Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в транзитивной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 13:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности и причин, макроэкономических явлении, а также их анализ на примере страны с переходной экономикой – Республики Беларусь. Кроме того, будет исследована проблема достижения макроэкономической стабильности – устойчивого роста, полной занятости, стабильности цен.
Задачей курсовой работы является: изучение теоретических аспектов макроэкономической нестабильности (экономических циклов, безработицы и инфляции), изучение проявления макроэкономической нестабильности в Республики Беларусь и проведения его анализа.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 165.71 Кб (Скачать)

Как и любой рынок, рынок  труда регулируется согласно законам  спроса и предложения. Спрос на рабочую силу в Республике Беларусь сегодня определяется следующими факторами:

    • экстенсивный путь развития экономики;
    • крайне низкая способность предприятий к формированию новых рабочих мест;
    • не эластичность спроса способствует росту безработицы;
    • превышение импорта над экспортом;
    • низкая производительность труда;
    • хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом.

Со  стороны предложения:

    • низкий уровень квалификации рабочей силы;
    • низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и личным транспортом);
    • асинхронизация между рынком и системой образования.

 

 

Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с  системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции  образовательных институтов на изменения  на рынке, с другой крайне низкий уровень  профессионального образования  и переквалификации. Все это обуславливает  все более отчетливую структурную  безработицу.

Низкая эластичность предложения  на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

Самые большие проблемы с  трудоустройством испытывают женщины. Дело в том, что имеющиеся вакансии ориентированы прежде всего на применение мужской рабочей силы.

Еще одна проблема - молодежная безработица. Среди не имеющих работы 40% - молодых людей до 30 лет. Следует  отметить, что в республике наблюдается  несоответствие спроса и предложения  рабочей силы. На 23 937 безработных заявлено только 8 781 вакансия, из них около 55% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий.

Зато сельское хозяйство  сегодня испытывает большую потребность  в трактористах, операторах машинного  доения, ветврачах, зоотехниках, инженерах, а также в фельдшерах. Дефицит  на такие специальности во многом объясняется большими физическими  нагрузками и невысоким уровнем  заработной платы, которая к тому же выплачивается несвоевременно.

Кроме того, остается высоким  число людей, которые официально не учитываются ни по одной из сфер деятельности. Они либо находятся  на иждивении у родственников, либо заняты в теневой экономике.

К слову, сегодня значительная часть граждан не желает регистрироваться в службе занятости. Основная причина - невысокий размер пособия по безработице (около 50 тыс.руб.). Смешная по меркам современной жизни, а порой и просто унизительная сумма для человека, оказавшегося в сложной ситуации.

Пособие по безработице в  Беларуси намного ниже, чем в соседних странах. Например, средняя величина пособия в Литве - 689,79 лита (около 200 евро). В Польше и Латвии величина пособия высчитывается для каждого в зависимости от приобретенного стажа работы и размера предыдущих зарплат. В России в конце 2008 года была установлена новая величина пособия по безработице - от 850 до 4900 рублей (22-132 доллара).

Сегодня многие из тех, кто  по тем или иным причинам потерял  работу, не регистрируются в органах  занятости, а ищут новое место  самостоятельно. Людей останавливает  не только мизерный размер пособия  по безработице, но и вменяемая безработному обязанность участвовать в общественных работах, предусмотренных Законом  «О занятости». В результате официальная  безработица в Беларуси, несмотря на кризис, не увеличивается.

В Министерстве труда исходят  из того, что безработица была, есть и будет. Задача же государственных  органов занятости состоит в  том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Поэтому основной упор будет сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

В то же время, если принимать  во внимание уровень скрытой безработицы, а также число граждан, не ставших  на учет в государственных органах  занятости и занимающихся собственным  трудоустройством самостоятельно, то реальный уровень безработицы может  быть исчислен десятками процентов. Точные данные о структуре и квалификационно-образовательном  уровне незарегистрированных безработных  получить практически невозможно.

Рис. 3.1 - Процент безработных  в СНГ

 

Исходя из вышеприведённой  диаграммы, можно отметить, что в  Беларуси наименьший процент безработных  в СНГ - 0,8%, на втором месте находится  Украина - 2%,а на третьем - Россия (2,3%).

