявлениями одного и того же явления инфляции как глубокой и длительной разбалансированности экономики. Ведь бюджетный дефицит в конечном итоге теми же факторами, что и рост производства, а либерализация монетарной политики - попытками правительства и центрального банка поддержать неэффективную, затратную экономику за счет «эмиссионного налога», который взимается со всего общества. Более того, либерализация монетарной политики еще больше провоцирует экономических субъектов к затратному хозяйству, ужесточение требований по повышению заработной платы, к наращиванию доходов за счет повышения цен при сокращении объемов производства и т.п. Поэтому разделение инфляции на два вида - инфляцию издержек и инфляцию спроса - это скорее прием научного анализа, чем реальность. Однозначно оценить ту или иную инфляцию как инфляцию издержек или инфляцию спроса чрезвычайно сложно, а то и просто невозможно.

 

Причины инфляции в Республике Беларусь

Основными причинами  инфляции в Республике Беларусь являются:

1. Дефицит государственного бюджета. Сюда можно отнести чрезмерную эмиссию денег в наличной и безналичной формах, расширение масштабов банковского кредитования сверх реальных потребностей хозяйства, дотации для неэффективного производства, чрезмерные расходы на социальные программы, содержание огромного бюрократического аппарата. Высокая степень бюджетизации экономики и неэффективное ведение хозяйствования.

2. Ограничение конкуренции. Монополия крупнейших корпораций, фирм, компаний, которые самостоятельно устанавливают цену на рынке и определяют собственные издержки. В Беларуси очень много монополистических предприятий, как в добывающей отрасли (например: «Белоруськалий»), так и в остальных производствах (ОАО «Атлант», РУПП «Витязь», ОАО «Белтрансгаз», ОАО «Амкодор» и т.д.).

3. Долларизация экономики. Долларизация представляет собой процесс замещения слабой национальной валюты твёрдой валютой, в данном случае долларами, которые в большей или меньшей степени выполняют все функции денег, но, прежде всего, используются как средства сбережения. Например в январе-октябре 2009 года население Беларуси купило валюты в банках на 781,4 млн. долларов США больше, чем продало.

4. Мировой кризис. Мировой финансовый кризис начавшийся в 2009 году оказал влияние на всю мировую экономику и на каждую страну в отдельности по разному. Глубина поражения экономики у каждого государства разная, это зависит, прежде всего, от экономической устойчивости страны. Белорусскую экономику рецессия затронула позже и в меньшей степени, чем у наших соседей. Ведь до недавнего времени наша республика оставалась одной из немногих стран, в которой ВВП продолжал расти: за шесть месяцев 2010 г. -- на 0,3 %, за семь месяцев -- на 0,4 %, и лишь по итогам января -- августа было зафиксировано снижение ВВП на 0,5 %. По итогам десяти месяцев индекс ВВП составил 99 %. Например в России ВВП за этот же период сократился до 88,2%, в Украине показатели еще более низкие, так, ВВП снизился на 17,8 процентных пункта. В странах ЕС в 3 квартале ВВП сократился на 4,2%. Наиболее существенные объемы падения среди стран ЕС зафиксированы в Литве -- на 14,2 процентных пункта. А все эти страны являются нашими важными рынками сбыта, и понятно, что такие результаты оказывают не лучшее воздействие на экономику Беларуси.

Последствия инфляции:

  1. Инфляция, являясь основным дестабилизирующим фактором  рыночной экономики, оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Ее воздействие зависит от темпов инфляции. Умеренная инфляция ведет к временному оживлению экономики в результате незначительного роста цен и нормы прибыли. Галопирующая и тем более суперинфляция наносят значительный урон народному хозяйству. Рост цен намного опережает рост количества денег в обращении, происходит “бегство от денег” населения и предприятий. В результате этого нарастает скорость обращения денег, что равносильно их дополнительной эмиссии, побуждая цены подниматься еще выше. Цены перестают быть достоверным средством измерения затрат, падает их стимулирующая роль. Неравномерный рост цен на товары разрушает и дезорганизует хозяйственные связи, ведет к диспропорциям в экономике.

Таким образом, инфляция дезорганизует  все народное хозяйство. Предприятиям из-за быстрого роста цен не хватает  выручки за реализованную продукцию, чтобы рассчитаться с поставщиками ресурсов и комплектующих изделий, выплатить зарплату своим работникам.