 

Регулирование рынка труда  имеет большое социально-экономическое  и политическое значение и составляет особую заботу государства. Задача государства  — удержать безработицу на естественном уровне, что означает достижение полной занятости.  
Борьба с безработицей за счет инфляции не может давать желаемых результатов, так как вслед за инфляцией ухудшится состояние платежного баланса, упадет конкуренция, замедлятся темпы экономического роста.  
Государственная политика в области занятости должна строиться, прежде всего, исходя из определения типа безработицы. Государство должно бороться в первую очередь с циклической безработицей.  
Для снижения безработицы целесообразно использование любых инфляционно безопасных методов: 1) снижение налоговых ставок на бизнес; 2) совершенствование системы информации о свободных рабочих местах; 3) создание и улучшение деятельности бирж труда; 4) развитие системы переподготовки кадров; 5) создание условий для развития малого и среднего бизнеса; 6) разработка новых целевых программ трудоустройства молодежи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.  
Таким образом, в отношении безработицы государство проводит определенную политику: социальную, макроэкономическую и политику в сфере занятости.  
Макроэкономическая политика предполагает использование денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения безработицы.  
Меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные. Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и переквалификации, регулирование мобильности кадров, осуществление программ общественных работ, создание рабочих мест для молодежи, стимулирование самостоятельной занятости населения, содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса. Пассивная политика занятости включает в себя создание системы социального страхования и материальной помощи безработным (выплата пособий по безработице, создание системы материальной помощи по обеспечению прожиточного минимума). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.ИНФЛЯЦИЯ  ВИДЫ,ПРИЧИНЫ,ПОСЛЕДСТВИЯ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ В БЕЛАРУСИ. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА.

 

Инфляция является сложным социально-экономическим  явлением. Как экономическое явление  инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Но если ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), то в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Инфляция представляет собой одну из самых тяжёлых экономических  болезней ХХ столетия. Её грозные симптомы зафиксированы в хозяйствах рыночного  типа. Не имеют иммунитета против инфляции и те экономики, где механизмы  рынка разрушены административно-командной  системой. По своему происхождению  инфляция - явление, связанное с движением денег. Но, зарождаясь на разбалансированном денежном рынке, вирусы инфляции распространяются за пределы этой сферы, вызывая негативные процессы в других частях экономического организма: поражают производство, потребление и т.д. И чем более запущена инфляционная болезнь, тем сложнее стоящая перед государством проблема, тем объёмнее комплекс мер антиинфляционного регулирования. Ведь лечить приходится уже не только денежный рынок, но и государственные финансы, инвестиционный процесс, текущее потребление и иные области экономики. В период бурной неконтролируемой гиперинфляции борьба с ней становится всепоглощающей заботой государства. Любые его действия приобретают антиинфляционную направленность.

Другими словами, инфляция - это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонны колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен, вызывается различными причинами.

В условиях макроэкономической нестабильности, характерной для  Республики Беларусь, субъекты хозяйствования и население регулярно сталкиваются с проблемой прогнозирования  темпов инфляции в будущем. От

точности оценок будущей  инфляции зависят результаты принимаемых  решений, а следовательно, и связанные с этим реальные убытки и прибыли.

Прогнозирование инфляции имеет  ключевое значение и для органов  денежно-кредитного регулирования. Учитывая монетарную природу инфляции,

центральный банк согласовывает  свою краткосрочную денежно-кредитную  и валютную политику, направленную на стабилизацию выпуска и безработицы, с

долгосрочной целью достижения низкого уровня инфляции. Так как  эти двецели часто вступают в противоречие друг с другом, возникает необходимость в построении количественных оценок воздействия основных инструментов денежно-кредитного регулирования на темпы инфляции.

Построение инфляционных прогнозов не является тривиальной  задачей и, учитывая сложность механизмов развития инфляционных процессов, практически  невозможно без использования специальных  экономико- математических моделей. Такие модели должны отражать основные трансмиссионные каналы воздействия денежно-кредитной политики на цены;

учитывать влияние ряда немонетарных факторов; носить динамический характер, что позволяет проследить развитие инфляционных процессов во времени; достаточно точно описывать реальную ситуацию и в то же время быть

как можно более понятными и простыми при использовании.

Модель инфляционных процессов в Республике Беларусь имеет квартальную периодичность и основана на статистических данных Министерства статистики и анализа и Национального банка Республики Беларусь за временной период 2003–2012 гг. В отличие от имеющихся моделей

инфляции данной модели присущ ряд специфических характеристик.

Во-первых, она носит динамический характер, что позволяет исследовать развитие инфляционных процессов в Республике Беларусь как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе.

Во-вторых, настоящая модель отражает механизмы как инфляции спроса, так и инфляции издержек. Для этого в модель введены два ключевых соотношения. Первое из них отображает долгосрочную взаимосвязь инфляции

и денежного предложения, что позволяет количественно  оценить монетарные факторы инфляции. Второе описывает долгосрочную связь между динамикой уровня цен и динамикой издержек производства. Таким образом, последнее соотношение дает возможность исследовать влияние факторов инфляции издержек, в частности девальвации национальной валюты или роста цен на импортируемые энергоносители.

В-третьих, данная модель позволяет отразить динамику не только общего уровня цен, но и их структуры. Действительно, высокая инфляция служит благоприятным фоном для существенных изменений относительных цен товаров и услуг в экономике.

В четвертых, приведенная модель позволяет учесть тот факт, что ряд цен, прежде всего тарифы на услуги ЖКХ, услуги пассажирского транспорта

и связи, в Республике Беларусь находятся под государственным  контролем.

Эти цены, как правило, значительно  занижены по сравнению с себестоимостью услуг. Постепенное их повышение связано с необходимостью ликвидации прямого и перекрестного субсидирования. Тем не менее государственные органы контролируют их динамику, что позволяет считать такие цены экзогенно-заданными.

Инфляция классифицируется по трем критериям: формами проявления, темпами  обесценения денег, факторами инфляции.

По формам проявления инфляции можно выделить:

    • ценовую инфляцию, которая проявляется в форме роста цен;
    • инфляцию сбережений, когда обесценивание денег проявляется в росте вынужденных сбережений при зафиксированных государством ценах и доходах;
    • девальвацию, при которой обесценивания денег проявляется в падении их курса к иностранным валютам.

Основным видом инфляции в развитой рыночной экономике является ценовая инфляция, поскольку в условиях рынке вынужденные сбережения вообще невозможны, а девальвация обычно рассматривается как относительно самостоятельное явление.

По  темпам обесценивания денег обычно выделяют три вида инфляции:

    • ползучая, характеризуется ускоренным ростом массы денег в обороте без заметного повышения или с незначительным ростом цен - до 5% в год;
    • умеренная, открытая, которая проявляется в ускорении обесценивания денег в форме роста цен, который колеблется в пределах 5-20% в год. Такая инфляция становится ощутимой для экономических субъектов, и они начинают принимать адаптационные меры. Больше всего это удается предприятиям монополизированных секторов экономики, особенно «естественным монополистам». Занятые здесь предприниматели начинают учащенно повышать цены на свои товары в ответ на рост спроса. Их покупатели начинают нести дополнительные расходы, и поэтому повышают цены на свои товары. Постепенно инфляция распространяется на все секторы экономики, нарушая равновесие всего рынка;
    • галопирующая, когда рост цен 20-50%, а иногда 100% в год. Для этого вида инфляции характерно скачкообразное, крайне неравномерное распределение роста цен, которое трудно предсказать и которое не поддается регулированию. От такой инфляции трудно защититься, и влияние ее на экономику резко отрицательное;
    • гиперинфляция, характеризуется чрезвычайно высокими темпами роста цен - более 100% в год. На этой стадии деньги начинают терять свои функции, купюры низких номиналов и разменная монета исчезают из обращения, падает роль денег в экономике, распространяется бартер. Нарушается кредитный механизм, усиливаются стихийные процессы в экономике и т.д.

Информация о работе Макроэкономическая нестабильность и формы ее проявления в транзитивной экономике