Стремительное увеличение издержек производства в связи с удорожанием ресурсов лежит в основе дальнейшего роста цен на продукцию и раскручивания инфляционной спирали “цены -- зарплата -- издержки--цены”. Суть ее в том, что повышение цен на товары и услуги ведет к падению реальных доходов трудящихся. Чтобы остановить их, профсоюзы и наемные работники требуют повышения номинальной заработной платы. Более высокая зарплата повышает издержки производства, что требует повышения цен на продукцию. Изменившиеся цены делают необходимым очередной пересмотр ставок зарплаты и т.д. Так возникает и раскручивается инфляционная спираль.

В условиях инфляции начинается кризис взаимных неплатежей, который охватывает все народное хозяйство. В результате продукция не продается, предприятия  работают “на склад”, затовариваются и вынужденно останавливаются. Начинается массовое сворачивание производства.

2. Инфляция наносит серьезный ущерб государственному бюджету. Обесцениваются как налоговые поступления в бюджет, так и его расходная часть, что побуждает часто корректировать его и изыскивать дополнительные средства. А это стимулирует инфляцию.

3. В условиях инфляции нарушается функционирование денежно-кредитной системы. Несут потери банки и другие финансовые учреждения, выдающие кредиты, так как реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции.

4. Социальные последствия инфляции проявляются, прежде всего, в ухудшении жизни населения. Реальная заработная плата постоянно отстает от инфляционного прироста цен на товары и услуги. В итоге падают стимулы к труду, ухудшается его качество. В условиях инфляции особенно страдают наименее защищенные слои населения - пенсионеры, студенты, безработные.

Несмотря на то, что их доходы растут в результате корректировки  и индексации, проводимых правительством, этот рост постоянно отстает от темпов инфляции. Обесцениваются сбережения населения, что подрывает стимулы  к денежному накоплению. Несвоевременная  выплата заработной платы, массовые увольнения из-за сокращения производства побуждают работников бороться за свои права, что усиливает социальную напряженность в обществе. Кроме  того, налоговое законодательство обычно не успевает за темпами инфляции. В  результате многие налогоплательщики  автоматически из-за роста их номинального дохода попадают в более высокую  группу налогообложения. Так происходит скрытая конфискация денежных средств  у населения через налоги. Таким  образом, в условиях инфляции нарушается стабильность экономических связей и социальных отношений общества.

5. Часто меняющиеся цены перестают быть информационным ориентиром для производителей и потребителей, предприниматели не знают, какую цену установить на свою продукцию, а покупатели не знают, сколько нужно заплатить. Нарушаются финансово-кредитные отношения. Деньги перестают выполнять свои функции. Сворачивается производство, население нищает. Стимулируются кризисные явления в социальной, экономической и политической сферах общества. (14, c.405-407) Социально-экономические последствия инфляции: обесценение и перераспределение доходов, материализация денежных средств, падение интереса к долгосрочным целям, обесценение денежных сбережений, уменьшение реальной процентной ставки и скрытая конфискация денежных средств. Высокие темпы инфляции оказывают разрушительное воздействие на производство: подавляют стимулы к занятию производственной и инвестиционной деятельностью, нарушают стабильность денежной национальной единицы, дезорганизуют финансовую систему государства.

Экономика, втянутая в инфляцию, особенно если процесс перерастает  в галопирующую или гиперинфляцию, скатывается в полосу затяжного  и глубокого экономического кризиса. Для выработки наиболее эффективных  мер, способствующих снижению инфляции, необходимо выявлять причины, осуществлять прогнозирование инфляции и анализировать  степень воздействия тех или  иных мер на инфляционные процессы.

Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь

Антиинфляционная политика государства, в первую очередь, направлена на устранение причин инфляции. Она  становится первоочередной, когда инфляция грозит перерасти в гиперинфляцию.

 
Главными составляющими антиинфляционной политики являются контроль и регулирование  совокупного спроса и совокупного  предложения.  
Основными инструментами воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение являются бюджетно-налоговая и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация.  
При инфляционном, избыточном спросе, государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. Однако такая политика может привести к возникновению инфляции, сопряженной со спадом.  
Денежно-кредитное регулирование осуществляется путем изменения ставки ссудного процента, нормы обязательных резервов и количества денег в обращении. Однако такому способу регулирования присущи теже издержки, что и бюджетно-налоговой политике. Остановить или придержать рост инфляции независимо от того, монетарными или немонетарными факторами она порождена, можно только при снижении темпа предложения денег. Но следствием снижения темпа прироста денежной массы является падение уровня производства и занятости. Выбор у правительства имеется только в отношении того, как сокращать темп денежной массы: резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). Эта дилемма решается по-разному, в зависимости от социально-экономической обстановки в стране.  
Достоинство шоковой терапии состоит в том, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются. Издержки шоковой терапии связаны с резким сокращением объема производства и занятости.  
Постепенное снижение темпа денежной массы может восприниматься как свидетельство неуверенности правительства в правильности выбранной цели экономической политики и возможности отказа от борьбы с инфляцией. В этом случае возникает инерция инфляции: экономические субъекты привыкают к постоянному росту цен и заключают контракты с учетом продолжения инфляции, тем самым поддерживая ее. Одним из факторов, порождающих инфляционную инерцию, является индексация денежных доходов, которая часто ассоциируется с защитой от инфляции, хотя на деле инициирует ускорение роста денежной массы и самой инфляции. Попытки следовать этим путем приводят лишь к увеличению инфляции. Политика градуирования может оказаться успешной, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20—30% в годовом исчислении.  
Одним из вариантов шоковой терапии в денежно-кредитной политике является проведение денежной реформы конфискационного типа с одновременной или предварительной либерализацией цен. Обмен старых денег на новые производится в определенном соотношении без изменения номинальных уровней доходов и цен. При этом, на суммы старых денег накладываются определенные ограничения, дифференцированные для различных субъектов.  
Альтернативой монетарным методам борьбы с инфляцией является политика цен и доходов. Контроль над заработной платой и ценами при наличии доверия правительству должен сократить уровень ожидаемой инфляции. Правительство в директивном порядке либо замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней по стране производительности труда, а рост цен — ростом расходов на оплату труда. Противники политики цен и доходов считают, что отмена контроля за ценами и доходами может привести к резкому всплеску инфляции под действием отложенных инфляционных ожиданий, если ее не продлить на неопределенный срок. Однако, по их мнению, это может способствовать превращению открытой инфляции в подавленную.  
По мнению М. Фридмена, инфляция, связанная с избыточным спросом, может сдерживаться индексацией.  
Снижения инфляции можно добиться вышеперечисленными мерами, воздействуя на совокупное предложение. Экономическая программа в рамках концепции предложения должна включать комплекс мер по уменьшению предельных ставок налогообложения, что способствует усилению трудовой мотивации, росту сбережений и инвестиций, развитию конкуренции.  
На выбор варианта антиинфляционной политики правительства существенно влияет социально-политическая обстановка в стране, поскольку распределение издержек этой политики между различными социальными слоями общества зависит от выбранного варианта. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем снижения государственных расходов, то издержки такой политики лягут, в основном, на сферу, финансируемую за счет бюджета. Если оно будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки лягут в основном на предпринимателей и работников негосударственных предприятий. Предотвращению инфляции лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора. Правительству следует в ходе фискальной политики стабилизировать государственные расходы и систему налогообложения, денежной политикой стремиться к равенству темпов роста предложения денег темпам роста производственного потенциала страны, валютной политикой не допускать импорта инфляции. Выбор правительства определяется конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране: а) уровнем реальных доходов; б) состоянием промышленности; в) масштабами бюджетного дефицита, вариантами его финансирования; г) состоянием и перспективами развития внешне-экономических связей и др.  
При выборе антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике.  
При разработке антиинфляционной политики можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долгосрочного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в краткосрочном периоде.  
Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента: 
– преодоление инфляционных ожиданий; 
– долгосрочную денежно-финансовую политику, направленную на введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы; 
– сокращение бюджетного дефицита и перестройку структуры доходов и расходов бюджета; 
– увеличение совокупного предложения структурным преобразованием народного хозяйства, государственным стимулированием научно-технического прогресса, мотивацией инвестиционных процессов.  
Меры антиинфляционной тактики, в зависимости от цели, можно разделить на две группы: а) льготное налогообложение, приватизация государственной собственности; б) повышение ставок процентов по вкладам и депозитам, развитие акционерных форм собственности, стимулирование приобретения недвижимости, проведение денежных реформ. 


Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в транзитивной экономике